Оригинал взят у
art_bazar_tv в
"Вопросы, вопросы, вопросы..." Обычные фотографии. Обычные люди.
И только приглядевшись понимаешь, что это куклы.
Наверно, искушенному знатоку шарнирной куклы такой взгляд на этих созданий покажется наивным, но он имеет место быть. Глядя на обнаженных (другого слова и не подобрать, слишком всё реалистично:) кукол
na_tas72 , хочется немедленно прикрыть их наготу, дабы не смущать своим присутствием и непрошенным вторжением. Но, поборов первую стеснительность, хочется вторгнуться и рассмотреть. Узнать, познакомиться и понять, как эти задумчивые, а порой и откровенно грустные творения сосуществуют со столь жизнерадостным своим автором.
_________________________
Почему именно куклы? До кукол было другое творчество или в один прекрасный момент решилось: хочу делать куклы! Как жизнь подвела Вас к такому повороту?
А не знаю, почему. Когда-то давно, лет пятнадцать назад, я вдруг подумала - хорошо делать кукол. Подумала я это в ряду прочих бредовых мыслей, типа: клево слетать на Луну, получить Нобелевскую премию, изобрести вечный двигатель… Но зачем то озвучила во время задушевного девичника. Теперь подружки мне говорят - ты же всегда мечтала делать кукол!
Ну и вот… в один прекрасный момент я отоваривала купон в хозяйственном супермаркете, мне надо было набрать строго на определенную сумму, оставались какие-то несерьезные деньги - глаз упал на пачку пластика. Она стоила ровно столько, сколько нужно.
Конечно, за внешними случайностями часто стоят закономерности. Но я сейчас уже не очень
отслеживаю их цепочку.
Зачем куклы? Что даёт Вам процесс создания?
То, что дает любой процесс - чувствуешь себя создателем. Это очень сильно греет душу, когда ты что-то делаешь, сам, с ноля. А создание чего-то материального, что можно потрогать руками, это совершенно особенный кайф. Наверное, не все предрасположены подсесть на эту иглу, но кто подсел, тот поймет. Это наркотик. С периодом эйфории, последующей абстиненции, когда ты пуст как вчерашняя винная тара, с мучительной тягой повторить и вообще со всем вытекающими. Зависимость настолько сильная, что велик риск стать своего рода графоманом. Когда не делать не можешь, но и делать не можешь.
Куклы это ведь не браслет или брошка! У кукол должна быть своя история - это отзвук профессии журналиста - создавать истории?
Ну да, наверное у них есть истории, но я их не знаю. Может, какие-то мои истории вольно невольно проникают в образы, но неосознанно. Скорее я знаю, какой у них характер. Иногда, кстати, скверный и такие куклы обычно не продвигаются дальше головы.
У меня в дальнем ящике шкафа целая коллекция голов с плохим характером. Время от времени выбрасываю. По одной. Все вместе выбросить смелости не хватает. Как-то жутковато смотрится - груда голов в мусорной корзине….
Как долго занял процесс обучения? Что это было - люди, книги, курсы в интернете? Есть кто-то на кого Вы ровняетесь, кто воодушевляет из мастеров-кукольников?
Где я действительно почерпнула море информации - это форум Куклы ру. На курсы не ходила, но очень очень много помогали мастера с форума - советами, технологиями, просто добрым словом. Там собрались на редкость бескорыстные люди и там однозначно самая полная база по куклам.
Вообще, самоучкой быть плохо. То, что ученый человек сделает с третьего раза, самоучка с тридцать третьего, переведя уйму материала. Да, я знаю людей с высшим художественным, которые годами не могут освоить простейшие приемы лепки, но при прочих равных хорошая база не помешала бы. Однако на нет и суда нет.
У Вас есть личный критик :)?
Нет. Разве что внутренний. Знакомые не критикуют особенно. Может, стесняются, может, боятся обидеть. К счастью я скептична не только к окружающим, но и к самой себе в первую очередь.
Я в общем легко допускаю, что могу сделать нечто выдающееся, но еще легче мне допустить, что ничего кроме депрессивных лялек из под моих очумелых ручек не выйдет. И к первому и ко второму варианту стараюсь относиться с юмором.
Первые куклы были сразу удачными? Или первые = "блин-комом"? Если не сразу получилось, сколько кукол ушло на оттачивание мастерства, что с ними стало?
Первая кукла была прекрасна! Формально она конечно на редкость уродлива. Но у нее добрая душа и в нее вложено столько любви и делана она с таким кайфом, что до сих пор светится каким-то внутренним светом. И это несмотря на то, что голова у нее отвалилась от туловища и держится только на воротнике свитера, а ноги и руки не имеют уже ни малейшего сходства с руками и
ногами. (могу дать фоточку )
У Вас есть дома куклы сделанные для себя? Были ли куклы, с которыми Вы не смогли расстаться?
Не смогла я расстаться только с тем, что никто не взял. Точнее то, что дарить объективно было стыдно. При всем моем теплом отношении к первым творениям. А так я долгое время раздаривала всех кукол, их наличие дома не радовало меня и по причине тесноты и по причине того, что пока кукла дома, ты все время лезешь к ней с переделками, и эта музыка может длиться вечно. Проще сбыть с рук.
Когда оказалось, что моих кукол хотят покупать, я стала отдавать их за деньги. Грубо как-то звучит. Но деньги в данном случае не просто деньги, на которые можно купить много полезного, а еще и доказательство того, как сильно нравится твоя кукла. Это тоже наркотик - чувство того, что твои куклы нравятся. В общем, для любого хотя бы немного творческого человека важная оценка - в широком смысле этого слова.
О чем задумчивы Ваши куклы? Все об одном или каждая о своем? У Вас есть "истории" их задумчивости? В процессе создания эти истории не вырисовываются в голове?
Редко какой взрослый человек на исходе четвертого десятка способен быть умильно восторженным по сути своей. Просто по факту. По факту потерь, ухода близких… с возрастом всего этого набегает в избытке и понимаешь, что чем дальше, тем вопросов больше, а ответов меньше. Наверное, отсюда и задумчивость. Она как вирус передается и куклам. Даже самым светлым. Всегда где то там, в глубине глаз - вопросы, вопросы, вопросы…
Изготовление кукол это скорее потребность души или сначала бизнес?
Бизнес? Это тот бизнес, когда покупаешь за пять и перепродаешь за три. Очень дорогое удовольствие. Если посчитать все нажитое и вроде бы страшно необходимое для дела барахло, получится внушительная сумма.
На первых порах обходишься пилочкой для ногтей и обрезками старого платья. Потом старое платье использовать уже неловко и покупаешь натуральный тончайший шелк. Много. Дорого. Вместо пилочки - набор инструментов. Потом еще один, потом еще… Сейчас у меня отдельная комната, забитая под завязку и я уже поглядываю на вторую в подвале. Так что скорее потребность души. Просто звучит очень пафосно.
Куклы - не основной Ваш заработок. Если не делать кукол для продажи, есть потребность их
делать вообще?
Да, я и не делала их для заработка. Просто если есть возможность продать - я продаю. Это как я уже говорила, приятно и конечно дает возможность покупать хороший пластик, качественную ткань и много другой полезной мелочи и даже подумывать о покупке печи для фарфора. Пока осилила две канистры фарфорового шликера, которые сиротливо дожидаются своего часа.
Вы продаёте кукол французам? Им это интересно? Есть различия между французскими и русскими покупателями?
Французов, как ни странно, среди покупателей пока не было. Были англичане, немцы, американцы, русские. Русские из России и русские местные. Разницы нет. Все немного такие же ненормальные, как и те, кто кукол делает. Ну а какой нормальный человек купит куклу за сумму, эквивалентную шубе? Это мне одна знакомая сказала, не буду приписывать себе авторство.
Мне кстати страшно повезло с первыми покупателями. Они меня уговаривали. Сначала просто продать, потом взять за это какие-то вменяемые деньги. Буквально недавно пришла посылка от девушки, которая купила двух моих кукол. В посылке были волосы для изготовления париков, конфеты и совершенно волшебная винтажная брошь. Просто так… Она примерила ее к куклам и подумала - идет моим куклам, пойдет и мне. Я чуть не расплакалась.
Где во Франции можно продавать ручную работу? Вы используете эту возможность?
Можно участвовать в ярмарках, обычно они проводятся перед праздниками. Но там продают в основном сувенирку, серьезных кукол я не видела. Есть небольшие галереи, но у нас в окрестностях - ничего подходящего. Продажи в основном через интернет и на удаленных от нашей глуши выставках.
Выставляетесь ли Вы на выставках? Как себя там чувствуете? Нравится?
Выставляюсь иногда. Но лично на выставке была один единственный раз и у меня сложные ощущения по итогам. Представлять кукол лично - это тяжкий труд. Для меня, по крайней мере. Он изматывает до полного упадка сил. Вот осенью собираюсь участвовать в выставке в Лионе и очень боюсь - как продержаться три дня?
Как Ваша семья относится к Вашим творениям и творчеству?
Самую высокую оценку я получила от бабушки. Как то привезла в подарок родителям пару эльфов со множеством всяких аксессуаров. И моя неграмотная бабушка восьмидесяти пяти лет, которая в детстве вообще не имела никаких кукол, кроме соломенных, играла с ними, точно ребенок. Будучи полностью в здравом уме. Она их пересаживала, поправляла им одежду и все время повторяла - какая же красота то! Я подумала тогда, что ради уж одного этого стоило ломаться.
А муж к куклам довольно равнодушен - мальчикам вообще сложнее проникнуться этой темой. Не тот анамнез. Ну ему нравятся куклы Иры Дейнеко, Гули Алексеевой… То есть куклы -арт-объекты. Моих шарнирных девиц не считает чем-то серьезным и заслуживающим внимания.
Есть вероятность, что Вы смените своё увлечение? Если да, то что это может быть за деятельность? У Вас есть склонность к чему-то другому?
Да разве можно от чего то зарекаться? Но если честно, то мне бы не хотелось вдруг охладеть к куклам.
А склонности… бог его знает, что откуда берется. Полжизни ты ненавидишь любые огородные работы, а потом вдруг сажаешь свой первый помидорный куст и пошло поехало. Или вот как то я купила по случаю канву для вышивки и полгода вышивала крестиком как ненормальная. Четыре вышивки одолела, а потом как отрезало.
Путешествовать, читать, писать всякий бред - в жизни очень много соблазнов, а перед каким не устоишь, один бог ведает.
Бывает, что вдохновение уходит? Трудно переживается такой этап? Что помогает? Шоколад :)? Музыка? Встречи с ... ? Как Вы из него выходите?
В общем-то вдохновение, как его описывают в романтических книжках, мне лично не сильно нужно. Я не делаю идейных кукол. Я делаю куколок, которые сами по себе куколки. Не то чтобы мне не хотелось замахнуться. Но всякий раз, когда я покушаюсь на святое, что то меня останавливает.
Наверное, тот самый внутренний критик-скептик.
А для того, чтобы сделать шарнирную куклу-компаньонку, нужно не столько даже вдохновение, сколько подходящее настроение. Такое, которое будучи переданным кукле, не усложнило бы жизнь рядом с ней. Кукла не должна давить и нести в себе твои обидки, комплексы и озабоченности. Кому
это надо?
Хотя, что кому надо - вопрос спорный, конечно. Я совершенно не выношу глупых кукол. Но мой папа, например, человек с вполне приличным айкью, предпочитает именно таких - чтобы румянец во все лицо, глаза как тарелки и приторная глупость на лице.
Так что тут конечно вопрос - какой должна быть кукла. Наверное такой, какой видит ее автор.
Но в любом случае, по-настоящему увидеть свою будущую куклу, как мне кажется, проще вне сиюминутных настроений.
Как Вы считаете, люди делятся на 2 категории: тех, кто склонен творить и тех, кто не
склонен к творчеству?
По мне творчество - очень широкое понятие. Очень! Вообще, не будучи сторонником теории Дарвина, я верю в то, что этот мир создала творческая сила. Творец, как принято это называть. И так как создавал он по образу и подобию своему, то в каждом есть этот творец. Его просто не может не быть. А мы в свою очередь творим уже по своему образу и подобию. И потому все что делаем, есть в какой-то степени калька нас самих. Такая вот эстафета.
Я не очень верю в стопроцентных конформистов, которые способны всю жизнь прожить по готовой схеме. А любое изменение схемы - уже творчество.
У меня есть давняя подруга, она всегда несла свой конформизм как знамя. И уверяла, что все эти полеты фантазии - не для нее. Техническая работа, семья, устоявшийся быт. А потом вдруг купила холсты и краски и стала рисовать такие картины, что многие известные абстракционисты съели бы рукава от зависти.
Но дело конечно не в том, чтобы купить холсты и краски. Это слишком буквально и не всегда осуществимо по каким то формальным причинам. Дело, наверное, в том, как ты смотришь на этот мир - как на дом, который строишь сам, или как на номер в отеле, где ничего тебе не принадлежит, и где ты просто временно проживаешь. Я лично не знаю людей, которые хотели всю жизнь провести в отеле. В чужом. Не поменяв в интерьере и пары предметов.
Если у творческого человека внешними обстоятельствами отнять возможность творить, что с ним будет, как Вы думаете? А Вы? Сможете жить без творчества?
Если у человека свербит, он так или иначе свой зуд приспособит к делу. Можно и не сомневаться. Ну если только руки ноги оторвать, глаза выколоть и уши отрезать… Но и тогда наверное остается возможность творить. В мечтах. Не приведи господи, конечно.