I.
21/III 22Београд
Крунска 41
В редакцию журнала
Новая Русская Книга
М.Г.
Послал Вам третьего дня заказной бандеролью последний экз. моей книги "Масонство и русская революция".
Так как у меня нет средств на покупку Вашего интересного журнала, то не откажите в любезности прислать мне оттиск рецензии по адресу в заголовке.
Простите за безпокойство.
С сов. почт.
Гр. Бостунић.
II. ГРИГОРИЙ БОСТУНИЧ. М а с о н с т в о и р у с с к а я р е в о л ю ц и я. Сербия. 1922
Европа устала от своих культурных будней. В жажде экзотики она хватается за roman d'aventure, за обряды кафров-фетишистов, за утопии и хроники XXX века, за уютный быт пещерного дедушки, за мистику советских канцелярий. Но никто до сих пор не знал, что фантастические страны находятся так близко от нас, что не надо преодолевать времени или на храброй шхуне мчаться к Слоновому Побережью. Достаточно купить книгу г. Бостунича. Правда, это дело нелегкое, ибо она наверное (автор приводит десятки однородных случаев) в первый-же день скуплена масонами и сожжена. Во всяком случае, я глубоко счастлив, ибо обладаю этим гидом по фантастике повседневного.
Кафры, туземцы с Маори, марсиане и герои "Нэпа", откровенно говоря, живут довольно пресно и обыкновенно. То ли дело день российского эмигранта в К. С. X. С., прочитавшего книгу г. Бостунича и в оную уверовавшего.
Встает. Жена купила новые носки. Хочет надеть, но в ужасе зрит: на пятке крест. "В сербском очаге масонства - Воеводное продаются носки с серебряным крестом, приходящимся именно на пятку". Что ж, придется без носков гулять. Берет "Новое Время" и, читая, трепещет: исключительно имена масонов: Ллойд-Джорж, Клемансо, граф Толстой, Маклаков, Родичев, Гучков, даже парижский корреспондент "Нового Времени" некто Семенов. Кидает масонский листок. Сомневается в своей жене - не иудейка ли она? Бостунич разоблачил многих. Во-первых, на десять большевиков по меньшей мере приходится двенадцать евреев (многие с двойниками, а Лениных даже три, в одном лице один сменяет другого: Циберлейн, Гольдман, Цедерблюм); Чичерин - еврей (только паспорт дворянский), Луначарский - Мандельштам и пр. Далее: Виктор Чернов никто иной, как Либерман. Масон швейцарского посвящения. Гучков - еврей (Вакье) и пр. Бежит из дому. На улице начинаются главные испытания:
I. Проходят дети - скауты. "Еще опаснее теософов бой-скаутские и герль-скаутские организации".
II. На стене треугольник "Союза Христианских Молодых Людей" - "один из самых опасных подкопов".
III. Юноши играют в футбол - "в действительности, не в футболе (глупейшей и безсмысленнейшей игре) сила". У всех на трико пентаграмма. "Под Сербию ведут подкоп".
IV. Подходит девушка с кружкой "День белого цветка" - масонская организация.
Опасности сгущаются. Сапы растут. Несчастный вспоминает, что есть только два автора, которым можно доверять: Петр Краснов ("гениальнее Льва Толстого") и Ветлугин. Хочет послать им телеграмму "S.O.S.". Берет самопишущее перо и тихо, смертельно стонет... "Ведь это главная ложа... Фирма Ватерман - три сатанинские пентаграммы".
Хочет подкрепиться. Идет менять старые "романовки" и "думки" (вывез). Но на тысячерублевках свастика "бороздка масонского ключа", жжет пальцы. В кармане сто динаров. Безнадежность.
Ресторан. Бифштекс. Мрачные мысли: ритуальные убийства, пытки, ложи, звезды. Видит всю схему: над мастерами - 30-я степень "Шевалье-Кадош", над ним:
"Alliance Israelite Universelle", над ним - "Некоронованный еврейский царь, властелин мира", и всех выше ужасный козел-сатана - Бафомет.
С горя заказывает шампанское. На французское не хватает динаров. Приносят - масонский яд, зелье сатанинской фирмы "Kupferberg Gold". Зовет лакея. Конец - лакей подымает руку. Вы думаете просто? Бостунич знает все, Бостунич объяснил - это масон зовет другого на помощь.
Что делать - убить? Но вот был масон генерал Романовский. Он нашил на рукава добровольцев треугольник дьявола. Добрармия погибла. Романовского убили. Не помогло. Он, убитый, стал еще опаснее. "Злодей из астрала пришлет сюда больше вреда".
Спасенья нет. Эмигрант умирает - оставив жене, подозреваемой в посвященьи шотландского толка, думку со "свастикой", перо с пентаграммой, и книгу Бостунича. Счастливая наследница! Читатель! К какой бы ложе ты ни принадлежал (не отпирайся), брось Стивенсона и Марк-Орлана, Уэльса и Бенуа: достань книгу г. Бостунича.
Масон ложи "Хулио Хуренито", мексиканского толка, 32 ст. ("принц королевской тайны"), хасид и цадик, чекист в 4 личинах (жид - мадьяр - латыш - китаец)
И л ь я Э р е н б у р г.
I. - Hoover Institution Archives, Boris I. Nicolaevsky Collection, Box 124, Folder 24 (по микрофильму в коллекции BSB)
II.- "Новая Русская Книга", Берлин, №3, 1922, стр.11-12 (благодарю за оцифровку Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл)
Оба текста в оригинале - в старой орфографии.
К сожалению, ответа Гр.Бостунича архив редакции не сохранил.