Вообще-то, я стараюсь делать свой ЖЖ шутливо-развлекательным, поскольку жесткой беспощадной прозы мне хватает в реальности. Но временами я все же пишу серьезные посты, реагируя на окружающий идиотизм. Пишу по велению «интеллектуальной совести», как называл это Бродский.
В 2009 году наркоконтроль сделал попытку бороться с контркультурной литературой, якобы пропагандирующей наркотики. В списки запрещенных книг попал не абы какой графоманский мусор, а мощь постмодернизма в лице Ирвина Уэлша и Уильяма Берроуза, кроме того психоделическая прото-панк литература и даже классический шедевр фантаста Филипа Дика - роман «Помутнение». Библиотекам дали распоряжение не выдавать около 40 наименований книг. По всей видимости, метод запрета спустили на тормоза, поскольку скандал поутих, и ничего нового в этом направлении не было предпринято. Хотя список "запретной литературы" остался.
Как говорится, ладно, проехали…Но вот 25 января 2013 года еще одна радостная новость была озвучена: «В Общественной палате РФ считают, что книги «Казус Кукоцкого» Людмилы Улицкой и «Generation P» Виктора Пелевина должны быть исключены из списка рекомендованной школьникам литературы». Внешне как будто ничего страшного (я сама сильно не долюбливаю этих авторов за литературную спекуляцию, за «подминание» фактов новейшей истории под свой, якобы художественный, контекст)… Так ведь дорогая наша, прости господи, Общественная палата в лице Павла Пожигайло усмотрела в Улицкой и Пелевине "пропаганду разврата"! Ну, просто пахнуло советским прошлым.
В дословной формулировке Пожигайло: «Улицкая и Пелевин - это неотъемлемый атрибут того образа жизни, против которого мы все боремся: наркотики, аборты, "бери от жизни всё" - вся эта пропаганда разврата, фактически деградация нашей молодёжи».
Комментарий к данному изречению излишен!
Что Общественная палата, что Государственная «Дура» (Познер-то не оговорился) не оставляют нам шансов сохранить хоть какие-то остатки уважения к их работе. Просто не оставляют шансов.
Кстати, Общественная палата - это организация, цель которой обеспечить взаимодействие граждан РФ с властью «в целях учёта потребностей и интересов, защиты прав и свобод» этих самых граждан, то есть нас с вами. Вы в это верите? Смешно, право.
И В ЗАЩИТУ КОНТРКУЛЬТУРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...
Мне понятно, почему контркультурная, и конкретно «наркотическая», литература активно переводится и продается (причем часто переводится «на скорую руку» топорными горе-переводчиками). Она цветистая, «болтливая», энергетическая, в чем-то увеселительная и даже эскапистская. То есть, на подростковом слэнге, «прикольная». Это легкий потребительский товар, вполне доступный по содержанию люмпенскому большинству. Но среди необъятного дерьма в обложках есть произведения, функция которых - будить воображение. А это уже немало. Мировоззрение, лишенное нормального живого воображения, отвратительно. Человек перестает творчески мыслить и формирует вокруг себя плоский, единообразный мир.
А уж если молодой человек под влиянием Уэлша побежит пробовать наркотики, так дело не в книжке, а в убогом ментальном архиве этого потенциального дебила-наркомана, у которого извилины шевелятся только в одну сторону: быть жалкой калькой с цветастой картинки чужого опыта. Причем опыта опасного и несчастного... Тут скорее мама с папой будут виноваты, что не развили в своем дитяте мало-мальского воображения, и он ничего умнее и интереснее для себя не придумал. Тема стара как мир.
P.S. На фото карикатура Dağıstan Çetinkaya