Любители исторического костюма знают, что мода часто дает интересные названия оттенкам тканей. Откуда они появляются и есть ли у этих названий авторы?
Я писала про происхождение таких цветов, как
"маджента" и "сольферино", а сегодня хотела бы вам рассказать про модный цвет времен ар-деко "синий ланвен".
Известный французский кутюрье Жанна Ланвен (1867 - 1946) черпала свое вдохновение в книгах, путешествиях и живописи. Неравнодушна она была к эпохе рококо и Ренессансу. Придуманный ею фасон robe de style - дань увлечению галантным XVIII веком
robe de style от Жанны Ланвен
Модель Ланвен. Обратите внимание на тень)
Еще два платья от Жанны Ланвен. XX век или XVIII?)
Синий цвет в творчестве Жанны Ланвен появился под впечатлением от работ художников эпохи Возрождения.
Жанна любила синий цвет во всем разнообразии его оттенков, отсюда и название ее моделей одежды: "Сапфир", "Барвинок", "Индиго", "Витраж", "Берег", "Небесный синий ", "Лаванда",
"Лунный свет"
"Синяя ночь"
"Голубой ангел"
"Голубой экспресс" (так назывался экспресс-поезд, на котором за ночь можно было доехать из Парижа до французской Ривьеры. В 20-е гг ХХ века он был синонимом роскоши и богемного образа жизни. Вам этот поезд наверняка знаком по дягилевскому балету, поставленному по либретто Жана Кокто "Голубой экспресс" или роману А. Кристи "Тайна "Голубого экспресса", убийство в котором расследует Э. Пуаро. Источник
https://en.wikipedia.org/wiki/Le_Train_Bleu)
В текстильном альбоме Жанны Ланвен коллекции для Биаррица 1920-го года можно найти образцы ткани, отделки и вышивки лавандового цвета, королевского синего, темно-синего, светло-синего и т.д.
Рисунки шляпок от Ланвен
Образец вышивки из альбома Ж. Ланвен
Платье от Ланвен, 1920-е гг.
Это платье от Ланвен вы можете посмотреть в 3D тут:
http://www.nms-mode.co.uk/lanvin-robe-de-style/ Но особенно Жанна любила оттенок синего, который можно увидеть на картинах итальянского монаха, художника Фра Анджелико (настоящее имя Гвидо ди Пьетро, в постриге Джованни да Фьезоле, прозвище «Анджелико», т.е., «ангельский», дал ему Вазари, впечатленный манерой письма художника).
Coronation of the Virgin (Fra Angelico, Louvre). Деталь
К слову, живописью Фра Анджелико восхищался и наш поэт Николай Гумилев, посвятивший художнику стихотворение «Фра Беато Анджелико»:
«...А краски, краски - ярки и чисты,
Они родились с ним и с ним погасли.
Преданье есть: он растворял цветы
В епископами освященном масле...»
Фра Анджелико. Это, наверное, самая известная его фреска «Благовещение» из музея в монастыре Сан-Марко (Флоренция)
Накидка от Ланвен по цвету и композиции напоминает плащ девы Марии с фрески Фра Анджелико.
Про цветы не скажу, а вот тот оттенок синего, присутствующий на картинах Фра Анджелико, который очень нравился Жанне Ланвен, достигался с помощью использования дорогого пигмента «лазурит».
Лазурит (ляпис лазурь) - это полудрагоценный камень, история которого восходит к пятому тысячелетью до нашей эры. Он еще использовался для изготовления ювелирных изделий для фараонов в Египте - из лазурита делали жуков-скаробеев, которых
вкладывали в мумию вместо сердца.
Scarab of Sithathoryunet with the Name of Amenemhat III
http://www.metmuseum.org/art/collection/search/545529 Во времена Ренессанса лазурит в изобилии использовал Микеланджело для работы над фресками в Сикстинской капелле
Микеланджело, деталь фрески «Страшный суд»
у Джотто лазурит можно увидеть на фресках Капеллы Скровеньи в Падуе.
Джотто, фреска «Положение во гроб».
Особенно красиво этот оттенок синего смотрелся рядом с золотым, для этого художники Возрождения иногда использовали золотые листы.
Giovanni da Fiesole, called «Fra Angelico». Madonna of Humility, around 1433-1435
Модель Ж. Ланвен "Фра Анджелико"
Сочетание синего и золотого (цвета неба и солнца) можно увидеть и в оформлении личного будуара Жанны Ланвен (дизайнер Арман-Альбер Рато (Armand-Albert Rateau))
Фото отсюда
http://www.lesartsdecoratifs.fr/francais/musees/musee-des-arts-decoratifs/parcours/art-nouveau-art-deco/l-appartement-prive-de-jeanne-lanvin-par-armand-albert-rateau-1924-1925/
Мебель, которую Арман-Альбер Рато разработал в 1928 году для квартиры Ланвен на улице Барбет-де-Жуи в Париже, была подарена Луи де Полиньяком в 1965 году Музею декоративного искусства в Париже, где вы сегодня и можете на нее полюбоваться (музей восстановил интерьер нескольких комнат Ж. Ланвен).
Рато был также и дизайнером флакона духов Ланвен Arpège, который существует в черно-золотом и сине-золотом вариантах.
"Arpège". Paul Iribe and Armand Rateau. Источник фото
http://catalogue.drouot.com/ref-drouot/lot-ventes-aux-encheres-drouot.jsp?id=2152021 Разумеется, Ланвен делала модели различных цветов, она даже открыла завод по производству красителей. Но синий был все же самым любимым цветом дизайнера, а ренессансный синий - особенно, поэтому он сегодня и называется Lanvin blue...
И сегодня на подиумных показах Lanvin можно встретить этот оттенок синего - мне хочется верить, что таким образом дизайнеры марки отдают свою дань уважения основательнице Дома мод Жанне Ланвен...
Lanvin, ВЕСНА-ЛЕТО 2015, READY-TO-WEAR
Lanvin, ВЕСНА-ЛЕТО 2016
Lanvin, ОСЕНЬ-ЗИМА 2013/2014, READY-TO-WEAR
Lanvin, ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017
Ссылки по теме:
Про Ланвен пишет музей Метрополитен (Нью-Йорк)
http://www.metmuseum.org/art/collection/search/157340 Стихотворение Гумилева
https://gumilev.ru/verses/28/ Посты на похожие темы:
Платья XIX века. Анилиновые красители.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/286728.html Платья цвета вереска эпохи "Титаника".
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/326788.html