Еще совсем недавно могло показаться, что Николай Васильевич Снессарев (1856 - 1928) , журналист (а также член Литературно-художественного общества, председатель Санкт-петербургского кружка спортсменов, распорядитель общества "Макарьевский кружок правильной охоты" и др. и пр.) безнадежно забыт потомками.
Снессарев больше 25 лет был сотрудником суворинского "Нового Времени", а потом ушел оттуда со скандалом и выпустил разоблачительную книгу "Мираж „Нового времени“". 10 лет спустя петербургская история повторилась в баварских декорациях: Снессарев стал доверенным лицом Великого князя Кирилла Владимировича, но через некоторое время рассорился с ним и написал разоблачительную книгу "Кирилл Первый, император… Кобургский".
Несколько лет назад немецкий
профессор-историк Томас Вебер, работая с хранящейся в Библиотеке Конгресса "библиотекой Гитлера" обнаружил в ней книгу Снессарева "Смирительная рубашка" (Die Zwangsjacke), с посвящением автора от 10.04.1923. Из посвящения следовало, что незадолго до того Гитлер и Снессарев встречались. На этом основании профессор сделал смелое заключение, что "весной 1923 года Гитлер еще верил в то, что альянс между германцами и русскими славянами может решить проблемы Германии". Увы, не очень понятно, как эта интенция следует из посвящения. Будучи человеком приземленным я бы предположил, что Гитлера скорее привлекла похвала в его адрес, весной 1923 года он еще был не слишком избалован лестью, а Снессарев писал: "Постепенно [итальянский] урок этот распространяется всюду решительно и с особой наглядностью в Баварии, где Хиттлер - вождь национального социального народного движения тот же Муссолини по типу. Фашизм[ы] Италии и Баварии аналогичны по существу и результатам. Не сговариваясь, а следуя инстинкту самосохранения и народному здравому смыслу, две нации нашли сами выход из тупика, созданного войной и усилением крайних социалистических теорий, ведущего к мировой революции или к разрушению всей современной цивилизации. Выход, как показывает сама жизнь, правильный и безошибочный."
Впрочем, на этом профессор Вебер не остановился. Когда в декабре 2017 года того потребовала политическая необходимость, он снова вернулся к теме, теперь в
статье для "Вашингтон пост". В этот раз оказалось, что Гитлер не просто прочел книгу Снессарева, но и нашел его идеи крайне привлекательными: из-за тогдашней слабости Германии Гитлер видел возможность борьбы против англо-американцев лишь в союзе с Россией, в которой восстановлен царский строй (просто поразительно, сколько выводов можно выжать из одного-единственного инскрипта, если вы - профессор истории и достаточно настойчивы). То, что на самом деле в декабре 1922 года Гитлер размышлял о расчленении России с помощью Англии, после чего образуется "достаточно земли для немецких поселенцев и широкое поле деятельности для немецкой промышленности", профессор американским читателям рассказывать не стал.
Вместо этого, следуя закону великого Годвина, он перекинул мостик в сегодняшний день и смело увязал контакты русских монархистов с Гитлером и вторжение Путина на Украину и в американскую избирательную систему. Чем, конечно, подбросил дров в огонь старого академического спора между белыми и красными путинологами (часть западных ученых считает Путина красным, так как распад СССР стал для него "крупнейшей геополитической катастрофой" XX века, а часть - белым, так как он опирается на идеи белоэмигрантов-националистов).
Так как я принадлежу к немногочисленной фиолетовой фракции (тех, кому Путин в целом фиолетов), но тем не менее всячески поддерживаю возвращение эмигрантских писателей из небытия, попытаюсь внести не идеологический, а фактологический вклад в дискуссию и печатаю
письмо Николая Снессарева Фритьофу Нансену, написанное осенью 1922 года, как раз во время его работы над "Смирительной рубашкой". Хотя в нем нет ни слова про Гитлера, зато много говорится о даче, так что сохраняется известная
преемственность темы.