единственный козырь, обещающий несомненный успех

Mar 04, 2015 15:36

Копия.
Мюнхен, 21.11.1928
Господину д-ру Йозефу Хельду
Кенигин[штрассе] 1

Ваше высокоблагородие!
Сегодня я, сославшись на д-ра Лавачека, знакомого E[го] Превосходительства Вашего отца [министра-президента Баварии Хайнриха Хельда], попросил принять меня по вопросу немецко-украинских отношений; что, к сожалению, в силу пошатнувшегося состояния Вашего здоровья - как мне сообщили - станет возможным лишь через несколько дней, вследствие чего я прошу Вас изволить принять для ориентировки следующие сведения:
Мы много лет работаем над немецко-украинским взаимопониманием с тем, чтобы после крушения большевизма найти территорию, хлеб и сбыт для нашей страны. Мы поддерживаем идею свободной Украины, ведь лишь расчленение бывшей русской огромной империи даст гарантию постоянной безопасности на Востоке.
Не занимаясь самостоятельно политикой, мы поддерживаем ту украинскую группировку, которая ставит своей целью свободную Украину. Это группировка давно живущего в Мюнхене полковника Полтавца фон Остряницы.
После краха дружественного по отношению к полякам Ливицкого и ухода от дел настроенного великорусски и крупно-аграрно гетмана Скоропадского Полтавец это единственный козырь, обещающий несомненный успех, по каковой причине его активно обхаживают французы. Но так как Полтавец питает сильные дружеские чувства к немцам, он хочет вести политику, дружественную по отношению к Германии, или как минимум ориентированную на немецко-французское согласие, ни в коем случае не чисто французскую. Его дружеское отношение к Германии он доказал, когда будучи в 1918 году рейхсканцлером освобожденной нами Украины, преподнес Германии подарок в 30 миллионов центнеров зерна, что равнялось [в пересчете] 300 миллионам марок. На голову каждого немца досталось по полцентнера, что при тогдашних пайках было тождественно обеспечению всего населения Германии на два полных месяца. В условиях весьма напряженного положения с продовольствием лишь этот грандиозный подарок сделал возможным для нас продержаться весь 1918 год. Свидетель сего факта - ротмистр граф Берхем, Айнмиллерштр. 25/I, который служил тогда посольским советником при немецком посланнике в Киеве.
Этот человек, так бесконечно много сделавший для Германии, в настоящий момент испытывает нужду. С учетом его скромных потребностей на то, чтобы устранить это бедственное положение, много не потребуется. Не найти выхода из этого положения было бы поступком не только неблагодарным и постыдным, но и неумным, так как он, стоя во главе организации из 50000 казаков, несомненно снова вернется на политическую сцену. Человек, который благодаря своему 300-миллионному подарку месяцами поддерживал нас на плаву, мог бы сегодня даже потребовать выручить его из нынешней нужды. Конечно, здесь можно сослаться на рейх как на главнейшую инстанцию! Но ведь и мы в Баварии получили часть этого подарка на сумму в 40 миллионов [марок], а его нужда в настоящий момент так остра. Если оказать ему первую помощь, то затем он сможет обратиться и к рейху!
Хочу просить Ваше высокоблагородие поддержать нас в этом предприятии по собственному усмотрению или по согласованию с его Превосходительством Вашим отцом, посему прошу Ваше высокоблагородие по Вашем выздоровлении предоставить мне возможность для личной беседы, либо направить ответ в "Союз друзей Украины" по адресу: Школьный директор А.Штолль, Хессштрассе 16/II.

С совершенным почтением,
подп. Й.Мюллер,
старший лейтенант в отставке.
Перевод мой.

полтавец, документы: StAM

Previous post Next post
Up