Педро Альмодовар (Pedro Almodovar) (родился в 1951 г.)
Известный режиссёр, символ современного испанского киноискусства, в то же время автор нескольких книг.
(Забавно, что в одной из киноэнциклопедий рунета сказано, что его настоящее имя - Кальсада де Калатрава (Calzada de Calatrava), хотя на самом деле это место его рождения).
По сути, герои его фильмов - это обычные люди со своими радостями и переживаниями, в основном средний слой общества. Альмодовар проработал служащим в Национальной Испанской Телефонной Компании "Телефоника" 12 лет именно в таком обществе, поэтому у него было достаточно времени на то, чтобы хорошо разобраться в людях именно среднего социального класса. Сослуживцев Альмодовара легко можно узнать во многих его фильмах: немолодых женщин, обременённых домашними хлопотами, усталых и нелюбимых мужьями. Именно он создал культ женщины «за 40», показав, что их чувства не отличаются от тех, кто моложе.
Замечу, что в большинстве фильмов Альмодовара главные роли исполняют женщины, и это неслучайно. Именно женщина, по мнению режиссёра, представляет многогранную, изменчивую натуру, способную переносить многочисленные трудности с гордо поднятой головой. По его словам, ему близок образ женщины (принято считать Альмодовара гомосексуалистом), более того, он даже называет себя приверженцем феминизма.
Во времена правления Франко Педро Альмодовару были закрыты все дороги в мир большого кино. Диктаторский режим никогда бы не позволил Испании увидеть то, что было в фильмах эксцентричного человека нетрадиционной ориентации. Однако уже в это время Альмодовар мог похвастаться работами, снятыми на восьмимиллиметровую плёнку. Тем не менее выход его первого полнометражного фильма «Пепи, Люси, Бом…» удачно совпал с наступлением демократии в стране. Тогда Педро Альмодовару открылись все пути, ведущие в волшебный мир киноискусства.
Его фильмы удивительны. Кто-то считает их аляповатыми и кричащими, бессмысленными и вульгарными. Однако это не так… Пожалуй, Альмодовар - один из немногих режиссёров, кому действительно удаётся показать, что у проституток, геев и транссексуалов тоже есть мечты и цели, чувства и переживания. Есть душа. И пусть они негармонично сочетаются с потрясающими видами Собора Святого Семейства в Барселоне, - в этом мире есть свой баланс, понятный Альмодовару и его зрителям.
Простота притягивает. Мы чувствуем запах цветов, растущих на балконе, картошки, варящейся на плите, дыма сигарет, знаем, что такое грязные, разрисованные стены подъездов. В фильмах Альмодовара не встретишь шикарных апартаментов, обставленных в стиле рококо, не увидишь на столе кулинарных изысков, а шикарные автомобили вряд ли попадут даже на задний план кадра. И дело вовсе не в этом. Не обстановка, а сами герои могут многое выразить. Такие детали, как губы или каблуки описывают характер куда лучше, чем платье из последней коллекции известного Кутюрье. И не просто так Джейн Фонда заплатила несколько миллионов долларов за права на англоязычный римейк "Женщин на грани нервного срыва".
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Возвращение (Volver; 2006)
Дурное воспитание (La mala educacion; 2004);
Поговори с ней (Hable con ella; 2002);
Все о моей матери (Todo sobre mi madre, 1999);
Живая плоть (Carne trémula, 1997);
Цветок моей тайны (Carne trémula, 1997);
Кика (Kika, 1993);
Высокие каблуки (Tacones lejanos, 1991);
Свяжи меня! (Átame!, 1990);
Женщины на грани нервного срыва (Mujeres al borde de un ataque de nervios, 1988);
Закон желания (Ley del deseo, La, 1987);
Матадор (Matador, 1986);
Трейлер для тайных любовников (Tráiler para amantes de lo prohibido, 1985) (TV);
За что мне это?!! (Qué he hecho yo para merecer esto?!!, 1984);
За стенами (Entre tinieblas, 1983);
Лабиринт страстей (Laberinto de pasiones, 1982);
Пепи, Люси, Бом и другие девчонки из кучи (Pepi, Luci, Bom y otras chicas del montón, 1980).
Короткометражные фильмы:
Саломея (Salome, 1979);
Трахни же меня, Тим (Folle, folle, folle-me Tim, 1978);
Секс туда-сюда (Sexo va, sexo viene, 1977);
Три возможности Понте (Las tres ventajas de Ponte, 1977);
Проявляйте милосердие (Sea caritativo, 1976);
Трейлер, или Кто боится Вирджинии Вульф? (Trailer or Who is afraid of Virginia Wolf?, 1976);
Звезда (La estrella, 1975);
Белизна (Blancor, 1975);
Чествование (Homenaje, 1975);
Падение Содома (La caida de Sodoma, 1975);
Политический фильм (Film politico, 1974);
Две шлюхи, или Любовная история, закончившаяся свадьбой (Dos putas o Una historia de amor que termina en boda, 1974).