к родословной штандартенфюрера

Nov 10, 2013 17:12

В своей автобиографии, хранящейся в его личном эсэсовском деле и написанной вероятно вскоре после прихода нацистов к власти, Грегор Шварц-Бостунич указывал

Родился 1 декабря (19 ноября ст. стиля) 1883 в Киеве (Южная Россия). Отец Вильгельм Бартольд Шварц происходил из древнего рода балтийской знати (1848-1917). Мать Ольга, урожденная Бостунич (1853-1916), баварской крови от ее матери Каролины урожденной Риглер. Доказав свое чисто германское происхождение, я получил гражданство уже в 1925 в Баварии.1 К этому короткому абзацу есть, как минимум, три замечания. Во-первых, как мы увидим впоследствии, мать Шварца-Бостунича никогда не носила фамилию "Бостунич". Во-вторых, указанная им дата рождения матери неверна. Ну и в-третьих, Шварц-Бостунич умалчивает о своем деде по материнской линии (вероятно, потому, что его имя - Давид - могло навести на ненужные ассоциации). Рейхсфюрер СС Гиммлер, в иных случаях весьма щепетильный2, здесь, однако, поверил кандидату в эсэсовцы на слово.
За 15 с лишним лет до этого Шварц-Бостунич написал другую автобиографию:

Григорий Васильевич Бостунич (по рождению Шварц, принял в 1915-м году фамилию деда с материнской стороны - серба) родился в Киеве 19 ноября 1883-го года в семье страхового деятеля единственным ребенком. Под влиянием матери с детства полюбил литературу и театр и уже 12-ти лет написал драму "Дон-Жуан" и одноактную картину "Ополченец 1812 года", потом уничтоженные. 3 Именно дед с материнской стороны и будет нас интересовать.
Согласно родовому древу Шварцев Вильгельм Бартольд Шварц женился на Ольге Бостуновой (Olga Bostounow) из Киева (1855-1915) 21 апреля 1874 года. Через 9 лет у них родился единственный сын - Григорий4.
В Российском государственном архиве литературы и искусства, в фонде 1403 (документы А.А.Игнатьева и Н.В.Трухановой) обнаружилось довольно интересное письмо5, позволяющее распутать непростые семейные узы Шварцев и Бостуновых.
Начнем с конца. В 1918 году известная актриса и балерина Н.В.Труханова (урожд. Бостунова) вышла замуж за графа А.А.Игнатьева. Наталья Владмировна была дочерью (скорее всего незаконной, так как на момент ее рождения ее отец состоял в другом браке6) певца и драматического артиста Владимира (сценическое имя Эдмонд) Давыдовича Бостунова. Вышеупомянутое письмо написано вскоре после смерти Эдмонда его сестрой - Ольгой Давыдовной Шварц - матери Н.В.Трухановой - Пелагее (Мари) Людвиговне Бостуновой.
Таким образом, Н.В.Труханова и Г.В.Шварц-Бостунич - двоюродные сестра и брат, а "красный граф" А.А.Игнатьев - двоюродный свояк штандартенфюрера.
В письме, помимо прочего, упоминается дележ наследства между Эдмондом и сестрами после смерти их матери:

А просила мать: если от продажи Акций и бумаг кой-что останется, дать Эд. 4-5 тысяч, а Грише [т.е. будущему Шварцу-Бостуничу] полных 5000 положить на его имя до совершеннолетия; между прочим, всю ее обстановку, белье, серебро, ценные вещи все отдать Эдм.; при этом она сказала: Вы добрые сестры и у вас все есть... Мы продали оставшиеся бумаги и несмотря на ропот Дрезенов сейчас же выслали Эд. 5000 рублей. Сыну моему нечего было дать и Дрезены отвечали, что он в будущем ими будет награжден. Предсказания моей сестры оправдались и через год-два у брата уже не было ни гроша.7 Страсть своего отца к мотовству подтверждает в мемуарах и его дочь, добавляя, однако, факт, который в свое время вполне мог бы заинтересовать рейхсфюрера СС:

Отец мой был во всех отношениях человеком блестящим и на редкость одаренным. Он унаследовал от деда, чистокровного цыгана, красивейшую внешность и врожденное тяготение к кочеванию. Высокого роста, прекрасного сложения, с необычайно пластичными движениями и походкой, маленькими руками и ногами, жгучими пивными очами (так на юге называют глаза цвета пива) на смуглом лице - он казался воплощением самой гармонии.
Жизнь отца была романтичной. Родился он в богатой семье, но ничем ее не порадовал и шестнадцатилетним юношей бежал из коммерческого училища на сцену.
Бабушка - полупольского, полунемецкого происхождения, человек крутой, расправилась с ним за этот поступок жестоко. Она отвезла его в Гамбург и посадила на пароход, отбывавший в Америку. Там, лишенный какой бы то ни было помощи от семьи, перепробовав в течение двух лет различные профессии - до уличного певца включительно, - он просто бродяжничал.
Наконец бабушка смилостивилась и выписала его обратно на родину. По дороге из Америки в Россию отец задержался на год в Италии и прошел там школу пения. Впрочем, это не переменило намерений бабушки, и она по приезде сына наградила его солидным делом: магазином ювелирных изделий.
Как и следовало ожидать, упорядочить поведение блудного сына не удалось.
Страсть к театру осталась неизменной, и по возвращении в родной Киев отец завел собственную оперную антрепризу, где пел свой излюбленный репертуар - арии из опер Моцарта, Россини и Верди.
Понятно, что коммерческими делами отец занимался плохо, наделал огромные по тому времени долги - 300 000 рублей, и, объявленный "несостоятельным должником" (закон прежних времен был неумолим), под угрозой тюрьмы бежал из Киева.
Тогда-то он и сделался профессиональным актером8
Итак, внук считает своего деда сербом, а внучка - цыганом. Однако, отметим, что версия о деде-сербе появилась до переселения Шварца-Бостунича в Германию (т.е. не связана прямо с необходимостью доказывать арийское происхождение), а у актрисы может возникнуть вполне понятное желание несколько романтизировать свою биографию.
Попробуем повнимательнее присмотреться к биографии Эдмонда Бостунова. Словарь "Отечественные певцы" сообщает нам:

БАСТУНОВ (Бостунов; сцен. псевд. Агнесов, Кинде) Эдмон Давыдович, 1853, Киев - 14(27).9.1913, Петербург - арт. оперы (лирич. баритон), оперетты, драмы, концертный певец, литератор. Род. в купеческой семье. После окончания киев. гимназии поступил в Петерб. коммерческое уч-ще, затем продолжил образование в Берлин. коммерческой торговой академии и одновременно обучался в Берлин. театр. школе у известных трагиков Ф. Гаазе и Г. Гендрихса. Позднее в течение двух лет жил в Америке. Вернувшись в Петербург, брал уроки пения у И. Кравцова. Пел рус. романсы в петерб. кафешантане под псевд. Агнесов. Затем совершенствовался в вокальном искусстве в Вене, Берлине и Милане у профессоров И. Бека, Ф. Беца, Ф. Ламперти, Дж. Ронкони. С 1873 выступал на конц. эстраде в Харькове, затем пел в Одессе (антр. А. С. Раппорта), в 1875-77 - в Киеве (антр. И. Я. Сетова), в 1894 - в Петербурге (т-р сада "Аркадия", антр. М. Лентовского).
Обладал голосом "бархатного" тембра. Уделял большое внимание гриму. Всего исп. ок. 1000 ролей (в опере, оперетте и драме)...
Нек-рое время выступал в Берлине под псевд. Kinde. После непродолжительной оперной карьеры оставил сцену и занялся коммерцией. В 1883 вновь вернулся на сцену в качестве опереточного певца. Дебютировал в партии Маркиза де Корневиль ("Корневильские колокола" Р. Планкета) в петерб. т-ре "Аркадия" (здесь также выступал в 1894). В сезоне 1883/84 выступал в петерб. Малом т-ре (антр. М. Лентовского), затем в моск. т-ре "Эрмитаж", одновременно - в драм. спектаклях в героич. ролях.
Преподавал драм. искусство в школе А. Суворина.
Автор рассказов, очерков, воспоминаний, переводчик пьес и либретто оперетт. 9Укажем и еще на одну биографическую заметку. В журнале "Киевский театрал", №6 за 1907 год был опубликован портрет Э.Д.Бостунова в роли короля Лира с такой подписью:

Киевлянин по рождению, Эдмунд Давидович исколесил всю Россию и 36-й год уже служит Мельпомене, в настоящее время в Петербургском Малом театре Суворина10 Одним из редакторов журнала был тогдашний студент киевского университета Григорий Шварц, впоследствии Грегор Шварц-Бостунич.
Несмотря на то, что Эдмонд родился в "богатой семье"/"купеческой семье" по сословному происхождению он почти до самой смерти был мещанином. Сестра вспоминала, что

... он сообщил, что по поводу 3-хсотлетия России он за безупречную деятельность актера получил Потомственное почетное гражданство. Это его более всего радовало, т.к. кличка "мещанин" его уязвимое место было.11 В воспоминаниях Э.Д.Бостунова, опубликованных в 1897 и 1904 г.г. в "Историческом вестнике" о семейных делах говорится немного:

Я рано лишился отца и, оставшись единственным сыном у матери, был избалован и изнежен ею до крайности: прихотям моим не было конца, при чем всякое мое желание было для матери законом и непременно выполнялось. В одном только я встретил ее решительное противодействие, которое и повело нас, страстно любивших друг друга, к печальному разрыву.
Дело в том, что театр был для меня тем храмом славы, счастья, а актеры теми его священнослужителями, которые с юношеского возраста приковывали к себе все мое внимание, когда я еще был на гимназической скамейке, и которым я пламенно мечтал посвятить всю мою жизнь.12 Из первой же фразы следует, что ни Г.В.Шварц-Бостунич, ни Н.В.Труханова своего деда никогда не видели.
Далее, Э.Бостунов подробно рассказывает (вкратце уже известную нам) историю бунта против матери и последующей ссылки в Америку. После множества захватывающих приключений мемуарист получил в Питтсбурге денежное письмо

... от лучшего друга моей семьи, впоследствии моего отчима, в котором он предлагал мне вернуться в Европу, для чего и присылались мне деньги, переводом на известный банкирский дом [...]
Вся Америка мне вдруг показалась такой омерзительной, что я, точно убегая от злого духа, со всею поспешностью собрался в путь [...]
Встреча с матерью... Но я этого не стану описывать; скажу только одно: страшное дело - жизнь! нужны годы страданий для того , чтобы заслужить один момент нестерпимо мучительного благополучия...
И вот я снова был в недрах моей семьи и сейчас же опять стал приводить ее в отчаяние. Во время сравнительно недолгого моего пребывания в Америке, я приобрел невозможные для порядочного дома привычки: я пил водку, как воду, не выпускал трубки из зубов, жевал табак, во время чтения газеты, после обеда, закидывал ноги на обеденный стол и выплевывал свою жвачку на шпалеры стен и на мебель, куда попало; в манерах я был неуклюж, с огрубелым говором, и постоянно находился в боевом расположении духа, готовый с кем бы то ни было затеять ссору, чтобы иметь случай показать свое искусство в боксерстве. Но это не было делом моей души, а потому это было дело поправимое. Через несколько месяцев я снова принял свой прежний вид.13 Но и "прежний вид" был очевидно не столь чопорным, потому что в следующей части мемуаров автор подробно расписывает свою пьяно-бродяжническую жизнь в Санкт-Петербурге14. Наконец, благодаря случаю и таланту он получает свои первые ангажементы, но и здесь

вечные пирушки, пикники и т. п. уносили с собою не только весь заработок деньгами, но поглотили в конец и все мое имущественное состояние настолько, что после сезона я возвратился домой, к моим родным, в весьма непрезентабельном виде, шокировавшем и ставившем в недоумение даже пассажиров, ехавших со мною в одном вагоне из Одессы в Киев. Представьте себе, что на мне был надет какой-то кургузый серенький пиджачок, довольно грязный и выцветший, поднятый воротник которого закрывал сомнительной чистоты воротничок сорочки. О жилете не было и помину. Но хуже всего было то, что вместо брюк на моих тонких, журавлиных ногах было натянуто черное театральное шелковое трико, а ноги вместо ботинок были обуты в театральные черные бархатные туфли со стальными пряжками. На голове широкополая артистическая шляпа, а весь багаж мой заключался в клавираусцуге "Риголетто", который я бережно всю дорогу держал подмышкой. Такая фигура возбуждала невольно общее внимание пассажиров.
Моя матушка, увидев меня в таком виде, упала в обморок, а сестры разбежались со страха.15 После нескольких лет карьеры оперного певца

в силу семейных обстоятельств, я неожиданно должен был оставить сцену. Целых четыре года я не был в соприкосновении с театром и артистической средой, почему и пропускаю пережитое за этот период времени.
Скажу лишь, что только сцена выручила меня, когда я, благодаря неудачам, потерял за это время в коммерческих предприятиях все унаследованное состояние и остался "яко наг, яко благ, яко нет ничего", преследуемый вдобавок кредиторами.16
Объяснение описанным перипетиям неожиданно обнаруживается в воспоминаниях киевского купца А.В.Паталеева:

Одним из самых красивых домов на Крещатике был дом генерала Крылова, построенный инженером Бенземаном. Дом этот принадлежит теперь 1-му Российскому страховому обществу. На нем надстроены новые этажи, и он принял теперь совершенно иной вид. В шестидесятых годах в доме этом наверху помещались кофейная и бильярдная при известной в то время кондитерской "Яссы", принадлежавшей Давиду Бастунову, отцу известного драматического артиста Эдмунда и находившейся в том самом помещении, которое теперь занято кондитерской Жоржа [...]
Следующий в этом же доме магазин по Крещатику занимал ювелир Концевский, сперва в компании с Земянским, а затем самостоятельно.
Концевский был страстным охотником на болотную дичь, чему и предавался в обществе Протасова, Егора Кобца и В.И.Паталеева. После смерти Бастунова он женился на его вдове и вскоре ликвидировал кофейное и кондитерское дело. Затем в компании с Генрихом Карловичем Клугкистом он купил дом генерала Крылова. Впоследствии свою часть в доме он уступил компаньону и уехал за границу, где и умер.17
Кажется, теперь все встало на свои места. Ювелир Концевский и был тем самым отчимом, который спас юного Эдмонда из американских джунглей. А после его смерти Эдмонд, вероятно, унаследовал его ювелирное дело18, которое благополучно и промотал.
Но у нас появилась новая зацепка - искомый Давид Бостунов, оказывается, владел киевской кондитерской под названием "Яссы" на углу Крещатика и Прорезной (кстати, довольно знаменитое место, на котором через полвека будут зарабатывать свою трудовую копейку М.С.Паниковский и городовой С.В.Небаба). Редактор газеты "Киевский телеграф" Альфред фон Юнк так рассказывал об этой кондитерской в апреле 1861:

К числу новых открытий принадлежат две кондитерские под фирмами: "Одесса" и "Яссы", первая устроена без всяких затей, хотя в ней и можно все достать по умеренным ценам и принимает заказы на все что вам угодно, - вторая устроена вполне на аристократическую ногу и мы без преувеличения можем сказать, что и в столице подобное заведение могло бы считаться первым. Не говоря о приготовлении в этой кондитерской конфектов, тортов, разных печений и т. п. убранство ее великолепно: мебель покойная на пружинах, дамская гостинная наполнена тропическими растениями. С нижнего этажа проведена спиральная лестница на второй этаж, где устроены прекрасная билиардная и особый буфет. Здесь во всякое время можно встретить множество посетителей играющих в билиард, шахматы или домино. Умеренность цен много привлекает посетителей и в свободное время здесь с удовольствием можно провести вечер. Приятно что в Киеве есть такое заведение, которое могут посещать и мущины и дамы, но нужно пожелать поддержки заведения требующего больших издержек.19 Тремя годами раньше датирована отложившаяся в центральном государственном историческом архиве Украины "жалоба киевского купца 3 гильдии Д.Бостунова на квартального надзирателя Дворцового участка Копитовского за опечатывание его кондитерских предприятий"20, текст которой пока нам, к сожалению, недоступен.
Ну и, наконец, самое раннее на сегодняшний день свидетельство содержится в метрических записях о родившихся и крестившихся в Киево-Подольской ХристоРождественской церкви за 1851-1856 гг:

2.03.1855 г. Дочь Ольга. Родители: Одесский мещанин Киевский 3-й гильдии купец Давид Василиев сын Бостунов, православнаго исповедания, и законная жена его Королина Георгиева дочь лютеранскаго исповедания
Восприемники: Киевский 3-й гильдии купец Михаил Михайлов сын Бубнов и Киевскаго купца Иосифа Антонова Рыперта жена Христина Георгиева дочь.21
Подведем некоторые итоги.
1. Пока мы не нашли никаких дополнительных подтверждений версии Н.В.Трухановой о том, что ее дед был цыганом.
2. Однако, еще меньше подтверждений пока нашлось версии Г.В.Шварца-Бостунича о том, что его дед был сербом и носил (как и его дочь Ольга впоследствии) фамилию Бостунич. На момент ее рождения он, как нетрудно видеть по метрической записи, уже звался Бостуновым22.
3. Дальнейшие поиски следует вероятно направить в Одессу (откуда приехал в Киев мещанин Бостунов) и Яссы (вряд ли название кондитерской было выбрано случайно23).
1 - SS-Personalakte G.Schwartz-Bostunitsch: BA PA SSO121B, перевод мой
2 - ср. H.Heiber "Reichsführer!", 1970, док. 27, 62, 235, 288
3 - ИРЛИ Ф.377 Оп.7 Ед.хр.579. Письмо Г.В.Бостунича С.А.Венгерову от 30.12.1917. Благодарю уваж. lucas_v_leyden за возможность ознакомиться с документом.
4 - A .Buchholtz "Geschichte der Rigaer Familie Schwartz", 1921
5 - РГАЛИ Ф.1403 Оп.1 Ед.хр.1547. Письмо О.Д.Шварц П.Л.Бостуновой от 25.11.1913 (12.11. ст. стиля). Благодарю уваж. lucas_v_leyden за возможность ознакомиться с документом.
6 - "Г-жа Зыкова до Харькова пела еще в Киеве, где вышла замуж за г. Бастунова, в то время ювелира, а теперь драматическаго артиста" (С.Г.Ярон "Воспоминания о театре", 1898). "Жива ли Зыкова мне неизвестно, т.к. на этот вопрос я от Эд. не получала ответа. Думаю, что жива - и что развод его не был труден. Я уверена, ибо 33 года живя врозь, они и по русскому закону свободны" (Письмо О.Д.Шварц П.Л.Бостуновой от 25.11.1913).
7 - Письмо О.Д.Шварц П.Л.Бостуновой от 25.11.1913
8 - Н.Труханова "На сцене и за кулисами: воспоминания", 2003.
9 - "Отечественные певцы, 1750-1917", 1991.
10 - цит. по комментарию в книге "Старий Київ. Зі спогадів Старого Грішника", 2008
11 - Письмо О.Д.Шварц П.Л.Бостуновой от 25.11.1913
12 - Э.Бостунов "Без руля и якоря" ("Исторический вестник", ноябрь 1897)
13 - Э.Бостунов "Без руля и якоря" ("Исторический вестник", декабрь 1897)
14 - Э.Бостунов "Калейдоскоп сценических воспоминаний" ("Исторический вестник", ноябрь 1904)
15 - Э.Бостунов "Калейдоскоп сценических воспоминаний" ("Исторический вестник", декабрь 1904)
16 - там же
17 - "Старий Київ. Зі спогадів Старого Грішника", 2008
18 - ср. уже цитировавшееся выше "... г. Бастунова, в то время ювелира, а теперь драматическаго артиста" (С.Г.Ярон "Воспоминания о театре", 1898).
19 - А. Ю-к "Киевская летопись" ("Киевский телеграф", 16.04.1861), цит. по интернет-публикации. В том же доме располагалась и гостиница "Яссы" (Н.А.Сементовский "Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников", 1864)
20 - цит. по І. Гуржій "Соціально-економічне становище, етнічний склад і діяльність купецтва міста Києва в XIX ст.", 2011.
21 - благодарю уваж. Татьяну Рогалеву за предоставление выписки из метрической книги.
22 - насколько можно судить, фамилия Бостунич вовсе не распространена в Сербии (и Югославии вообще). Eе, вероятно, можно возвести либо (как любезно указал уваж. idelsong) к распространенному во многих языках слову "трость" (болг.:"бастун", рум.:"baston", ит. "bastone" и т.д.), либо к персидскому "bostan" (сад), либо к литовскому " bastūnas" (бродяга).
23 - в Яссах в XIX веке жили немцы с фамилией Риглер, а на курорте Синая в конце XIX века некто Георг Риглер открыл известную по сей день кондитерскую (что, конечно, может быть и простым совпадением).

шварц-бостунич

Previous post Next post
Up