НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ
... тот момент, когда ты почти 10 лет ждал выхода нового фильма любимого режиссера и мечтал посмотреть его на большом экране, и вот.
И ВОТ.
... тот момент, когда ты, читая сборник "Сто бед", более других полюбил рассказ в "Объятиях змеи" и изо всех сил думал: Господи, как это прекрасно, невыносимо, пронзительно, кинематографично, вот бы автор экранизировал!! а потом узнаешь в свежеснятом фильме именно этот рассказ - и с одинаковой силой рад в этот момент и несчастен.
(потому что хорошо знаешь, как все будет, чем и где закончится, и ждать этого мучительно).
... тот момент, когда у А.В. к финалу происходящего странно поблескивают глаза, а потом он говорит, выходя из темноты кинозала, что этот фильм конкурирует среди него с "Заветом" - если считать работы данного режиссера - и с "Могилой светлячков" - если считать вообще.
... тот момент, когда несколько часов подряд ты горячо завидуешь Монике Беллуччи, а еще прикидываешь, где сейчас могут продаваться лицензионные дисочки со свежим мировым кином.
(мне уже подсказали! я дождусь, пока фильм кончится в прокате, а потом буду караулить на "Озоне" - ну, и в "Компакт-диск" на Малышева зайду).
... тот момент, когда надо, конечно, еще раз идти.
(вопрос, выдержу ли я это по свежим следам второй раз).
- - -
Внимание, внимание!
1. Если вы не читали "В объятиях змеи" и планируете смотреть "По Млечному Пути", то и не читайте пока! Если читали и не помните, то не перечитывайте!
2. Это не комедия. Язык и почерк всецело кустурицыны, лучшие традиции, классические приемы и лейтмотивы, все насквозь узнаваемо, но это не комедия. Никаким местом.
Комичные моменты есть, но почти все скорее ужасают.
3. В главной роли Эмир Кустурица. А впрочем, о том на всех рекламных плакатах пишут.
4. Красиво. И жестко. Для Кустурицы, пожалуй, так даже очень жестко.
Фильм начинается с того, что режут свинью, кровищу выливают в ванну, и в эту ванну с разбега/разлета рушатся один за другим белоснежные гуси - и плещутся в ней, и потом гуляют кровавым стадом и собирают на себя рой жирных мух; вот в духе этой метафоры.
5. Лав стори. Про то, как war не мешает make love. А, упс. Мешает. Бесповоротно.
Тема не нова, но Кустурица сказал об этом, как мог сказать только Кустурица.
Магический реализм в парадигме христианства.
Кровь и любовь, почти без риторики.
Хаос, врывающийся в космос, дисгармония, нарушающая гармонию; гармония, затягивающая раны; кольцо Соломона катится и падает; время идет об руку с военными действиями, выворачивая наизнанку людей и требуя менять старые смыслы на новые; детали бросаются в глаза - прямо в расширенные зрачки - и на какой-то момент увеличиваются до размеров мира. А он (мир) "не тот, что вчера, что минуту спустя".
Что вообще имеет смысл.
Очень человечно; где-то по законам сна (полеты во сне и наяву); где-то даже ремарковски, "время жить и время умирать"; прерывистое дыхание - у любящих, спасающихся, рожающих, гибнущих. Не наступающее облегчение. Котики пьют молоко, налитое в ржавую каску. Минное поле становится курганом становится жизнью. Жизнь сжимается до крохотного пятачка, пока еще не выложенного каменным ломом.
6. Думая о съемках фильма, не могу отделаться от мысли, что Кустурица - это история про бесконечное, безграничное доверие.
7. Много музыки. Очень много музыки.
Впервые за всю историю себя хочу напихать в плеер фрагменты OSTа. И особенно ту композицию, что была на финальных титрах.
(и очень вспоминаю, как несколько лет назад мы со Стасом и Редой ходили на концерт Кустурицы и The No Smoking Orchestra; к вопросу о no smoking: перечитала сегодня первый рассказ из сборника "Сто бед", про Драгана "Зеко" Теофиловича и Миляну Гачич - улыбнулась; и да, Стас и Реда - идеальная компания быть на концерте Кустурицы!).
8. "По Млечному Пути", конечно, из числа фильмов, позволяющих лично мне далеко отбросить доверие к Пелевину. Вот к этому моменту из "C.Н.А.Ф.Ф.а".
Потому что суть в другом. И общественный договор на примере меня не теряет силу, но укрепляется.
Потому что у магов настоящего все еще есть сила.
Потому что все это слишком огромно-в-себе, чтобы обойти и проигнорировать. Чтобы говорить о коммерческой стороне вопроса - или о страдании, как в "Ампир Вэ" и "Бэтмане Аполло".
- Древние книги говорили - чтобы попасть под власть кино, человек должен шагнуть ему навстречу. Он должен совершить действие, которое называлось на церковноанглийском «suspend disbelief» - «отбросить недоверие». Зритель как бы соглашался: «я на время поверю, что это происходит в действительности, а вы возьмете меня в волнующее удивительное путешествие». Пока у магов древности была сила, все получалось. Но потом общественный договор потерял силу и здесь.
- Почему? Люди разучились отбрасывать недоверие?
- Нет. Появилась другая проблема. Когда они смотрели кино, им все сложнее становилось «suspend belief» - «отбросить уверенность». Они даже на время не могли забыть, что все фильмы на самом деле рассказывают одну и ту же историю - как шайка жуликов пытается превратить ссуженные ростовщиками триста миллионов в один миллиард, окуная деньги в сознание зрителей. Эта суть проступала сквозь все костюмы и сюжеты, сквозь все психологические и технические ухищрения магов древности и все спонсируемые ими критические отзывы, и в конце концов полностью вытеснила все иные смыслы. Но это случилось не потому, что изменились фильмы. Изменилась жизнь.
Все происходит в действительности, и эта действительность даже больше действительность, чем реальность, данная в ощущениях лично мне.
9. Во всех отношениях: небезнадежно.
(как нельзя лучше подходит к этой записи юзерпичок с молоком!).