профессионал: история перебежчика-чекиста

Oct 18, 2020 11:08

NB: в этой заметке используются исключительно данные из открытых и доступных широкой публике источников.

На Радио Свобода не так давно был цикл публикаций о судьбах чекистов 1937 года во время и (в отдельных случаях) после Великой Отечественной войны. Кто-то поднимал "огнем и мечом" партизанское движение, кто-то по-прежнему искал шпионов (во время войны чаще реальных), кто-то даже попал в плен и несмотря на то, что прошел концлагерь, получил 15 лет ИТЛ. Но был ли там рассказ про чекиста 1937 года, который стал высокопоставленным оперативником ЦРУ, специалистом по допросам (навык, ценный по обе стороны океана) и имел полное право свысока смотреть на то же Радио Свобода (тогда "Освобождение") как на младшее подразделение собственной "фирмы"?
Не было? Впрочем, и с другой стороны идеологических баррикад об этом человеке нет ни единого упоминания несмотря на популярность темы советских перебежчиков в постсоветской историографии и целому сериалу о них на телеканале "Звезда". Попробуем заполнить эту лакуну.

При работе с рассекреченными материалами ЦРУ по одной из послевоенных операций я наткнулся на нижеследующее описание одного из оперативников отдела Советской России (перевод документа см. в приложении)



Илл. 1. Описание сотрудника А. Ружицкого в приложении к проектной заявке от 7 сентября 1955 года

Так как биографическое описание казалось довольно полным, я решил отыскать советские следы этого перебежчика, все-таки не так часто сотрудники НКВД с 14-летним стажем перебегали к американцам. Первым делом выяснилось, что "Александр Ружицкий" это определенно псевдоним. Если этот человек закончил войну в Германии и из Германии перебежал к американцам, у него должны быть советские награды, что благодаря БД "Память Народа" сегодня легко проверяемо. Наград "Александра Ружицкого" в этой БД нет, значит, в 1945 г. его с очень большой вероятностью звали иначе.

Тогда я просмотрел имеющиеся у меня документы политотдела СВАГ, предполагая, что факт бегства офицера-чекиста не мог в них не отразиться. Довольно быстро я нашел подходящий случай: побег сотрудника УВД 1897 г. р. в марте 1948 г.



Илл. 2. Донесение об исчезновении майора УВД СВАГ от 16 марта 1948 г.

Однако, как нетрудно видеть, имя майора было вымарано перед публикацией документа. Публикаторы документа знали только, что майор Х пропал, поэтому вымарывание его имени совершенно оправдано. Мы же можем с большим основанием предполагать, что майор Х изменил присяге и поступил на службу в иностранную разведку, что несомненно придает делу общественную значимость. Увы, поиск в БД Память Народа нужного майора 1897 г.р. был бы подобен поиску иголки в стоге сена. К счастью, в одном случае имя майора вымарано не полностью и это дает нам зацепку.



Илл. 3. Фрагмент донесения начальника политотдела штаба СВАГ от 31 марта 1948 г.

Попробуем дешифровать эту криптограмму. Во-первых, очевидно, что это фамилия из шести букв в родительном падеже, что подтверждает прежний вывод, что "Ружицкий" это псевдоним. Последняя буква очевидно "А", третья от конца "О". Итак, с большой вероятностью, мы ищем фамилию ****ОВ. Закругления в первой и четвертой букве характерны для букв В и Р, после первой согласной скорее всего идет гласная, и есть лишь одна гласная с верхней чертой - Е. Наконец, третья буква, вероятно, согласная и тоже с верхней чертой, что дает выбор между Б, Г, П и Т.
Суммируем: (В/Р)Е*(В/Р)ОВ. Не надо быть мастером по скрабблу, чтобы разглядеть здесь две распространенные русские фамилии: ВЕТРОВ и РЕБРОВ.
Понадеявшись на то, что перебежчик сохранил свое русское имя, ищем в БД Память Народа Александров Ветровых и Ребровых 1897 г.р. и тут нам улыбается удача.

Ребров Александр Николаевич, 1897 г.р., в 1941 г. уполномоченный особого отдела 841 сп 237 сд, в 1945 г. оперуполномоченный СМЕРШ 2 Ударной армии.



Илл. 4. Документы А.Н. Реброва из БД Память Народа.

Следующие совпадения позволяют утверждать, что А.Н. Ребров и А. Ружицкий это действительно одно и то же лицо: оба родились в 1897 г. в деревне Шипилово Ленинградской обл., оба с 1919 по 1921 и с 1924 по 1926 гг. служили в Красной Армии, оба в 1934 г. поступили на службу в НКВД. Кроме того А.Н. Ребров в августе 1941 г. попал в окружение, как и майор Х, если верить справке СВАГ (см. приложение).



Илл. 5. Страница А.Н. Реброва в БД Кадровый состав органов ГБ СССР 1935-1939.

Относительно дальнейшей службы А.Н. Реброва в рассекреченных документах информации немного. В 1957 г. он снова сменил имя и стал зваться Theodore Z. Ostrum. В следующем году он (вероятно, по возрасту) покинул оперативную работу и перешел в отдел технического обеспечения (Technical Service Staff), где должен был работать с разведдокументами. Дальнейшая судьба в открытых источниках не прослеживается.



Илл. 6. Описание сотрудника Т. Острума в приложении к проектной заявке от 1 сентября 1957 года

Документальное приложение.

ребров

Previous post Next post
Up