Арсеньев, Дерсу Узала, книга, фильм, библиотека

Apr 10, 2024 08:00

Предупреждение: длиннопост, простынь и вотэтовсё. Очень многобукофф. У меня бомбануло).  Кто не готов к объему двух томов "войны и мира" под катом, проходите мимо)

Прочитала у
zly_pies в киношном постике рецензию на фильм "Дерсу Узала" и загорелась прочитать книгу.
Задумано - сделано.
Скачивать мне было слишком скучно, в электронке у меня и так уже на очереди тыща книг стоит. Иногда мне хочется почитать и бумажные книги. Решила, впервые с 90-х, пойти в библиотеку.

Мимими, например


А вот и рыпки!


Книги)


То, что в детстве было привычным и само собой разумеющимся, сейчас меня удивило очень. Можно вот так просто прийти с улицы (с паспортом, конечно) и взять любую книгу бесплатно? Чо, серьезно? А как же про бесплатный сыр, который бывает только в мышеловке? *опасливо оглядывается.
В общем, вот)


Ну книга мне поначалу не очень понравилась. Очень-очень-очень много географии и геологии. Сломать можно не только язык, но и глаза. Вот, например, типичное.
После Лаохозена Бикин принимает в себя справа следующие речки: Сагде-ула, Кангату и Хабароу, а слева - Чугулянкуни, Давасигчи и Сагде-гэ(по-китайски Ситцихе). С Давагсигчи перевал будет опять -таки на реку Арму, в среднем ее течении. Две высокие сопки с правой стороны реки носят название Лао-бей-лаза и Сыфынтай.
И вот так половина книги. Тижало. Но я это пробегала глазами в поисках человеческих слов и сюжета, так что особо меня это не утомляло)).

Плюс я постоянно путалась в названиях народностей, которых они встречали по пути. Думаете только китайцы, корейцы и русские? Щасжа! Солоны, хунхузы, тазы, удэхейцы, гольды и еще, еще всякие. Ух. А ведь казалось бы: необитаемая тайга..

На протяжении книги я не понимала, чем же занимается Арсеньев. Чего он поперся в эту экспедицию, какая у него цель. Зачем он таскает с собой солдат-стрелков, например, если это просто ученый? В книге на это нет ответов. А почитала его биографию и прояснилось. Там и военная разведка, и картография, и геологическая разведка, и описание животного и растительного мира. Арсеньева называли энциклопедистом. Он делал не что-то одно, он делал многое сразу. Именно он упорядочил все эти названия рек, гор и озер, которые каждая народность называла по-своему, и с этим была огромная неразбериха.
Арсеньев за всю книгу упоминает о работе лишь пару раз.
Целый день я сидел в палатке и вычерчивал свои съемки
Вообще, я впервые задумалась, как же это было трудоемко в раньшие времена, без фотоаппарата и прочих современных прибамбасов. Какой титанический труд проделывал Арсеньев (и вообще путешественники прошлого) во время своих экспедиций.
Производить съемку во время ненастья трудно. Бумага становится дряблой, намокшие рукава размазывают карандаш. Зонтика у мня с собой не было, о чем я искренне жалел....Дерсу начал снимать с дерева бересту, затем срезал несколько прутьев и быстро смастерил зонтик. Меня всегда удивляла находчивость гольда. Кажется, не было такого затруднительного положения, из которого он не сумел бы выйти. Всё , что ему было нужно, он находил тут же, около себя, под рукою.
И тут же (домоседы, внимание!!) он продолжает:
Люди занимающиеся земледелием, как, например, корейцы, в умственном отношении стоят ниже охотника. Земля привязывает человека к одному месту, притупляет его ум и ограничивает кругозор. Охотник, наоборот, обладает подвижностью, энергией и сильно развитой инициативой.
Путешествуйте, люди, путешествуйте. Хотя бы в соседний с вами город, хотя бы в ближайший лес.
Хотя если размышлять глобально, то Арсеньев, конечно, не прав. Именно земледелие и оседлый образ жизни дали толчок нашей цивилизации. Кочевые народы в этом плане проиграли с треском. Кочевники смекалистые и находчивые здесь и сейчас, без перспектив, без планирования того, что будет завтра. А земледельцы - это расчетливые стратеги с думой об урожаях и будущем).

Интересное наблюдение от Арсеньева
Один из удэхейцев взял палочку и ловко начертил на песке план. Когда я развернул перед ним карту, он быстро ориентировался на ней и сам стал указывать на ней реки, горы и мысы, правильно их называя. Я поразился до какой степени он быстро освоился с масштабом и сразу понял, что такое проекция. Помню, как меня учили читать топографические карты и как долго не мог я к этому привыкнуть, а тут простой дикарь, отроду никогда не видевший их, разбирается так свободно, будто он всю жизнь только этим и занимался. Я объясняю это тем, что люди, которым приходится ходить по горам, привыкают сверху видеть поверхность земли в проекции. Вместе с тем у них развивается и чутье масштаба

А вот как Арсеньев рассчитывался с проводниками). Заплатил каждому по 10 рублей. Одному дал десятирублевку, а другому две пятирублевки.
Удэхеец обиделся на то, что я дал ему одну бумажку, а его товарищу две. Я забыл, что они не разбираются в деньгах. Желая доставить удовольствие второму, я дал ему взамен десятирублевой бумажки три трехрублевых и одну рублевую. Тогда обиделся тот, у которого были две пятирублевые бумажки. Чтобы помирить их пришлось тому и другому дать бумажки одинакового достоинства. Надо было видеть, с каким довольным видом они отправились восвояси.

А вот тут мне опять стало грустно за путешественников прошлого. Ареньев и Дерсу после многодневного похода взобрались на вершину
Отсюда сверху открывался великолепный вид во все стороны
Представила себя на их месте и засучила руками в поисках смартфона, чтобы сфоткать вот это всё, весь этот простор, ветер, красоту. Но нет. У Дерсу и Арсеньева были только глаза. А у Арсеньева еще и буквы.

Вот как Дерсу говорил об этом
Одни слова, говорил он, выходят из уст человека и распространяются вблизи по воздуху. Другие закупорены в бутылку(чернила). Они садятся на бумагу и уходят далеко. Первые пропадают скоро, а вторые могут жить сто годов и больше

Хотелось бы сказать тут, что рукописи не горят, но увы. После смерти Арсеньева его жену арестовали и расстреляли. А первую жену, сына и его семью отправили в ссылку. У дочери Арсеньева судьба сложилась  тоже очень трагично. А рукопись, которую Арсеньев писал 20 лет и считал главным делом своей жизни, пропала. Представляю, сколько он сил, времени и своих мыслей вложил туда.. У меня бывает, что напишу в жж многобукофф, а он глюкнет и написанное пропадает, так я и то расстраиваюсь и психую.  Время какое-то потратила, энергию какую-то вложила в буквы - а оно пшик и пропало. А тут человек 20 лет писал и работал над рукописью. Так жаль. Во всех источниках об Арсеньеве пишут про эту пропавшую рукопись, которая так и не была найдена.
Мне кажется, забрал ее кто-то себе. Присвоил, переработал, возможно, и выдал за своё. Ибо главный свидетель - жена, его помощник и соратник во всех делах - была уничтожена.

Вообще, в "Дерсу Узала" мало самого Дерсу. Мне кажется, его гораздо больше в книге "По уссурийскому краю". Я полистала, почитала по диагонали немного. Там намного меньше этой утомительной географии и геологии, зато много Дерсу, много приключений, много наблюдений и природы. Вот что надо было читать прежде всего. Но кто ж знал. Там и знакомство с Дерсу и первые дни с ним, первые экпедиции с ним. Вот как Арсеньев впервые услышал от Дерсу "люди" в отношении животных
Меня поразило, что Дерсу кабанов называет "людьми". Я спросил его об этом.
- Его всё равно люди, - подтвердил он, - только рубашка другой. Обмани понимай, сердись понимай, кругом понимай! Всё равно люди.
Для меня стало ясно. Воззрения на природу этого первобытного человека были анимистические, и потому всё окружающее он очеловечивал.
Дратути, Дерсу!! Я с вами! Я тоже считаю, что зверушки - это чилавечики!!
А "дуба сынка" - это желудь, есичо).

Но вообще, Пришвин (оригинальный, прим. для жижистов) писал, что Арсеньев больше Дерсу, чем сам Дерсу. Писал, что Арсеньев в своих книгах во многом наделял Дерсу своими качествами, и не описывал то, что ему не очень нравилось: Дерсу, как и все азиаты, курил опиум, был ленив, и в походах не делал ничего сверх того, что должен делать проводник. Всё это Арсеньев описывал в своих дневниках, но в его книги это не вошло.
Так что Дерсу Узала - это не только Дерсу, это еще и сам Арсеньев).

Вообще, в книге, конечно, заметки про Дерсу - это всегда улыбка). Забавный, наивный, честный, серьезный. Все у него - люди. И солнце, и луна, и туман, и звери с птицами..

Посмотрела  я и фильм Куросавы "Дерсу Узала". Оскароносный, оказывается!
Ну што.. после книги фильм, конечно, никак.. Не зашел совершенно. В книге Дерсу по своей сути напоминал мне североамериканского индейца. Немногословный, сдержанный, скромный, неторопливый, очень внимательный.. Одежда гольдов опять же описана там очень красочно. А в фильме Дерсу в каких-то лохмотьях. В тому же в книге его возраст при знакомстве с автором указан очень конкретно - 52 года, и выглядит на 45. А в фильме Дерсу будто уж совсем безграмотный старик: не помнит сколько ему лет. Ну и самое главное, в фильме он суетливый, нервный какой-то. Хаотичный. Даже у костра сидит и дергается. Или бегает туда-сюда, машет руками: мы заблудились! всё! конец! А в эпизоде про зрение и вовсе срывается в истерику, кричит, ползет по снегу, встает на колени перед Арсеньевым. Не понравилось. В книге ничего подобного. В книге он ведет себя в любой ситуации очень сдержанно.
Ай, короче, после книги фильм не понравился. У кинематографа свои правила зрелищности и привлечения внимания. С  настоящим Дерсу там мало общего. Только фразы его.
Ну и конечно, в фильме нет всяких интересных наблюдений Арсеньева. А в них отдельный кайф.

Удивило, например, что за время похода Арсеньев ни разу в книге не упомянул грибы. А они ведь всю осень там шли. Неужели не собирали в то время и не варили грибную похлебку? Вообще ни одного упоминания.
И Дерсу не знал, что такое брусника.
- Как его фамилия? - спросил он, держа на ладони несколько ягод
- Брусника, - отвечал я
- Тебе понимай, - спросил он опять, - его можно кушать?
- Можно, - отвечал я

Еще удивило слово "бивак". Мне более привычно "привал". Но нет. В книге употребляется только "бивак" и никаких синонимов. . Погуглила термины. Бивак - слово военных, а Арсеньев был офицер.
Я лицо гражданское, у меня привал).

Ну и теперь понятно, почему в Беларуси укус осы - это огромный отек на много дней. А в Литве(она ближе к морю)) не было у меня никаких отеков).
Крайне интересно влияние моря на растительность. Например, яд зверобоя, борца, черемицы у моря несравненно слабее, чем в горах. Тоже самое можно сказать и относительно укусов змей, шершней, ос.

А вот какое интересное явление они увидели. Причем все вместе. Мне кажется, эта ни на что не похожая постройка - это что-то из нашего времени они увидели. Пространство-время распахнулось, и они увидели что-то из будущего
Греясь у костра, мы пили чай. Вдруг Чжан-Бао что-то закричал. Я обернулся и увидел мираж. В воздухе, немного выше поверхности воды, виднелся пароход, две парусные шхуны, а за ними горы, потом появилась постройка, совершенно не похожая ни на русский дом, ни на китайскую фанзу. Явление продолжалось несколько минут, затем оно начало блекнуть и мало-помалу рассеялось в воздухе.
Все принялись обсуждать. Чжан-Бао сказал, что явления миража в прибрежном районе происходят осенью и большей частью именно в утренние часы
Чота мне кажется, они стеклянный ТЦ увидели тогда. А может, просто многоэтажку).

Очень удивило вот это
Лед прикрытый снегом, уже не утолщался более. И наоборот, там, где снег сдуло ветрами, река промерзла глубоко
Офигеть например. Я-то думала промерзает всё равномерно, а оно вон как, оказывается.

А вот - здрасте!
Наконец, наступило 1 ноября - первый день зимнего месяца
Вот это новости! Зима раньше начиналась в ноябре??

Я даже не удивилась
О грозе со снегом он сказал, что раньше гром и молния были только летом, зимние же грозы принесли с собой русские. Эта зимняя гроза была третья, которую он помнил за всю свою жизнь

Тоже не удивилась
В самом деле, китайцы жили и богатели. На те же места приехали переселенцы из России и начали беднеть, несмотря на то, что от казны они получили еще некторое пособие

И снова не удивилась.
- Я истинный христианин, а он что? Нехристь. У него и души-то нет, а пар.
Старовер с пренебрежением плюнул и стал укладываться на ночь. Я распрощался с ним и пошел к своему биваку. У огня с солдатами сидел Дерсу. Взглянув на него, я сразу увидел, что он куда-то собирается.
- Ты куда?  - спросил я его.
- На охоту, - отвечал он. - Моя хочу один козуля убей - надо староверу помогай, у него детей много. Моя считал - шесть есть
"Не душа, а пар" вспомнились мне слова старовера. Хотелось мне отговорить Дерсу ходить на охоту для этого "истинного христианина", но этим я доставил бы ему только огорчение, и воздержался.
Прям кое-что в миниатюре. Сами догадайтесь что.

И вот теперь буду знать, что птицы всегда сидят клювами к ветру. Чем не флюгера)?
- Посмотри на птицу! - воскликнул Дерсу. - видишь, она на ветер смотрит.
Действительно, на одной из елей сидела ворона головой к северо-востоку. Это было самое выгодное для нее положение, при котором ветер скользил по перу. Наоборот, если бы она села боком или задом  к ветру, то холодный воздух проникал бы под перо, и она стала бы зябнуть.

Много трогательных зарисовок со зверями. Там и нерпа, и медведь, и утки, и еще всякое разное. Мне больше всего понравился эпизод с медведем, добывающим мед. Как он сел по-человечьи и открыв рот смотрел на дерево размышляя)). Ужасно мимишно).
Еще интересно, что Дерсу утверждает, что кабаны по ночам спят.
- Как тебе столько тайга ходи - понимай нету!.. Зимой ночью кабаны ходи не хочу.
Гм, фотоловушки
zly_pies говорят иное, мне кажется.

Ну и последнее в этом постике.
Ух, люблю такое загадочное.
В полночь мгла сгустилась до того, что ее можно было видеть в непосредственной от себя близости, и это не был дым, потому что гарью не пахло. Вместе с тем воздух приобрел удивительную звукопроницаемость: обыкновенный голос на дальнем расстоянии слышался как громкий и крикливый; шорох мыши в траве казался таким шумом, что невольно заставлял вздрагивать и оборачиваться. Казалось, будто мы перенеслись в другой мир, освещенный не луною, а каким-то неведомым тусклым светилом. Вслед за тем, воздух наполнился какими-то звуками, похожими на раскаты грома, глухие взрывы или отдаленную пушечную пальбу залпами. Звуки эти неслись откуда-то со стороны моря. Может быть, единственный раз в жизни мы слышали подземный гул.
Явление это навеяло на всех людей страх; Дерсу говорил, что во всю жизнь он никогда ничего подобного не слышал.
Я счел необходимым адресоваться к инструментам (напомнило мне сразу кое-кого)) Барометр показывал 759, температура воздуха -3, анемометр - полный штиль. Это интересное явление продолжалось до рассвета. Когда мгла исчезла, снова подул холодный северо-западный ветер.
Вообще, очень интересно, что это было. Я бы подумала, что шторм на море. Но штиль же! И Арсеньев пишет: подземный гул. Любопытно.

Ну и концовка книги - это дуновение ветра, который сметает с земли не только людей, но и их следы на этой земле.
Я почувствовала концовку именно так.

Кто прочитал - моё вам почтение. Я бы такой пост не осилила бы, наверно)).

чукча - читатель

Previous post Next post
Up