I.
("Труд и свет", №2, апрель 1918 г.)
II. Петр Григорьевич Шевцов родился в 1890 году в крестьянской семье. В 1910 году закончил Воронежскую гимназию и поступил в Петербургскую Военно- медицинскую академию. Хорошо учился, "поведения был отличного", но не вынес анатомических работ над трупами и перевелся на историко- филологический факультет столичного университета. Успешно заканчивает его, пишет пьесу, которая ставится в одном из театров , поступает на службу репортером в суворинскую "Новую маленькую газету" ( так правильно называлась она). Это было отнюдь не черносотенное издание, как утверждают многие историки, Февральскую революцию встречает с восторгом. Поклоняется поочередно то П.Н. Милюкову, то А.Ф. Керенскому, но ни к одной из партий не примыкает. На провокаторской службе П.Шевцов не состоял, заданий от буржуазии не получал, в организацию "Труд и Свет" не "втирался", рабочую молодежь обмануть не пытался. Выходец из низов, получивший высшее образование, перебивавшийся с хлеба на квас репортерством и репетиторством, он горел мечтой российской интеллигенции - послужить своему народу, помочь простым людям увидеть свет новой жизни. Он мучительно искал точку приложения своей неуемной энергии, и, наконец, такой случай представился. В апреле 1917 года Петр Шевцов оказался на заводе "Новый Первонайнен" [Новый Парвиайнен], где трудился его литературный подопечный, юный поэт Я.Бердников, который познакомил его с Г.Дрязговым, а тот в свою очередь пригласил выступить на собрании молодых рабочих завода "Рено" 18 апреля 1917 года. Выступление молодого интеллигента произвело на рабочую молодежь колоссальное впечатление, и нет ничего удивительного в том, что Петр Шевцов вскоре возглавил организацию "Труд и Свет". После Октября, в годы гражданской войны, он воевал на стороне красных, награжден орденом Красного Знамени. В 1919 году вступил в партию большевиков. Перед этим он обращался к Н.К. Крупской за рекомендацией, но ответа не удостоился. В 20-е годы работал председателем окрисполкома в г.Купянске Харьковской губернии, затем в г.Троицке [Троцке] (Гатчина), а в 30-е годы следы его потерялись... Судя по сохранившейся переписке между ним и Г.Дрязговым, относящейся ко второй половине 20-х годов, Петр Шевцов весьма болезненно воспринимал многочисленные фальсификации истории "Труда и Света", собственной деятельности во главе этой организации. Несколько раз обращался к Н.К. Крупской с просьбой оградить его от наветов, однако без всяких результатов. "Не могу понять, - не без грустной иронии писал он в 1925 году ленинградским комсомольцам, - почему Надежда Константиновна раз и навсегда причислила меня к врагам рабочего класса или к неспособным понять марксизм-ленинизм, т.е. прогрессировать диалектически". История должна быть такой, какой она "должна была быть, а не какой она была на самом деле". Данный методологический "принцип" действовал неукоснительно уже в 20-е годы, поэтому к голосу правды никто не собирался прислушиваться.
(В. В. Долгов, В. К. Криворученко, В. А. Родионов. "Молодежное движение в России" М. 1997)
III.
IV.
Одной из серьезных задач, которую взял на себя Антикомитерн, было изучение идеологических заблуждений советского мировоззрения. Этим занимался профессор Петр Шевцов. Он заметно опустился в немецком плену, но сумел написать превосходный критический разбор диалектического материализма, возможно, единственный полезный текст, вышедший из недр Антикоминтерна.
Издаваемый Меллером альманах "Новые вехи" представляет безусловно большой интерес. Там содержится ряд очень хороших и ценных статей, как для истории, так и для сегодняшнего дня. В частности, там была блестящая статья профессора П.Н.Шевцова, посвященная критике основ диалектического материализма. П.Н.Шевцов - советский профессор, которому я, кстати сказать, в бытность свою студентом сдавал диамат. Его работа выгодно отличается от всех известных мне эмигрантских попыток на эту тему, т.к. не бьет кулаком по воздуху, а вскрывает недостаточность и ложность большевистской философии с полным знанием их действительно слабых мест. V.
"Пегешев" - псевдоним П.Г.Шевцова (см. напр. А. Ю. Галушкин "Литературная жизнь России 1920-х годов: Москва и Петроград 1917-1920 гг"), т.е. в биографической справке II речь идет об авторе текста I. Довольно вероятно, что в документе III говорится о нем же (совпадают фамилия, имя, отчество, год и место рождения).
Соблазнительно было бы предположить, что о нем же говорится в цитатах IV. Тем более, что подпись под статьей "П.Г.Ш." весьма похожа на ранний псевдоним "Пегешев".
Однако, есть и контраргументы: в биографической справке ничего не сказано о профессорстве и преподавательстве диамата.
Вопрос, равно и как последующая судьба П.Г.Шевцова, требуют дальнейшего изучения.