Фильм «Тень» (2018). Брызги туши и китайский туман

Apr 23, 2020 08:43

Фильм Чжана Имоу «Тень» вышел на экраны в 2018 году, но я смогла его посмотреть только на днях. Меня зацепила его визуальная сторона, поэтому я нашла на одном китайском ресурсе (спасибо транслятору!) интересный рассказ художника по костюмам Чэнь Мин Чжэна о создании стиля фильма и решила с вами поделиться.




Это четвертый проект Имоу и Чэня: они вместе работали на церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине (2008), над оперой «Турандот» в «Запретном городе» (2009) и на фильме «Простая история лапши» (2009).
На этом фильме команда Чэня отвечала за костюмы и грим.



Кадр из фильма "Тень"

Фильм отличает изысканная черно-серо-белая палитра, напоминающая китайские рисунки тушью. Причем, это касается не только костюмов, но и реквизита, декораций. Тем не менее, эта интересная идея возникла не сразу. Изначально, режиссер Чжан Имоу просил сделать эскизы костюмов в цвете. А потом - уменьшить цветность до 50%, 30% и закончилось графичной монохромностью.



Эскизы в цвете



Окончательная версия эскизов

Оказалось, что в костюме это сделать не так просто. Тут нужно было соблюсти баланс между цветом человеческого тела (фильм снят в цвете) и черно-белым костюмом. Поэтому, художник каждый костюм разрабатывал, как некое ритмичное произведение.



Эскизы костюмов

Работа оказалась настолько сложной, что заняла 9 месяцев бесконечных проб и ошибок.
Сначала, команда Чэня искала классические китайские рисунки тушью в электронном виде и в большом разрешении для того, чтобы потом перенести их на ткань.



Китайские рисунки тушью

Но найти рисунки хорошего качества так и не удалось. Тогда они решили использовать технику "аквамонотипия" (или "марблинг" - мраморирование бумаги). Суть заключается в том, что на поверхности воды растворяют пятнами краски и переносят образовавшийся рисунок на бумагу или ткань.

image Click to view



Видео, как делается рисунок в японской технике Suminagashi - близкой к той, что применялась в фильме



Работы Чэнь Мин Чжэна

Чжану Имоу очень понравился результат. «Божественно! Просто, божественно! Это уже не ткань, а картина, хочу, чтобы вы увеличили масштаб и сделали из этих произведений искусства костюмы!», -воскликнул он.



Режиссер Чжан Имоу и художник по костюмам Чэнь Мин Чжэн

Из тысячи эскизных вариантов Чжан Имоу отобрал 400 образцов, после чего художник приступил к созданию рисунков для ткани.



Фрагмент воротника

Сначала он сделал в технике «аквамонотипия» самые большие листы рисовой бумаги, которые смог найти, проверяя на ней интенсивность наложения цвета. Один лист получился очень темным, другой - светлее, следующий - еще бледнее и т.д. Потом Чэнь сфотографировал эти листы на фотокамеру с хорошим разрешением, чтобы впоследствии перенести изображения на ткань. Можно было, конечно, сразу печатать рисунок на ткани, но костюм - не одномерен, а трехмерен, тут нужно учитывать складки, крой, расположение рисунка на фигуре.



Эскиз костюма и крой с напечатанным рисунком

Поэтому ткань печаталась, исходя из всех этих нюансов. К тому же, нужно было иногда увеличить или уменьшить рисунок, чтобы создать определенный ритм. И, поскольку, фильм «Тень» - это боевик, то необходимо было сделать дубли костюмов.



Любопытно, что все эти эксперименты с аквамонотипией и вдохновили режиссера на создание стиля фильма в духе китайского рисунка тушью и смотрится это очень эффектно.





Основная визуальная идея картины - инь и янь. Поэтому, подходя к созданию костюмов для персонажей, художник продумывал то, как подчеркнуть гендерные (а заодно и социальные) различия через насыщенность черно-белых пятен. Было решено, что у женщин будет 60% - 70% белого цвета, а у мужчин, наоборот, 60% - 70% «брызг чернил».







Фото с выставки костюмов в FIDM музее



К тому же, через соотношение цветов, их контраст, художник раскрыл характер каждого персонажа.





Фото с выставки костюмов в FIDM музее



Конечно, пришлось немало поломать голову над тем, из каких материалов шить эти костюмы. Поскольку они многослойные, то тут нужно было подобрать такие фактуры, которые правильно взаимодействовали бы друг с другом, не создавая лишних объемов и не меняли интенсивность цвета.



Еще одной проблемой стало бесконечное присутствие дождя в уличных сценах - ведь намокая, ткани слипаются и теряют всю свою продуманную эстетическую привлекательность. Поэтому к натуральным тканям пришлось добавлять синтетические, которые в мокром виде не прилипают к нижнему слою одежды.



Вот такая история! Не знаю, как вы, а я очень люблю такие эксперименты)


Китай, этника, цвет, Чжан Имоу, материалы

Previous post Next post
Up