Придворный костюм в фильме Л. Висконти «Людвиг»

Aug 16, 2014 10:30


Простое совпадение, что эрмитажная выставка, которую я посетила, и этот пост посвящены одной и той же теме: придворному костюму. На самом деле, я уже давно хотела привлечь ваше внимание к замечательному фильму Л. Висконти «Людвиг». Самой же, на мой взгляд, визуально роскошной сценой этого фильма является сцена коронации Людвига Баварского. Думаю, история создания этих костюмов (как и сами костюмы) не оставят вас равнодушными.




Часть 1. Мантии

Вот как эта сцена описана в литературном сценарии: «Мюнхен. Просторный зал резиденции. Интерьер. День. Приглушенный шум голосов перекрывается властным голосом отца Хоффмана… Суетится прислуга, парикмахеры, лакеи. Сменяются на карауле офицеры охраны. Посреди зала в окружении беспокойной, непрерывно движущейся толпы придворных, каждый из которых, однако, исполняет свою роль, предписанную ему этикетом, неподвижно стоит юный принц Людвиг. Он в мундире офицера артиллерии, причесан, завит…



Портрет Людвига II работы Фердинанда фон Пилоти. 1865

Ему набрасывают на плечи длинную королевскую мантию, подбитую горностаем…




кадр из фильма "Людвиг".

Открываются двери, в зал вступает королева-мать, тоже в парадном облачении…




кадр из фильма "Людвиг".

Ее окружают придворные дамы и несколько священников-иезуитов»

Вспомним, каким был придворный костюм в то время.
Придворное европейское женское платье XIX века было белым или кремовым по цвету и вечерним по фасону.




Portraits of Empress Elisabeth Amalie Eugenie “Sissi”




Empress Eugenia. Franz Xaver Winterhalter.

Женские парадные платья королевы и придворных дам имели дополнительный шлейф: он, как правило, прикреплялся поверх платья.




1861 Mathilde by Edouard Louis Dubufe




Коронационные костюмы из фильма "Людвиг", сделанные ателье Тирелли в 1972 году.

Длина, цвет и ширина шлейфа строго регламентировалась при каждом дворе в зависимости от положения дамы.





Коронационные костюмы из фильма "Людвиг". Костюм сделан ателье Тирелли в 1972 году.







Парадная форма офицера. Костюм сделан ателье Тирелли в 1972 году. Фото сайта ателье "Тирелли".

Торжественное платье носили только в очень особых случаях, таких как коронация, парады, религиозные обряды и пр. В иерархии европейских дресс-кодов парадный костюм являлся наиболее формальным и не предполагал места для самовыражения. Церемониальная королевская одежда включала горностай на плаще, корону и скипетр.
Для военных офицеров была обязательна полная парадная униформа.










Костюм Людвига Баварского из фильма "Людвиг". Мантия сшита из бордового бархата, расшитого по всему краю золотой нитью и отделанная белым горностаем. Кисти из золотого шнура. Костюм сделан ателье Тирелли в 1972 году. Фото сайта ателье "Тирелли".







Костюм дипломата из фильма «Людвиг». Подлинный мужской свадебный костюм (1865 г.), состоящий из черного дипломатического фрака с красным бархатным воротником и манжетами, полностью вышитыми золотой нитью-канителью (Канитель - это тонкая витая золотая или серебряная проволока, употр. для вышивания. Словари и энциклопедии на Академике). Собственность ателье "Тирелли". Фото сайта ателье "Тирелли".







Костюмы лакеев из фильма «Людвиг». Подлинные костюмы, пожертвованные Домьеттой Дель Драго. Теперь собственность "Ателье Тирелли". Гербы на галунах видите?

«Сцена коронации потребовала от меня настоящей изобретательности: король, королева, придворные дамы, военная униформа, дипломатическая форма, придворные мантии, - вспоминал художник по костюмам Пьеро Този.



Художник по костюмам Пьеро Този (слева) и режиссер Лукино Висконти (справа) на съемках фильма "Людвиг".

Ради мантии Людвига, Габриэлла Пескуччи (прим. моё: в то время еще ассистент Този), которая мастерски успокаивала меня, страстно и с искренним оптимизмом топила все мои сомнения, мою панику, отправилась в Мюнхен для копирования оригиналов. Они были голубыми.




Ludwig II, 1887. Gabriel Schachinger

Ателье Тирелли выполнило их в темно красном цвете, как того желал Висконти.




Вышивала кайму на мантии синьора Де Доменичи, вышивальщица, чьи чудесные руки сохранили в полной мере великие традиции мастерства»










Фото сайта ателье "Тирелли".




кадр из фильма

«Мантия, - как нам объясняет Википедия (и я не могу с ней не согласиться), - это часть торжественного облачения монарха. Как правило, она шилась из бархата и подбивалась горностаевым мехом. Цвет бархата зависел от основного геральдического цвета государственного герба, но в большинстве случаев был пурпурного (тёмно-красного) цвета.



Герб королей Баварии после 1835 г.




Подлинная мантия Людвига II.




Снова портрет Людвига II.

Бархатная поверхность мантии расшивалась золотом. Узор был наполнен глубоким символическим смыслом. Также использовались геральдические фигуры государственного герба. По своей форме мантия представляет полукруг, без рукавов, с длинным шлейфом»
По стилю и цвету мантия из фильма больше напоминает часть коронационного облачения деда Людвига II - тоже Людвига, но I-го. К слову, его стиль был позаимствован у Наполеона, и многие коронационные аксессуары были заказаны в Париже у французских мастеров.




Людвиг I в коронационном облачении.




Наполеон в коронационном облачении.

2. Драгоценности.

И совершенно невозможно было бы в фильме передать все великолепие двора без блеска роскошных драгоценностей.




Режиссер поправляет диадему)

Меня всегда интересует, кто же делает такие украшения? Оказалось, что для этой картины их выполняли мастерские Nino Lembo.







кадр из фильма "Людвиг".







Тиара королевы и аметистовый комплект из фильма "Людвиг".




Nino Lembo - это театральные мастерские по изготовлению украшений для сцены и кино. Они сотрудничали со знаменитыми итальянскими художниками по костюмам: Пьеро Този, Габриэллой Пескуччи, Данило Донати и др. Среди фильмов, для которых Лембо делал украшения были:
«Медея» режиссера П.П. Пазолини (художник по костюмам П. Този)
«Царь Эдип» режиссера П.П. Пазолини (художник по костюмам Д. Донати)
«Смерть в Венеции» режиссера Л. Висконти (художник по костюмам П. Този),
«Людвиг» режиссера Л. Висконти (художник по костюмам П. Този)
«Невинный» режиссера Л. Висконти (художник по костюмам П. Този)
«Подлинная история дамы с камелиями» режиссера М. Болоньини (художник по костюмам П. Този)
«Травиата» режиссера Ф. Дзеффирелли (художник по костюмам П. Този)
«Приключения барона Мюнхгаузена» режиссера Т. Гиллиама (художник по костюмам Г. Пескуччи)





тиара из фильма "Людвиг"

Нино Лембо родился в 1913 году в Адриа (Бари) и начинал свою карьеру как водевильный актер. "Ювелиром" он стал почти случайно, им с женой Евой Серрао (тоже, актрисой) пришла в голову идея производить костюмы и поддельные драгоценности для театра и кино. С тех пор всем режиссерам, от Феллини до Скола, от Скорсезе до Гиллиама, кому для съемок нужны были имитации драгоценностей, обращались к нему.




корона из сериала "Борджиа"




кадр из сериала "Борджиа"




украшение для волос из фильма "Влюбленный Шекспир"




кадр из фильма "Влюбленный Шекспир"

После смерти Лембо его компанию выкупил художник по костюмам Карло Поджоли. Он не только сохраняет бесценный фонд (более 10000 предметов, которые еще и сдает в аренду), но и покупает новые украшения, а также реставрирует старые вещи, которые плохо сохранились. С 2009 года было принято решение о создании компании Jewel House, чей бизнес (как пишут на сайте) заключается в привлечении клиентов и в производстве произведений ювелирного искусства до театра, оперы, кино, телевидения.
Ну вот и все на сегодня. Надеюсь, небольшая порция красоты подняла вам настроение)) И теперь осталось дело за малым: посмотреть (или пересмотреть) прекрасный фильм!

Ссылки:
Мой пост про ателье "Тирелли" (пора бы написать новый пост, но пока такой) http://la-gatta-ciara.livejournal.com/9949.html
и видео http://la-gatta-ciara.livejournal.com/224039.html
Про Този и Висконти, Пескуччи написано много, смотрите по тэгам.

Источники:
книга "Висконти о Висконти", М. "Радуга", 1990
книга "Piero Tosi. Costumi e scenografie". Electa, 1997
украшения для кино http://www.jewelhouse.it/JH/home_uk.html

придворный костюм, Г. Пескуччи, ателье для Оскара, Дзеффирелли, ювелиры в кино, 1850, 1860, Италия, Гиллиам, П.П. Пазолини, Висконти, Данило Донати, Пьеро Този, 19 век, Тирелли

Previous post Next post
Up