анонс

Jul 18, 2015 12:56

На сайте замечательной электронной библиотеки "Вторая литература" помимо прочих публикаций будут теперь появляться поднемецкие периодические издания, в частности, "Парижский вестник".
Номер 1.Разумеется, к этому источнику как и к другим первоисточникам по истории русского/советского коллаборационизма следует относиться с осторожностью, понимая, ( Read more... )

Leave a comment

bbb July 18 2015, 17:28:03 UTC
Просто для уточнения, я правильно уловил, что под "первоисточниками по истории советского коллаборационизма" вы понимаете советскую подцензурную печать, типа газет "Правда", "Известия" и т.д., включая издания на языках завоеванных стран?

Reply

labas July 18 2015, 17:50:53 UTC
Нет, я подразумеваю под ними русскую поднемецкую печать.

Reply

bbb July 18 2015, 17:52:36 UTC
А как тогда называть тех коллаборационистов, русских и нерусских, которые сотрудничали в советской печати?

Reply

labas July 18 2015, 18:01:03 UTC
Борис, я знаю, что использование этого слова Вам не по душе, и - ориентируясь в том числе и на Вас и Ваших единомышленников - я стараюсь в своих текстах использовать нейтрально-звучащие эвфемизмы типа "поднемецкий".
Но на данный момент общеупотребимая терминология не только в российской, но и западной историографии такова, слово "коллаборационист" используется в качестве маркера сотрудничества с нацистами. А в качестве маркера сотрудничества с коммунистами не используется.
Если завтра ситуация изменится, то и я изменю словоупотребление, мне это совершенно до фонаря.

Reply

bbb July 18 2015, 18:44:57 UTC
Не то чтобы "не по душе", просто я не считаю правильным, когда слова с одним и тем же смыслом применяются в одних случаях и не применяются в других, полностью аналогичных случаях. Это из той же серии, что ихние бандиты и наши партизаны, ихние шпионы и наши разведчики, и т.д. Нет никаких проблем с использованием любой терминологии, если это использование последовательно - если "шпионы", то и ихние, и наши, если "разведчики", то тоже и ихние, и наши.

Опять же, если какая-то семантическая манипуляция широко распространена, то лично я считаю тем более особенно важным стараться ее избегать. Только так и можно вносить хотя бы маленький и ничтожный, но вклад в приращение разума.

В данном же случае мне действительно показалось, что вы тоже решили последовать моему принципу и стали использовать слово "коллаборационист" в соответствии с его значением, а не в соответствии с господствующей манипулятивной практикой. Только этим и вызван был мой коммент.

Reply

evgeniy_efremov July 19 2015, 08:35:44 UTC

Здесь речь идёт о сотрудничестве, а оно не может не быть ВЗАИМОВЫГОДНЫМ. Сторонники слова "коллаборационист" вряд ли держат это в голове.

Reply

stierliz August 24 2015, 16:46:26 UTC
То есть, человек родившийся в 1920 году и работавший в газете Правда - тоже коллаборационист? А Луначарский, например, который советскую власть приближал всеми силами - и он тоже?

Reply

bbb August 24 2015, 18:01:58 UTC
Нет, коллаборационист - это, в общем случае, человек, сознательно вступивший на путь политического сотрудничества с оккупационными властями.

В этом смысле коллаборационистами оказываются, например, политические деятели, пишущие на политические темы журналисты и т.д. прибалтийских республик непосредственно послевоенного времени. Видимо, то же относится к политикам оккупированной Германии, вне зависимости от того, с какой из оккупационных властей они сотрудничали. И к деятелям послевоенной Польши.

К жителям собственно России это понятие вряд ли приложимо (если речь идет о работе в системе российского/советского правительства).

Точно так же оно вряд ли приложимо к тем, кто при данной власти родился и вырос, то есть перед кем не стояла возможность выбора (например, к тем жителям Прибалтики, кто в 40-е годы был школьником или вообще еще не родился).

Reply

stierliz August 24 2015, 18:09:25 UTC
Тогда да, совершенно согласен.

Reply

bbb July 18 2015, 18:46:52 UTC
Я, кстати, даже не представляю, кого вы считаете в данном случае "моим единомышленником". Те соображения, которые я кратко изложил выше - исключительно мои собственные, я их ни с кем не согласовывал и даже не знаю, кто еще их разделяет.

Reply


Leave a comment

Up