Женская мода часто заимствует свои элементы у мужской одежды. В XIX веке дамский костюм очень сильно попал под влияние военного. Рукава «мамелюк»,
жакеты «зуавы»,
блузки - гарибальдийки - этими фасонами женщины демонстрировали свои патриотические настроения. Даже такая безобидная отделка, как вышивка сутажем - и та была заимствована у гусар.
Сутаж (или суташ) - это узкая, плоская декоративная тесьма, похожая на косичку и имеющая по центру бороздку. Ее отличают по способу плетения: «русская косичка», «французская», «голландская» и т.д.
Сутаж "русская косичка"
Такую тесьму удобно выкладывать завитками и волнами, поскольку обе части под оплеткой имеют тонкий шнурок: если потянуть за правый - сутаж начнет плавно загибаться вправо, если за левый - влево.
Фрагмент платья 1860-х гг, вышитого сутажем.
Soutache Embellished Day Ensemble, ca. 1872
http://fidmmuseum.pastperfectonline.com/webobject/ED7AAC38-A1F2-4458-B79F-698745746472 Слово «сутаж» имеет венгерские корни, как и вышивка шнурком, украшавшая униформу венгерских гусар.
"Наполеон стремился создать сильную империю и укрепить армию, - пишут в книге "История моды с XVIII по ХХ век. Коллекция Института костюма в Киото", - по его приказу портные разработали военную форму, которая своим изысканным внешним видом должна была привлечь волонтеров.
Гусар наполеоновской армии.
Военная форма гусар (первоначально это было подразделение венгерских всадников) послужила стимулом для появления костюма, который стал известен как a la Hussarde. Типичный элемент гусарской униформы, бранденбургская застежка на спенсере и рединготе стала крайне популярной"
Francois-Joseph Kinson. Young Aristocrat With Her Two Children
Не исключено, что, подобно гарибальдийскому движению в Италии, на развитие женской моды середины XIX века повлияла попытка возрождения традиционного костюма у венгерской аристократии, стремившейся этим подчеркнуть свои националистические настроения после подавления восстания против монархии Габсбургов.
Венгерские аристократы 1840-е гг.
Поэтому кое-какие элементы традиционного костюма перешли в повседневное и придворное платье, как женское, так и мужское.
На этих фото (тут и ниже) запечатлены венгерские аристократы. Заметьте, что в этих костюмах много вышивки сутажем.
Не только в Австро - Венгрии, но и во всей Европе, в том числе и России, стала популярна вышивка сутажем. Особенно модна была контрастная, чаще, черно-белая, вышивка. Барышень в подобных платьях можно увидеть на картинах известных художников той поры.
"Девушка в кресле" Джеймс Тиссо, 1872
Это утреннее платье (ок. 1860 г.) из музея Метрополитен (Нью-Йорк) похоже на то, в котором изображена девушка Тиссо
http://www.metmuseum.org/art/collection/search/107871?rpp=20&pg=52&ft=dress&when=A.D.+1800-1900&what=Costume&pos=1038
Фрагмент вышивки сутажем
Morning dress 1865
В прогулочных платьях с контрастной отделкой изображал дам художник - импрессионист Клод Моне.
«Женщины в саду» Клод Моне, 1866 г. На переднем плане сидит девушка в белом платье, расшитом сутажем.
Платье из белого хлопкого пике, вышитое черным сутажем из Филадельфийского музея.
У меня создалось ощущение, что три платья с картины "Женщины в саду" переместились на другое известное полотно Клода Моне "Завтрак на траве" (1865-1866 г.).
Этюд к картине "Базиль и Камилла" (1865 год).
Promenade dress, 1862-64. Метмузей
И снова модный фасон запечатлен у Моне. "Терраса в Сент-Адресс", ок. 1867 г.
Paletot jacket and skirt, 1866
В костюме для прогулок, вышитом сутажем, сфотографирована принцесса Александра, будущая английская королева.
Princess of Wales and her sons, 1866
На него похож костюм из фильма "История черноголовки" Ф. Дзеффирелли (художник по костюмам Пьеро Този).
Это платье, изготовленное в мастерских "Тирелли" в Риме, выглядит настолько аутентичным, что в интернете его часто атрибутируют, как подлинное платье 1860-х гг.
А это уже подлинное дневное платье (Англия), 1867-68 г. из музея костюма в Киото.
http://www.kci.or.jp/archives/digital_archives/detail_234_e.html Варианты подобных нарядов и вышивок печатались в журналах.
Для нанесения сложного орнамента на ткань иногда изготавливались специальные блоки, которые можно было приобрести в галантереях или заказать по почте.
National Museum of American History и статья о них
http://americanhistory.si.edu/blog/what-are-these-curious-blocks-our-textile-collection На этом блоке вы видите рисунок, напоминающий гусарские нашивки. Мода на гусар не проходила весь XIX век.
Французский генерал Феликс Дуэ в форме с австрийскими узлами на рукавах, c. 1870. Австрийский (или тирольский) узел произошел от обозначения ранга гусарских офицеров австрийской (позже, Австро-Венгерской) армии в 18-м веке, нашитого на рукав.
French Hussars Tunic
http://www.thevintageshowroom.com/blog/?p=7883#more-7883 Женская куртка для катания на коньках (1895 г.) имеет подобный орнамент.
В конце 1860-х гг, в связи с появлением турнюра, появились жакеты - доломаны.
Этот фасон тоже заимствован из гусарского костюма. "В России до революции доломан - короткий гусарский мундир, к которому пристегивался ментик, за границей - также самый ментик". (Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007).
Austrian Hussar Napoleonic Wars
Пишут, что женский доломан появился как проявление патриотизма во время Крымской войны. Характерной деталью фасона были особого типа рукава, которые спереди казались частью жакета, а сзади выглядели, как накидка. К тому же, низ рукавов и жакета (стилизуя гусарский ментик, обшитый по краю мехом) гарнировался меховой опушкой (как вариант, кружевом или бахромой).
"Во второй половине XIX века появилось женское пальто-доломан, обильно украшенное накладными орнаментами из сутажа... В отличие от настоящего доломана, - пишет Р. М. Кирсанова в книге "Розовая ксандрейка и драдедамовый платок", - эти накладки были не контрастного цвета, а близкие по тону к ткани самого пальто и рельефно выделяющиеся на поверхности".
Доломаны (1870-е гг) из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк).
Opera cloak 1850 (фасона "доломан")
Dolman 1860
Dolman 1860-70
Мода на вышивку сутажем то проходила, то возобновлялась - но про всё не напишешь, всех картинок не выложишь... Что же касается дня сегодняшнего: дизайнеры единодушно решили, что пора снова вводить в моду гусарскую униформу.
John Galliano ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017 / READY-TO-WEAR / НЕДЕЛЯ МОДЫ: ПАРИЖ
Roberto Cavalli ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017 / READY-TO-WEAR / НЕДЕЛЯ МОДЫ: МИЛАН
Sacai ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017 / READY-TO-WEAR / НЕДЕЛЯ МОДЫ: ПАРИЖ
Temperley London Fall 2016 Ready-to-Wear
Dolce & Gabbana ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017 / READY-TO-WEAR / НЕДЕЛЯ МОДЫ: МИЛАН
Dolce & Gabbana ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017 / READY-TO-WEAR / НЕДЕЛЯ МОДЫ: МИЛАН
Tommy Hilfiger ОСЕНЬ-ЗИМА 2016/2017 / READY-TO-WEAR / НЕДЕЛЯ МОДЫ: НЬЮ-ЙОРК
Но прошли времена, когда одежда являлась отражением политических взглядов и патриотических настроений, современные фасончики придуманы только для красоты...
Ссылки:
https://de.wikipedia.org/wiki/Soutache http://mackin-art.blogspot.ru/2010/12/bead-journal-project-june.html Прелестная книга 1859 года по рукоделию The ladies' hand book of fancy and ornamental work
http://www.archive.org/stream/ladieshandbookof00hart#page/n7/mode/2up Фотографии ветеранов наполеоновских войн.
http://pikabu.ru/story/fotografii_veteranov_napoleonovskikh_voyn_3975159 Фото венгерской аристократии 19 века
https://www.flickr.com/groups/2079685@N24/pool/with/15574537776/ Венгерское платье 19 века
http://www.nyfolklore.org/pubs/voic30-1-2/resist.html Австрийский узел
https://en.wikipedia.org/wiki/Austrian_knot Доломан
http://collections.vam.ac.uk/item/O122401/mantle-unknown/