"рабочая правда": документы (3)

May 11, 2013 20:07

VII. ЗАЯВЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ КОЛЛЕКТИВА "РАБОЧАЯ ПРАВДА" В ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б) 29 ДЕКАБРЯ 1923 г.

В Политбюро ЦК РКП - копия всем членам ЦК - Бухарину, Радеку, Троцкому, Томскому, Дзержинскому, Молотову, Рудзутак, Зиновьеву, Рыкову, Каменеву, Сталину, Петровскому, Лебедю и всем остальным. Копия - членам ЦКК РКП.
По делу "Рабочей Правды" следствие закончено. Парт[ийный] прокурор т. Ярославский опубликовал обвинительный акт. Со слов особоуполномоченного т. Агранова мы ожидаем со дня на день объявления приговора, который, очевидно, вынесен уже.
Мы обращались в Политбюро с просьбой разрешить нам, обвиняемым, встретиться для ответа на обвинительный акт. Нам было отказано.
На заседании суда (ЦКК) мы не были вызваны. В течение 2-3 месячного ареста мы считались за ЦК, арестовывали нас от его имени, допрос производил от имени ЦКК т. Агранов и все заявления мы делали на имя ЦК. После этого нам объявляют, что мы арестованы за антисоветскую деятельность и должны готовиться к соответствующему наказанию.
Не помилования мы просим. Взгляды коллектива "Р.П." извращаются в печати самым возмутительным образом. Нас изображают как политическую контрреволюционную меньшевистскую организацию. Мы все в многочисленных показаниях и заявлениях на имя ЦК опровергали и протестовали против этого. Но напрасно.
Мы все представлены в обвинительном акте, как старые меньшевики и т.д. В действительности же мы все молодые (самому старшему 25 лет) активные рев[олюционные] работники нашей партии. Все мы подростками вступили в ее ряды. Единственное исключение т. Ласс, кот[орая] вступила в партию в 1913 г. - ей теперь 28 лет.
Название всему этому - "Дрейфусиада".
Мы не можем признать такой суд. Нас будет судить революционное рабочее движение.

Члены Коллектива "Раб[очая] Правда"
Максимов (Шульман)
Вернер (Хайкевич)
Иванова (Шуцкевер)29.XII.23 г.
Москва. ГПУ. Внутренняя тюрьма.
С подлинным верно: М. Славатинский.

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 182. Л.162, публикуется по "РКП(б). Внутрипартийная борьба в двадцатые годы: Документы и материалы. 1923г.", 2004

VIII. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦКК ПО ДЕЛУ ГРУППЫ "РАБОЧАЯ ПРАВДА"

Весною 1921г. внутри РКП выделилась небольшая группа единомышленников, поставивших себе задачей пересмотр вопроса о характере русской революции и роли РКП, при чем деятельность этой группы с самого начала протекала в условиях полной конспирации.
Весною 1921 года эта группа оформилась как "Центральная Группа Рабочей Правды", в которую вошли
1) научная сотрудница Свердловского университета Фаня Шуцкевер.
2) Шульман Е.Р. - бывший слушатель курсов марксизма при соц.академии.
3) Хайкевич, сотрудник "Рабочей Газеты" и "Труда".
4) Ласс-Козлова П.И., учащаяся на рабфаке,
привлекшие в Москве в эту группу в разное время следующих членов и кандидатов РКП:
5) Будницкого Я.Г.; 6) Вехмана О.П.; 7) Крым Н.Г. (канд РКП); 8) Рябцеву К.Ф.; 9) Страздынь Э.М.; 10) Моглина З.Б.; 11) Козлова-Ласс Н.В.; 12) Добровольского Д.С.; 13) Яцека В.
Во главе всей работы встал "Коллектив Рабочей Правды" из следующих 7 лиц: Шуцкевер, Шульман, Хайкевич, Будницкий, Ласс, Вихман, Крым. которые распределили между собой работу. Группа "Рабочей Правды" в ряде литературных произведений (№№ 1 м 2 журнала "Рабочая Правда", обращение к делегатам 12 съезда РКП, обращение "Ко всему революционному пролетариату России", брошюра "Рабочая Правда", обращение "К революционным организациям и социалистическим партиям всех стран") формулировала свою задачу как задачу образования новой рабочей партии. В протоколе коллектива "Рабочей Правды" отдельными членами коллектива формулировались задачи "максимальной дезорганизации и расслоения РКП". Из материалов, имеющихся в распоряжении ЦКК видно, что группа сознательно оставалась внутри РКП, ведя подпольную в ней работу, в целях взрыва ее изнутри, с одной стороны, и с другой - в целях использования партийных связей для выполнения задач, поставленных группой.
Центральная контрольная комиссия устанавливает на основе ознакомления со всеми материалами, что члены "Коллектива Рабочей Правды" по своей идеологии абсолютно чужды РКП; тактика, которая ими намечалась, может быть охарактеризована как меньшевистская тактика. Оценка роли Октябрьской революции как революции, которая открыла России путь к превращению ее в передовую капиталистическую страну, отрицание социального характера Октябрьской революции, нарочито злостное изображение политического и хозяйственного строя России как буржуазной диктатуры, сообщение на страницах эмигрантских органов печати и в подпольных изданиях совершенно выдуманных клеветнических сведений о состоянии партии, прямое обращение к организациям 2-го Интернационала с призывом бороться против РКП - все это характеризует "Коллектив Рабочей Правды" как социально и идеологически враждебную РКП группу, представляющую собой ничто иное как меньшевистскую агентуру внутри РКП в целях дезорганизации нашей партии. Члены этой группы отнюдь не скрывают теперь, что они расходятся с РКП не только в оценке характера Октябрьской революции и роли в ней РКП, но расходятся также с материализмом Маркса в ряде вопросов; материализму Карла Маркса они противопоставляют идеологию А.Богданова, которого они считают своей теоретической опорой.
Группа ставила себе задачей активную политическую борьбу, рассматривая свою теперешнюю работу лишь как подготовительную.
ЦКК считает необходимым указать также на то, что попытки партийным путем привлечь членов этой группы к выяснению причин, толкнувших отдельных членов партии на создание такой группировки, встретили со стороны вызванных в ЦКК членов этой группы отношение людей, абсолютно чуждых нашей партии, враждебных ей, отказ этих лиц от выяснения дела партийным путем.
Установив связь с другими враждебными РКП организациями, "Рабочая Правда" установила также связь с так называемой "Рабочей Группой РКП" в целях взаимной информации.
ЦКК установила, что эта организация "Рабочей Правды" имела крайне незначительное влияние в рядах нашей партии, что это влияние распространялось лишь на несколько кружков учащихся. которые создавались под фирмой кружков по изучению философии Богданова, а также путем рассылки перечисленных литературных произведений отдельным организациям и отдельным членам партии. Общее число лиц, привлеченных к работе в коллектив "Рабочей Правды" не превышало 20 человек.
ЦКК считает совершенно несовместимым со званием члена или кандидата РКП участие в такой антипартийной, антикоммунистической и антисоветской организации или содействие ей и постановляет:
Членов "Коллектива Рабочей Правды":
Фаню Самойловну Шуцкевер, 25 лет, с высшим образованием, быв. научную сотрудницу Свердловского университета, члена партии с декабря 1916 года (в "Коллективе Рабочей Правды" - Ольгу Иванову), выходца из мелкой буржуазии;
Шульмана, Ефима Рафаиловича, 24 лет, окончившего Свердловский университет, быв.слуш.Соцакадемии, члена РКП с 1915г., быв. бундовца (в "Коллективе Рабочей Правды" - Максимова), выходца из мелкой буржуазии;
Хайкевича Владимира Марковича (в "Коллективе Рабочей Правды" - Вернера, Владимирова), 24 лет, выходца из мелкой буржуазии, со средним образованием, члена РКП с августа 1917г., быв.меньшевика;
Будницкого Якова Григорьевича, 24 лет, окончившего гимназию и высшую артшколу, член РКП с ноября 1917г. (в "Коллективе Рабочей Правды" - Петра);
Ласс-Козлову Паулину Ивановну, 29 лет ((в "Коллективе Рабочей Правды" - Ольгу), бывш. работницу, окончивш.рабфак, студентку МВТУ, члена РКП с 1913г.;
Крым Нелли Георгиевну, 24 лет, быв.свердловку, члена РКП 1919-1922 г.; в феврале 22г. переведенную в кандидаты (в "Коллективе Рабочей Правды" - техник связи);
Вихмана-Беляева Олега Петровича, 22 лет, из дворянской семьи, студента 1-го МГУ, члена Ркп с сентября 1918г. (в "Коллективе Рабочей Правды" - Алексея)
- из членов РКП исключить.
Оказывавших содействие "Коллективу Рабочей Правды":
Козлова-Ласс Николая Васильевича, студента, быв. рабочего, принимавшего одновременно участие и в "Рабочей Группе РКП";
Рябцеву Клавдию Федосеевну, 25 лет, из рабочей среды, студентку рабфака МВТУ, с 1920-23 г. студентку Свердловского университета, члена РКП с 1921г.
Добровольского Дмитрия Сергеевича, 20 лет, из поповской семьи, сотрудника института Карла Маркса, члена РКП с 1918 г. (?) (в "Коллективе Рабочей Правды" - "Меритин")
Страздынь Эмилию Михайловну, 23 лет, бывш.крестьянку, бывш. телефонистку центр.гор.отд. (пробыла на рабфаке Казанск. ун. 2 года, член РКП с 1921г.)
- из партии исключить.
Моглина Захара Борисовича, из мелкой буржуазии, оконч. Свердловский ун., научного сотрудника Свердловского ун., имевшего связь с "Рабочей Правдой" и организовавшего нелегальные кружки, бывш. до 1919г. сионистом, членом РКП с 1919г. - из партии исключить.
В.Яцека - члена РКП с 1917г., студента ФОНа, принимавшего участие в заседаниях "Коллектива Рабочей Правды" осенью 1922г. и в обсуждении нелегальной платформы-декларации "Коллектива Рабочей Правды", ушедшего из этой организации вследствие своего несогласия с нею, но ни разу не сообщившего ни одной партийной организации, в которой он состоял, о своих связях с этой подпольной организацией, чем затруднил партии борьбу с нею, и своевременное раскрытие этой притаившейся внутри РКП враждебной нам группы - из партии исключить на один год.
Принимая во внимание пролетарское происхождение Ласс-Козловой П.И., Козлова-Ласс Н.В., Рябцевой К.Ф., а также признание ими сделанной ошибки, ЦКК предоставляет им право по истечении года возбудить вопрос о принятии их в партию по рекомендации рабочей производственной ячейки.

Секретарь президиума ЦКК Ем.Ярославский.

"Правда", 30 декабря 1923

рабочая правда

Previous post Next post
Up