Я уже
писала про прекрасного итальянского художника по костюмам Данило Донати. Но сознательно не стала говорить в той статье о его работе с режиссером П. П. Пазолини, поскольку союз Пазолини - Донати - Фарани заслуживает отдельного рассказа.
Режиссер П.- П. Пазолини (слева) и художник по костюмам Д. Донати (справа)
Есть в Риме, в прекрасном, зеленом районе Трастевере, одно легендарное место, ответственное за визуальный ряд почти всех фильмов П. П. Пазолини - «Театральное ателье Фарани» (Sartaria teatrale Farani).
Основал эту мастерскую в 1962 году Пьеро Фарани, чье имя она носит до сих пор, и после его смерти в 1982 году.
Пьеро Фарани
Пьеро Фаверзани (таково его настоящее имя) родился в Кадео (область Пьяченца), 14 ноября 1922 г. Свою карьеру Пьеро начинал в качестве актера на RAI в Турине (заодно и поменял сложную фамилию на более простую и благозвучную). В начале пятидесятых Фарани переехал в Рим, столицу кино и телевидения того времени, кстати, не только итальянского. Именно в 50-е и 60-е гг студию «Чинечитта» плотно «оккупировал» Голливуд. На улицах Рима той поры можно было встретить таких звезд, как Одри Хепберн, Лиз Тейлор, Грегори Пек.
Одри Хепберн в Риме
Элизабет Тейлор в Риме
Но пока американцы снимали зрелищные, избыточно декорированные фильмы, итальянский кинематограф искал свой творческий путь. Режиссеры-визуалисты, такие, как Феллини, Висконти, Пазолини, воспитанные на фресках Джотто и Делла Франческа, требовали от своих художников по костюмам другого подхода, нежели Голливуд. Они создавали цельный видеоряд, где костюм становился выразительной частью повествования, а не служил украшением актеров. Именно в это время рождаются знаменитые союзы: режиссер - художник по костюмам - ателье: Висконти - Този - «Тирелли» и Пазолини - Донати - «Фарани».
Click to view
Мать Фарани была портнихой, и он всегда находился под очарованием этого ремесла. В детстве Пьеро с удовольствием делал костюмы для собственного театра марионеток. Когда художник по костюмам Данило Донати, с которым он познакомился в первый же свой римский день, рассказал, что в ателье Anna mode, где он шил костюмы для спектакля, заболела модистка, Фарани предложил свои услуги в качестве изготовителя головных уборов для шоу. Все прошло отлично, и он остался работать в этом Доме моды. За короткое время, из простого помощника, Пьеро становится директором, а в 1962 году открывает собственное ателье на улице Мадзини Sartaria teatrale Farani. В те годы он также начинает коллекционировать подлинную одежду, начиная с конца XVIII века и заканчивая моделями одежды лучших Домов мод двадцатого.
Суть этого собирательства - изучение исторического костюма, и знания, которые просто необходимы для создания театральных и кинематографических костюмов разных эпох.
Подлинное платье 18 века из коллекции П. Фарани.
Сам Фарани всегда считал себя не столько портным, сколько дизайнером текстур и цветовой палитры.
Историк кинокостюма Стефано Мази говорил: "В работах Донати и Фарани костюм перестает быть "вещью, которая подходит всем", для них идеал - это "костюм-скульптура", созданный и составленный для актера из текстиля и других материалов".
Костюм С. Мангано из фильма «Декамерон». Фото Мустафа Саббаж
Донати и Фарани часто использовали для своих костюмов нетрадиционные материалы: солому, дерево, раковины различных форм и размеров, растительные волокна, пластины металла, фольгу, гвоздики для обивки. В ход шли полоски марли, сети и веревки. И даже ткани, если они использовались, несли на себе отпечаток архаики, поскольку были похожи на грубый продукт примитивных ткацких станков.
Слева: фрагмент костюма С. Мангано из фильма «Царь Эдип», справа: фото со съемочной площадки фильма.
В ателье «Фарани» Донати делал костюмы ко многим своим фильмам:
«Укрощение строптивой» Ф. Дзеффирелли
«Клоуны» Ф. Феллини
«Казанова Феллини» (Оскар за костюмы 1977 год)
«Сатирикон» Ф. Феллини
«Амаркорд» Ф. Феллини
«Джинджер и Фред» Ф. Феллини
Костюм из фильма «Клоуны» Ф. Феллини. Фото Мустафа Саббаж
Но больше всего Фарани гордился тем, что именно в его ателье, под руководством Донати, были изготовлены костюмы к десяти известным фильмам П. П. Пазолини.
«Помимо первых двух, «Аккаттоне» и «Мама Рома», - вспоминал в одном из интервью П. Фарани, - мы с Донати cделали в этом ателье все остальные фильмы П. П. Пазолини (исключая «Медею», где художником по костюмам был Пьеро Този, а костюмы были выполнены в ателье «Тирелли». Примечание автора). У меня были прекрасные рабочие взаимоотношения с Донати, а у него - с Пазолини. Не все костюмы сохранились. Например, для сцены живой картины, которую воспроизводят по шедевру Россо Фьорентино 1521 года [и Джакопо Понтормо "Снятие с креста"] (фильм «Рогопаг», новелла «Рикотта» (или «Овечий сыр»)), костюмы создавались из кусков тканей, которые просто драпировались непосредственно на артистах.
Джакопо Понтормо. Снятие с креста. 1525-1528. Алтарная картина в капелле Каппони церкви Санта-Феличита во Флоренции
Кадр из фильма «РоГоПаг», новелла «Рикотта»
«Начиная работать над фильмом, мы никогда не знали, как будем делать костюмы, все приходило в процессе.
Почти для каждого фильма мы старались изобрести свой текстиль. К «Царю Эдипу», например, сделали его из тканей, сотканных из косичек.
Костюмы из фильма «Царь Эдит». Взято с сайта ателье «Фарани»
Костюм Мангано из фильма «Царь Эдип». Накидка сделана из текстиля архаичной структуры: соткана из марлевых полос, цвета экрю, украшена косичками из марли.
Фрагмент костюма Мангано - Джокасты из фильма «Царь Эдип»
Для этого у меня здесь есть стол, на котором я рисую лекало, вбиваю по периметру гвозди, натягиваю на них нити - и тку из полос, с помощью любимой английской булавки.
Образец примитивного ткацкого станка
Для «Царя Эдипа» не использовалось ни одной обыкновенной ткани, сделанной на машине или купленной в магазине. Материалы были разнообразными: кожа, кованная медь, шерсть.
Интерьер ателье «Фарани». Источник фото
http://ashadedviewonfashion.com/blog/costume-couture-ai-artisanal-intelligence-exhibit-sartoria-farani-altaroma-rome-photos-text Для изготовления мантий и тог древних евреев в фильме «Евангелие от Матфея», мы использовали легкие ткани, такие как cencio della nonna (Примечание: ткань, похожая на марлю, часто используется как канва для вышивания), ченчио не нужно гладить, не нужно стирать, она отлично обвисает, это и хотелось художнику.
Итальянская ткань "cencio della nonna"
На съемочной площадке фильма «Евангелие от Матфея»
Также, там использовались более тяжелые материалы, например, шерсть.
Слева: костюм из фильма «Евангелие от Матфея». Справа: Пьеро делла Франческа. Фрагмент фрески из цикла «Легенда об Истинном Кресте» (Ареццо)
Многие высокие головные уборы по мотивам фресок из Борго Сан Сеполькро, написанные Пьеро делла Франческа, были сделаны полностью из оплетки.
Головные уборы из фильма «Евангелие от Матфея». Источник фото
http://ashadedviewonfashion.com/blog/costume-couture-ai-artisanal-intelligence-exhibit-sartoria-farani-altaroma-rome-photos-text Сегодня есть много современных материалов, из которых можно было бы создать такую форму, но тогда мы делали их из классических шляпных материалов и сверху обматывали километрами веревок и закрепляли английскими булавками.
Другие большие шляпы из «Эдипа» сделаны из кокоса, точнее, из кокосового волокна, в то время как основа была сделана из пробки и кожи.
Слева: кокосовое волокно. Справа: кадр из фильма «Евангелие от Матфея»
Костюмы к «Декамерону» были сшиты из фетра (который используется для изготовления шляп и продается рулонами).
В каждой работе Донати превалировал какой-нибудь один материал: если в «Евангелии..» был лен, в «Эдипе» - пряжа и кустарные ткани, а в «Декамероне» все костюмы были из фетра, то в «Кентерберийских рассказах» это был шелковистый бархат.
Донати хотел, чтобы костюмы к «Декамерону» были твердыми, как камень - толстый фетр превращал фигуры в статуи.
Слева: костюмы из фильма «Декамерон» (Фото с сайта ателье «Фарани»), справа: кадр из фильма «Декамерон».
Для одного из костюмов в «Кентерберийских рассказах» на каждый рукав пошло по 18 метров ткани. В этих костюмах все было сделано из тяжелого бархата, даже шляпы.
Кадр из фильма «Кентерберийские рассказы». На фото сам Пазолини)
Костюм из фильма «Кентерберийские рассказы». Фото Мустафа Саббаж
А вот для «Цветка тысяча и одной ночи» хорошо подошла тонкая шерсть, из которой делают знамена, она отлично красится и драпируется. Мы сшили почти все костюмы из этой шерсти».
Костюм из фильма «Цветок тысяча и одной ночи». Фото Мустафа Саббаж
Конечно, у Фарани и Донати на изобретение всего того, что у меня сейчас уместилось в нескольких строках текста, ушло много дней раздумий, экспериментов и кропотливого труда. Иногда Донати даже ночевал в ателье, дожидаясь, пока будет изготовлен новый образец фактуры или деталь костюма.
И не было бы этой художественной «Вселенной П. П. Пазолини», населенной Кентаврами, ожившими фресками Джотто и Фьорентино, если бы не талант художника по костюмам Данило Донати и творческий подход к изготовлению костюмов и фактур его соратника, помощника Пьеро Фарани, создавших целые поэтические миры гениального итальянского режиссера
Источник информации: книга "Atelier Farani. Pasolini: il costume del film". CSAC Universita di Parma
сайт ателье
http://www.farani.it Еще посты на похожую тему:
Про Д. Донати читайте по тэгу "Данило Донати"
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/tag/Данило%20Донати Знаменитые ателье по изготовлению сценического костюма, о которых я уже писала:
Ателье для Оскара. "Дом искусств Черрателли" во Флоренции.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/123766.html Tirelli. Ателье для Оскара.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/9949.html Angels The Costumiers, костюм Пуаро и жилет Вустера.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/78476.html Cosprop. Место, где шили рубашку для Дарси.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/71817.html Western Costume Company - легендарные голливудские мастерские.
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/14225.html Мастерская "Арт-пати".
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/280941.html