Apr 21, 2008 15:11
"Единственное чего следует бояться - это самого страха". Ф.Рузвельт
"Человек, боящийся страданий, уже страдает от своего страха". М.Монтень
Если мы не говорим о фобиях и ничего не грозит нашей жизни, то природа страха проста, и опирается она на НЕЖЕЛАНИЕ ПЕРЕЖИВАТЬ ИЗМЕНЕИЯ.
Человек единственное живое существо, которое испытывает страх перед ЛЮБЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ. Любыми!
Конечно же, есть изменения, лежащие на границе жизни и смерти. И, именно они происходят всегда. И происходит это неизбежно через страх, который преодолевается и, как правило, уходит. А вот, разные другие страхи, порожденные социумом, его правилами и ритуалами, надёжно поддерживают в человеке липкое чувство страха и не приводят к необходимым изменениям в самом человеке и во вне.
Любые изменения и развитие человека идут ЧЕРЕЗ страх, а не С НИМ.
"Страх - это ядовитый коктейль из инстинкта и воображения". Виктор Кротов
Например, страх выступления перед аудиторией. Что это за страх?
Нашей жизни, безопасности ничего не угрожает. Так, чего же бояться, выступая перед аудиторией?
А мы боимся выглядеть глупо. Человек опасается совершить массу ошибок, начиная с оговорок и, заканчивая неловкими движениями, и это в союзе с желанием сделать все предельно хорошо. Мы боимся оценок тех, кто слушает нас и смотрит наше выступление!
Наш мозг настолько хитер и изворотлив, что мы порой даже не успеваем отследить, как он начинает рисовать красочные картинки на тему критики нашего выступления. Эти картинки в нашем воображении пролетают с огромной скоростью. Так же быстро плодятся мысли: «Они, наверное, сейчас думают обо мне, что я….» И страх нарастает, как снежный ком. Руки и голос дрожат, губы пересыхают, сердце оглушающее гремит в ушах… И мы мечтаем о том, чтобы это мучение поскорее закончилось.
Конечно, можно пересилить себя и довести выступление до его логического завершения. Но потом, в будущем, мы будем стараться избегать подобных мероприятий, продолжая в своем воображении бояться публичных выступлений.
Поступление на работу, прохождение собеседований, первый рабочий день или момент увольнения, когда начальству необходимо объяснить причину вашего решения - в этих простых событиях тоже прячется страх. И опять, он живет за счет нашего желания не выглядеть глупо, понравиться и быть понятым другой стороной.
Эти желания, поддерживающие существование нашего страха, живут во многих, не зависимо, какую должность человек занимает, какого пола он и возраста. Генеральный директор также переживает на Совете директоров, отчитываясь за результаты работы компании, как и молодая девушка, устраивающаяся работать секретарем. Именно страх может испортить нам все - не устроиться на работу, не принять важного решения, не высказать своего мнения и не прожить необходимых изменений, оттягивая естественное событие.
"Ничто не страшно, кроме самого страха". Ф.Бэкон
"Мужественный может погибнуть, но не отступить". Латинская пословица
Страх поражения - это страх, что разрушится то, что мы спроецировали. Это страх нашей проекции, нашего желания, которое убежало в будущее и настроило воздушные замки. И теперь, когда это сделано, мы идем и боимся, что сейчас одним движением, одним словом, одним дуновением ветерка все будет разрушено.
Мы боимся смертельно, потому что до того, как событие произошло, мы уже его «нарисовали» в своем собственном уме. Как известный архитектор, мы создали воздушный замок из наших представлений и идей, и отработали в нем все - вплоть до мельчайших деталей, до ручек и замочных скважин, и уже, практически, приняли объект. И теперь, когда нужно идти и встречаться с каким-то событием, каким-то человеком, каким-то фактом нашей жизни, мы знаем, что сейчас, в одну секунду, все это может быть разметено на части. Поэтому человек так вздрагивает, так боится, так всего избегает - он сохраняет себя и свой самообман до последнего, чтобы никто не нанес ему поражение, не разрушил.
Какое поражение? Чему поражение? Поражение тому, что не существует? Мы должны приходить свободными от своих грез для того, чтобы видеть то, что есть, а не безумствовать по поводу того, чего нет, и сохранять то, чего нет. Но мы так не живем, потому что наш ум уже все заранее упаковал, настроил, создал и принял, и теперь остальному там просто нет места.
Мы говорим о любви, о том, что у нас глубокие чувства, что мы хотим быть вместе, но не имеем никакого понятия о том, что для этого к другому надо идти «босиком», «обнаженным», чтобы у нас ничего не было, никаких заготовок и проекций - пусть другой расскажет, пусть другой покажет, и мы все услышим, если в нас ничего нет. А из-за того, что мы все предварительно выстроили в своем уме, все является препятствием для того, чтобы слышать и видеть все так, как оно есть на самом деле.
Наши проекции ушли на уровень подсознания, в наше «подполье», и теперь мы воспринимаем все только через их призму. Как мы будем слышать то, что говорит другой человек? Он может намекать на то, что он не любит, что у него есть другая или у нее есть другой, но мы уже не услышим. Мы будем стоять, буквально, во сне собственных представлений и идей, потому что мы хотим сохранить собственную идею о себе.
Нужно иметь разум и видеть каждый момент таким, каким он есть на самом деле, чтобы потом не плакать, не «обдирать» себя и говорить, какая неудачная у нас жизнь, как нас все обманули. Все сообщено в каждый момент, ничего от нас не скрыто, вообще ничего, но мы сами закрываем глаза, чтобы не видеть, чтобы жить во сне собственных иллюзий и представлений.
Надо обучаться жить осознанно для того, чтобы иметь контакт с реальностью, и видеть только то, что есть, и, при этом, наслаждаться так, как никогда не наслаждались.
задумацца