У романов Джейн Остин большое количество поклонников, и они с нетерпением ждут новых экранизаций, чтобы окунуться в визуализированный кинематографистами мир нежных чувств и любовных переживаний. Последний фильм «Эмма» порадовал хорошим кастингом, красивыми нарядами и чудесной цветовой палитрой.
кадр из фильма "Эмма" (2020)
Режиссер Отем де Уайлд - известный фотограф. Она снимала модные лук-буки, делала портреты музыкантов, позже стала режиссером музыкальных клипов. «Эмма» - ее первая полнометражная кинокартина. Поэтому ритму, цвету и моде в этом фильме уделяется большое значение.
RODARTE - FW18 Portrait Series - Women that inspire us. Photography: Autumn de Wilde
«Мои любимые фильмы - «Розовая пантера» Блейка Эдвардса и «Шербурские зонтики» [Жака Деми], - рассказывает Отем де Уайлд, - Это невероятная, удивительная визуализация мира. Именно из «Шербурских зонтиков» пришла в наш фильм идея цветового сочетания костюмов со стенами. И еще, конечно, меня вдохновляли фильмы Уэса Андерсона.
кадр из фильма "Шербурские зонтики"
кадр из фильма "Эмма"
В «Эмме» я хотела напомнить всем, что во времена Регентства было много цвета. Мы привыкли к выцветшим музейным платьям, картинам и мебели, и думаем, что так они и выглядели. Может показаться, что я преувеличиваю, но в XIX веке очень любили цвет.
Люди такого положения, как Эмма, использовали цвет как демонстрацию своего богатства, они имели достаточно средств, чтобы оклеить комнату новыми обоями или изменить цвет стен. И не забывайте, освещение тогда было свечным, а зимы - длинными и темными, поэтому логично было иметь в доме яркие, красочные стены.
кадр из фильма "Эмма" (2020)
Мы с художником-постановщиком Кейвом Куинном искали дом, в котором нам позволили бы перекрасить стены - и мы его нашли! Это Firle Place [в Восточном Сассексе]. Владельцы, лорд и леди Гейдж, были открыты для наших экспериментов.У них уже была чайная комната мятного цвета, где мы снимали наши чайные сцены и сцену с фортепиано.
кадр из фильма "Эмма" (2020)
А гостиная, в которой мистер Вудхаус часто сидит у камина, была кремово-золотой, мы лишь немного освежили краску.
кадр из фильма "Эмма" (2020)
И также добавили панели в стиле шинуазри в спальню Эммы, а лестницу покрасили в синий с белым, как на веджвудском фарфоре.
кадр из фильма "Эмма" (2020)
Столовую (которая, на самом деле, бильярдная) мы оклеили обоями с аутентичным рисунком, переделали драпировки и убрали все то, что выглядело викторианским.
кадр из фильма "Эмма" (2020)
Во время подготовки, я открыла для себя женский журнал времен Эммы «Хранилище искусств Аккермана» [Ackermann's Repository of Arts], который поразил меня обилием цвета. В нем публиковались модные листы, узоры для вышивок, рисунки мебели и даже конструкции занавесок. Старая типография в Лондоне предоставила мне доступ к архивам журнала, что меня очень простимулировало.
Также я просмотрела большое количество карикатур того времени. В них высмеивалась мода, общество, аристократия и средний класс. И поскольку я знала, что снимаю сумасбродную комедию, то было очень полезно ввести туда все эти шутки про моду».
Художник по костюмам Александра Бирн (три премии «Оскар» за «Гамлет» (1996), «Елизавета» (1998) и «Волшебная страна» (2004)) во всем поддержала режиссера: «Как художник, я считаю, что цвет является одним из самых сильных инструментов дизайна. Через него можно раскрыть идею фильма и дать зрителям подсказки.
кадр из фильма "Эмма" (2020). Желтый цвет редингота героя уже присутствует в костюме героини - пока немного, приглушенный белым муслином. Но это подсказывает зрителю, что в Эмме зарождается чувство к Джорджу Найтли.
Я создавала костюмы, исходя из цвета декораций. Поэтому палитра платьев Эммы то подчеркивает, что она принадлежит к своему окружению, то вступает с ним в противоречие.
кадр из фильма "Эмма" (2020)
Когда делаешь исторический фильм, то занимаешься не реконструкцией экспонатов музея V&A, а интерпретацией эпохи. В первую очередь, мне нужно было рассказать через костюм историю. При этом, знание исторического периода, конечно, является основой моей работы. Но сейчас, поскольку мы ходим в спортзал, у нас другие тела, с другими пропорциями, поэтому приходится делать костюмы несколько иначе.
кадр из фильма "Эмма" (2020)
Но если я что-то меняю или нарушаю правила, я делаю это намеренно, а не по незнанию. Я отношусь с уважением к историческому периоду, но, как художник по костюмам, создаю новую реальность, в которой живут мои герои.
кадр из фильма "Эмма" (2020)
Для Эммы мне захотелось создать мир, похожий на переливающийся пузырь и впустить туда зрителей».
Костюмов у Эммы большое количество. «Она богаче, чем мистер Найтли, хотя он немного выше ее по положению, - рассказывает режиссер, - Так почему же у нее не может быть много одежды? Это был хороший визуальный способ дать зрителям знать, что она самая богатая девушка в городе»
кадр из фильма "Эмма" (2020)
Многое о персонажах рассказывают аксессуары: перчатки, шляпки, ридикюли.
кадр из фильма "Эмма" (2020). Обратите внимание на роскошные кожаные перчатки. Само платье - музейная реплика
Платье 1810 г. Музей Виктории и Альберта (Лондон)
«Некоторые режиссеры стараются избегать аксессуаров, - говорит Бирн, - потому что они загромождают костюмы. Но в этом фильме я использовала банты и ожерелья, чтобы усилить комичность некоторых ситуаций и подчеркнуть разницу в финансовом положении».
кадр из фильма "Эмма"
На фильм был приглашен специалист по этикету, который контролировал каждую сцену.
И конечно, участие в проекте профессиональных флориста и фуд-стилиста помогло создать красочную, ироничную и немного сказочную атмосферу в фильме.
кадр из фильма "Эмма" (2020)
К кинокартине проявили интерес все известные журналы, пишущие о моде, стиле и дизайне от GQ, AD до Vogue. Анна Винтур, главный редактор американского издания журнала Vogue, устроила специальный показ «Эммы». «Должна признаться, - сказала она, - что когда я услышала о фильме Отем, я на мгновение задумалась, нужна ли нам еще одна остеновская адаптация, при том, что уровень нашей культуры пока еще далек от уровня Остен. Но мои сомнения рассеялись, когда я посмотрела этот романтический, красивый и остроумный фильм о знаменитой героине, которая постоянно вмешивается в чужие дела»
Анна Винтур, исполнительница главной роли Аня Тейлор-Джой и режиссер Отем де Уайлд