Я уже как-то раньше писала про японцев (ну да, про харакири:
http://la-zorra-7.livejournal.com/43873.html)), а теперь напишу про то, как они воспитывают детей (я просто лекцию такую завтра читаю - и, типа, порепетирую тут)).
Кхе, кхе..:)
в общем, у японцев есть 3 периода отношения к ребёнку:
до 5 лет с ним обращаются "как с королём", с 5 до 15 - "как с рабом", а после 15 - "как с равным".
Предполагается, что к 15-ти годам подросток уже становится взрослым человеком, который умеет главное в японском обществе: чётко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам (про то, к чему это приводит - см. запись про харакири))
В японской семье чётко соблюдается иерархия мужчина/женщина и старший/младший - порядок рождения детей имеет большое значение: у старшего ребёнка изначально больше прав.
(а про мужчин и женщин вообще существует шовинистская популярная буддийская доктрина о том, что рождение мужчиной или женщиной - это результат соответственно благовидных или неблаговидных поступков в прошлой жизни)) а так - полное равноправие, ага))
В Японии почти нет разводов - типа "потеря лица" и всё такое..и вообще, всяческие страсти и эмоциональные привязанности - это "ветерок" ("пустое"), а долг перед семьёй (родительской и собственной) превыше всего.
Эх...дайте мне мой меч
После рождения ребёнка акушерка отрезает кусочек пуповины, дальше его высушивают и кладут в специальную деревянную коробочку, на которой позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребёнка - и это символ связи матери и младенца. Существует даже специальное понятие "амаэ" - примерно о том, что ребёнок полностью зависит от матери и это самое желанное для него, что только может быть.
Первый год жизни мать постоянно носит ребёнка на себе и исполняет все его пожелания. Ребёнку ничего не запрещают, только предупреждают и предостерегают: "там может быть опасно", "лучше так не делай" (при этом, если ребёнок всё-таки падает и ушибается, то мама просит у него прощения за то, что не уберегла..представляете?)
В Японии практически не используются телесные наказания, на детей не кричат и не читают нотаций..роль "кнута" выполняет такая штука, как "угроза отчуждения": т.е. ребёнку красочно расписывают, что с ним будет и как от него все откажутся, если он будет продолжать так себя вести..а т.к. для японца одиночество и отвержение страшнее всего, то о гуманности подобного метода вполне можно задуматься..
Японцы (благодаря Масару Ибуке - создателю фирмы "Sony" и заодно автору книги "После трёх уже поздно") считают, что основы личности ребёнка закладываются в первые три года жизни. И поэтому они всячески активно её (личность) или его (ребёнка) развивают: поощряют интерес ребёнка, воспитывают характер (жаль, не нашла подробностей..) и развивают различные навыки и умения (кстати, с последним можно нейропсихологически спорить..но сейчас мне это неохота, может быть, удастся завтра, на лекции))
Не могу не поделиться совершенно бесполезным, но очень впечатлившим меня фактом о том, как японские мамы должны обеспечивать ребёнку обед в детском саду, если дитё отправляется на целый день на экскурсию или прогулку: мама даёт ребёнку "обэнто" - коробочку с обедом, который должен соответствовать обязательным (!) требованиям и включать в себя 24 (!!!) вида продуктов, и вся еда должна быть красиво разложена в коробочке(!!!), чтобы ребёнок мог получить ещё и эстетическое удовольствие...а? надеюсь, вы тоже впечатлились)))
В японских детских садах в группе 6-8 человек, и каждые полгода их состав переформировывается, чтобы расширить детям возможности социализации (и если у ребёнка как-то не очень получилось наладить отношения в одной группе, то есть шанс, что в другой это получится лучше).
Кроме того, воспитатели тоже постоянно меняются - типа, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно и не привязывались. Японцы считают, что любая привязанность - это зависимость (ну, буддизм же, ага), а значит, лучше её не допускать. Мда.
Основная задача детского сада - не образовательная, а воспитательная: не подготовить к школе, как у нас, а научить правильно себя вести - что является самым важным, нужным и полезным в японской жизни.
Также детей учат избегать соперничества, потому что самое продуктивное решение любых проблем и конфликтов - это компромисс, когда оба могут "сохранить лицо". Детей не сравнивают между собой, не хвалят лучших и не ругают худших..даже в спортивных состязаниях может победить только команда.
(ещё один бесполезный, но понравившийся мне факт: в Японии считается непедагогичным выделять солиста в пении, можно петь только хором, что воспитывает чувство равенства и единства))
Но зато детей (уже с 4-х лет) учат отличать доброе от злого, быть оптимистами (никогда бы не подумала) и стойко переносить трудности. Существует очень много разных детских праздников, которые создают у детей чувство сопричастности к своей стране, её правилам и традициям.
Ну а про плюсы и минусы этих самых правил и традиций я буду излагать завтра - устала писать уже) или можно обсудить в комментариях - если кто-то дочитал до этого места))