Leave a comment

Re: Ради красного словца. la_sharik April 29 2012, 06:06:24 UTC
Большое спасибо за прочтение и реплику! Хотя, конечно, контекст у Татьяны Никитичны был несколько иной, нежели вам показалось (пардон). Возможно, из кусочка, что я привела, он не понятен (это да), но надо доверять человеческой и художнической совести мастера...

Контекст был про убиение памяти об огромной культуре, в том числе и выраженной "материально".

Я извиняюсь за чрезмерно длинную цитату (в тексте идет речь про двух китайских учеников отца Толстой, двух аспирантов-физиков, уничтоженных во времена китайской "культурной революции"... когда-то маленькой девочке Тане и ее семье они привезли нехитрые подарки в виде искусственной розочки, нескольких шкатулок и квадратной печати с иероглифом):

"Во время «культурной революции» великий китайский народ сам себя истребил - не он первый, не он последний, конечно, но от этого не легче; не всех, конечно, - какой-нибудь неполный миллион, - да его уже не вернешь. Уничтожены были самые лучшие, самые образованные, самые знающие, те, от которых тянулась крепкая шелковая нить в прошлое. Кого не разорвали в клочья, тех выслали в горную глушь, в бесплодные районы: воть пусть помашут мотыгами, пусть засеют камни рисом, вот и будет им «интерференция красных полос»! А еще, чтобы неповадно было умникам отрываться от народа, снесли бессчетное количество памятников, храмов, переломали кучу старинных вещей, сожгли древние книги, раздробили в труху, в мелкую пыль плоды чужих трудов, любви и терпения - ибо невыносимы для плебса свидетельства того, что кто-то бывает умнее, талантливее, духовнее, выше, да просто лучше... (...)

Ничего хорошего о человечестве в целом говорить не приходится: убивают и ближнего и дальнего, изводят на нет целые народы. Если и есть такая нация, которая никого из соседей не потрепала, то либо силенок не хватило, либо соседей не было. Но в каждом народе есть люди сберегающие и люди разрушающие. И среди разрушающих есть убийцы людей, и есть убийцы вещей. Те, кто убивают вещи - дважды преступны, потому что они уничтожают человека, земной след его, память о нем навсегда, окончательно. Те, кто убивают вещи - убивают время, заколачивают последние окна и отдушины, превращают существование в плоское и невеселое «сейчас». Те, кто убивают вещи, человека уж тем более убьют не задумываясь. На что он нужен-то. Два маленьких китайца, Лю Шуньфу и Сюй Сюйюн, пропавшие сорок лет назад, ничего не успели сделать в своей короткой жизни. Не доучили тонкостей спектрального анализа, не говоря уж об особенностях интерференции красных полос. Спектр их жизни, вместо радостно ярких разноцветных черточек, схлопнулся в тупую черную темноту.
Что осталось от них? Иероглиф, лак и нетленная роза. Письменность, культура и вечная, вечная природа.

Кто сейчас помнит их имена? Одна благодарная я."

Reply

Атеистический взгляд. peter314 April 29 2012, 13:49:32 UTC
Видел эту передачу и сразу вспомнил историю двух китайских учёных. Это как раз случай, подтверждающий моё убеждение. Жизнь этих людей была несопоставимо важнее любых предметов, напоминающих о них.
Жизнь - это почти невозможный выигрыш в лотерею. Ничто не может сравниться с её ценностью. Да, для отдельного человека, какой-то предмет может оказаться важнее жизни. Но, речь не об исключениях.
Если бы я спасался из горящего Эрмитажа, то попытался бы вытащить старуху смотрительницу, а не картину Рембрандта.

Reply

la_sharik April 29 2012, 14:16:56 UTC
Это делает вам честь. Уважаю ваш гуманизм. А вот за себя я не уверена. За Рембрандта, наверное, бы схватилась )))) Впрочем, подозреваю, что смотрительница и сама бы без него из огня не вылезла.

...
Что до жизни двух людей... в том-то и дело, что она важна, как важна жизнь и всего того миллиона, о котором речь в тексте. А от нее ничего не осталось, даже крупицы памяти. Стерся весь земной след тех, кто писал книги, строил храмы, создавал предметы искусства. Мясорубка "культурной революции" не оставила камня на камне, уничтожив дело жизни создателей, уничтожив саму суть и смысл их жизни.

Reply

Про артефакты. peter314 April 29 2012, 16:54:31 UTC
Гибель Александрийской библиотеки, как я полагаю, была одним из самых грандиозных уронов культуре человечества. Может быть там были тексты круче "Илиады".
А уничтожение христианами, когда они победили, сотен тысяч статуй и изображений языческих богов в Греции и Риме было деянием похлеще нашествий любых варваров.
И, тем не менее, всё это не идёт ни в какое сравнение с войнами, убийствами и тотальным уничтожением народов.
Написаны новые книги, нарисованы новые картины, построены новые здания. А те, неповторимые, нереализованные жизни были бездарно загублены навсегда.

Reply

la_sharik April 30 2012, 08:22:32 UTC
Это уже просто псевдодиалектическое жонглирование фактами, не имеющее ничего общего к контексту, о котором шла речь выше.

Текст Толстой направлен на любовь к человеку, а не к вещам (странно что это надо объяснять). Просто вещь является памятью о человеке, нехитрым олицетворением его земной жизни. А произведение искусства - тем паче.

Уничтожение человека человеком происходит каждый день, даже без ножа и пистолета, достаточно по крупице забирать здоровье, разрушая нервные клетки и насилуя сердце. Мы все в какой-то мере в этом участвуем, не щадя друг друга (кто из нас без греха?)

А про гибель Александрийской библиотеки, кстати, существует немало легенд. Никто точно не знает, чьих рук дело: то ли причастны воины Юлия Цезаря, то ли это император Август постарался, то ли монахи-христиане виноваты, цель которых была сжечь пристроенный к библиотеке языческий храм… Это не Мао Цзедун с его «культурной революцией»… При Мао-то или при том же Сталине стирание памяти о человеке, уничтожение его земных следов превратилось в систему.

P.S. Артефакт, для справки, это предмет, процесс или явление, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам НЕВОЗМОЖНО или МАЛОВЕРОЯТНО...

Reply

Заглянув на почту. peter314 May 6 2012, 12:08:48 UTC
Позиция "злословящих" мне хорошо известна. Однажды, Авдотья Смирнова сказала, что литературу она любит больше людей. И я с ней солидарен, так как тоже немного мизантроп. Но, всё-таки чётко различаю эстетические ценности и человеческие.
Думаю, что человечество обошлось бы без таких артефактов, как египетские пирамиды. Пусть бы лучше тысячи египтян прожили свою отмеренную жизнь, не надрываясь в тяжком труде.

Reply

Re: Заглянув на почту. la_sharik May 6 2012, 13:11:13 UTC
Причем здесь "позиция злословящих", когда речь идет о конкретном куске из конкретной книги Толстой?!! Можно иметь какую угодно позицию и озвучивать или не озвучивать ее в своей авторской передаче, можно говорить искренне или эпатировать, но какое отношение это имеет к моему посту про книгу "Река"?

Мне интересна техника Толстой, энергия ее текстов, умение держать интонацию, умение быть безжалостной, категоричной, субъективной, но при этом ювелирно владеть диалектикой. Мне интересен профессиональный навык рассказчика и необычный угол зрения, тем паче что данный автор (Татьяна Никитична) обладает нравственно-интеллектуальной совестью и широкой эрудицией.

...
Что до египетских пирамид... Это не артефакт, а факт. Еще раз посмотрите формулировку слова "артефакт" в толковом словаре и не бросайтесь лексикой бездумно. Удачи.

Reply

Возвращаясь к началу. peter314 May 12 2012, 13:13:25 UTC

Тятьяна Никитична очень хорошо пишет и мне очень понравился её роман "Кысь".
Уверен, что, как русский автор, она никогда не пожертвует чужой жизнью ради самого прекрасного произведения искусства. А вот собой, разумеется, человек может распорядиться как угодно. Поэтому, фраза о двойном убийстве при уничтожении предмета, как памяти о человеке, не более, чем литературное преувеличение.
Теперь об артефактах.
Если завтра обнаружат километровой высоты скалу, один склон которой отполирован, чтобы отражать лучи восходящего солнца, то она (скала) будет названа артефактом. Сама наша цивилизация есть артефакт, ибо является продуктом "искусства".
Например, поразительные карстовые пещеры с восхитительными сталактитами и сталагмитами не являются артефактами, а Стоунхендж -артефакт.
Если я называю благоустроенную квартиру жилищем, это не значит, что не отличаю шалаши от таунхаусов, но, совершенно правомерно употребляю слово жилище.
Да, что говорить, Вы только загляните в Википедию, чтобы искренне поразиться широкому спектру понятия "артефакт". Мне даже стало неловко, что я не догадался о поиске артефактов в космических лучах. А ведь именно этим занимаются учёные анализируя спектры излучений в поисках внеземных цивилизаций.

Reply

Ставлю точку la_sharik May 12 2012, 15:22:46 UTC
А я вот не люблю роман «Кысь». За всей его «расписной» этностилизацией и карикатурными компонентами антиутопической литературы я вижу другое: периодические провалы в логике.

Что до вашего отношения к «прекрасным произведениям искусства», да вы не человеколюбец, а маньяк. Не стоит так цинично относиться к культурно-интеллектуальному наследию человечества. А то прямо слышится в каждом комментарии: подумаешь, сотенку другую картин да скульптур уничтожили, невелика потеря, еще наделают. Искусство это не просто одна из форм деятельности, это способ познания мира, это накопленный духовный опыт поколений, передающийся по цепочке, это своеобразная генетическая связь с лучшими умами своего времени.

Впрочем, я думаю, что все ваше красноречие - лишь бравада, за которой стоит люмпенская ненависть к талантливым людям искусства и их произведениям. Ненависть и непонимание, мировоззренческое варварство. Вот и все. Очень отдает коммунизмом. Вспоминается история с распродажей шедевров из Эрмитажа с 1929 по 1934 и несчастными музейными смотрителями, которые ценой своей жизни пытались отстоять полотна.

Вандализм, нацизм, коммунизм, уничтожение духовной собственности, уничтожение земного следа человека - это не литературное преувеличение, это страшнейший диагноз. Вот о чем говорит Толстая. И я под этим подписываюсь и прикрываю дискуссию.

Reply


Leave a comment

Up