= про козу =

Nov 27, 2009 13:16

Не про ту, которая "три мудреца в одном тазу тащили из носу козу", а про деву, уподобляемую козе.
Тем более что давненько уж собиралась зафиксировать.

По идее, сравнение девушки с козой имеет некоторую негативную коннотацию. Не столь ярко выраженную, как в случае сравнения мужчины с козлом ("а за козла ответишь!" - стандартный агрессивный ответ на оскорбление), но тем не менее. Еще в детстве: "скачешь, как коза". Или упор на такую козью особенность как своенравие. Или еще мог повлиять сказочный образ многодетной матери, хозяйственной, но неосмотрительной и недалекой, подозреваю, что и истерички ("Волк и семеро козлят"). Так или иначе, негативная коннотация ощущается. Снять ее теоретически можно через уменьшительно-ласкательность (сравните: "ты как коза!" и "ты как козочка!"), а в целом - через контекст.

Вопрос в том, какие контексты имеют решающее значение для конкретного человека.
Рассмотрим на примере Ласьки, потому что других примеров под рукой все равно нет.

1) Козу как знак китайского гороскопа (и соответствующие ассоциации) оставляем в стороне.
Это на востоке чрезвычайно серьезно относятся к гороскопам, а мы в них играем, как справедливо отметила вчера на лекции М.Э. Рут.

2) Непосредственный опыт общения с козами - позитивный.
- Козы, мельком увиденные среди деревенских-полупасторальных пейзажей, не показались мне в детстве ни уродливыми, ни пугающими, ни оталкивающими. И когда были рассмотрены вблизи, тоже (в Анапе у нашей хозяйки жили козы).
- 2003-ий год, Казань. Я приехала на Зилант вместе с Канцлером, мы отправились гулять по городу - и среди прочего увидели пасшуюся рядом с высоким офисным зданием козу. Позабавились.
- Последняя коза поразила меня в самое сердце; это случилось во время летней практики между третьим и четвертым курсом, в Гусь-Хрустальном. По газону возле музея стекла ходили коза и козленок; козленка я помню плохо, а коза была изящная, томно-медлительная, со свалявшейся шерстью (некогда белой), а главное - с гипнотизирующими совершенно глазами. Зрачок, зрачок горизонтальный, вот в чем штука! Мы с Аркашей Кленовым гладили козу с двух сторон и угощали ее хлебом. Блаженное какое-то ощущение.

3) Из детства: коза Амальфея (она же Амальтея), молоком которой был вскормлен младшенький Кронид. Слабо-позитивный образ (слабо - потому что он очень мельком).
(и кстати, у греков была еще одна коза - Эга, жена Пана).

4) У Миядзаки в "Тоторо": коза как угрожающий фактор внешней среды. Теоретически нейтральный образ становится выраженно негативным, потому что зрителю предлагают смотреть на козу глазами маленькой девочки, непосредственно испытывающей угрозу и страх (а предполагается, что в этот момент мы должны сочувствовать именно девочке).
У меня происходит смещение восприятия: в отношении девочки я испытываю некоторую (почти физиологическую) брезгливость, отторжение - отсюда отказ идентифицировать ее видение мира со своим - и значит, интуитивно-негативное восприятие козы смягчается до нейтрального. И даже позитивного (потому что мой личный опыт велит воспринимать встречу с козой как позитивную).

5) Гипатия!!
Образ, оказавший на меня немалое воздействие. Во-первых, патамушта Умбертоэк (и "Баудолино" был первой прочитанной книшшкой); во-вторых, потому что сцена исполнена неописуемой силы и лиричности. Впечаталась в сердце и сознание.
"Баудолино никогда не был святым" (с).
Много нежности, человечности, телесности, доходящей до мягкого эротизма, но при этом - одухотворенной.
Гипатия как воплощение робкой-но-вечной женственности!

6) И то же самое - робкая женственность и бесконечная нежность - у Эренбурга, мною любимого безмерно:

"Если бы ты была козой, я бы выгонял тебя в поле, ходил бы за тобой и давал бы тебе соли.
Но ты не коза, а девушка, с гребёнками, с платьями, с юбками, с пальцами слишком тонкими, с мечтами слишком хрупкими. И я боюсь с тобой говорить, боюсь заглянуть в твою душу, как дети боятся разбить дорогую игрушку".
(1913 г.)

+ забота, безбрежная бережность, ощущение приближения к чему-то сакральному.
(смотрите, как я пишу об этом! в каких категориях! "бесконечная", "безмерно", "безбрежно"...)

Итого имеем: субъективное восприятие образа девушки-козы является однозначно позитивным; при этом сохраняется ощущение, что - теоретически - негативное значение тоже может быть в него (т.е. в образ) заложено.
Просто на этом месте я могу недопонять автора. Недоощутить.

К чему это я? А к тому, что песню Эжена "Про мою козу" я не считаю стебом. Я к ней очень серьезно отношусь.
Мне там чудятся те же поля, что и в "Дороге на юг" ("Я падал в эту траву..."), и чувство гармоничной вписанности в Божий мир (как в картинах Северного Возрождения, ван Эйк плюс-минус), и...
Фу, как я криво и пафосно говорю! Косноязычие. Не объяснить. (( Короче, всё вроде хорошо и совпадает, кроме чего-то одного - потому что по факту песню я не принимаю (и даже так: "не нравится").
Момент напряжения. И что-то мне подсказывает, что напрягает собственно коза.
Коза-девушка, которая уже была у Эренбурга - и до катарсиса, а здесь - нет.
Как будто ты раскрылся - а в тебя грубость.
Как будто кого-то любят, и даже преданно и бережно, но оставляют за собой право наносить болезненные удары. От страдания - летят страшные слова, страшные пощечины. Только я, слышишь! только я могу так делать с тобой!! (наверное, Сид поймет, о чем я, поймает это чувство; надо сказать, что в тексте нет никаких предпосылок для его возникновения).
И еще - как будто насмешка, обида. Зализывание ран через самоутверждение.
И полупоказная-полунастоящая небрежность.

Так, стоп. Фигня какая. Надуманность. Меня занесло не туда. Увы.
То, что действительно имелось в виду: я не воспринимаю указанную эженовскую песню стебом, не могу воспринять. Точка.
Эренбуржская девушка-коза выходит из тумана, и она настолько прекрасна и неприкосновенна, что невозможно ей позавидовать.

Неприкосновенность образа! вот ключ. Неприкосновенность и чистота.






З.Ы. Наткнулась в процессе поиска:
"Коза (упорнографическая история)".




(с) Юнна Мориц.

с картинкой, чукча читатель, музыка: между мыслью и явлением, дела давно минувших дней, чужие тексты, наблюдения

Previous post Next post
Up