Художник по костюмам Наташа Рамбова. История таланта, убившего любовь.

Nov 05, 2013 13:29

Пока писала пост о Рудольфо Валентино, знала, что следующий мой рассказ ОБЯЗАТЕЛЬНО будет о его жене Наташе Рамбовой.




Наташа Рамбова и Рудольфо Валентино


Наташу Рамбову считали иконой стиля, ею восхищались, ей подражали. Она ценила стиль больше, чем моду.




Ее прическа, туалеты, головные уборы были уникальны. Сама она говорила: «Я ненавижу моду. Я хочу одеваться так, чтобы одежда была продолжением меня, неважно, модно это сегодня или нет».




Портрет Н. Рамбовой работы Н. Рериха

Уинифред Шонесси (19 января 1897 - 5 июня 1966), которая всем известна под именем «Наташа Рамбова», родилась в Америке, в Солт - Лейк - Сити. Ее мать четыре раза выходила замуж, и девочку, чтобы та не путалась под ногами, отправили учиться в строгую британскую школу - интернат, где Уинифред занималась балетом, рисованием, изучала историю и языки. По окончании учебы, она решила стать балериной, брала уроки танца в Парижской Опере и часто ездила в Лондон, где впитывала мастерство легендарных артистов Дягилевских сезонов Анны Павловой и Вацлава Нижинского.

Её юность пришлась на 1910 - е года ХХ века - эпоху фантастического успеха «Русских сезонов». Мир был очарован восточной магией русских балетов, ведь гениальный импресарио Сергей Дягилев создал волшебный симбиоз искусств: музыки, хореографии, живописи. Все это вместе вызывало мощный эстетический эффект. «Шехерезада» с костюмами Л. Бакста, «Весна священная» Н. Рериха, «Петрушка» А. Бенуа, в первую очередь, нашли свое отражение в моде. Стали популярны восточные шаровары, юбки-абажуры, чалмы и вышивки в народном стиле. И именно дягилевские сезоны сформировали вкус и выработали стиль будущего известного дизайнера Наташи Рамбовой.



Модель Поля Пуаре

В 1914 году, еще находясь под впечатлением от «Русских сезонов», юная американка в сопровождении своей тети приезжает в Нью-Йорк и начинает сначала учиться, а потом выступать в труппе русского танцовщика Федора Козлова, основателя Imperial Russian Ballet Company. В то время были в моде русские псевдонимы у балерин, и в труппе у Козлова Уинифред Шонесси стала Наташей Рамбовой.




Федор Козлов со своими ученицами.

Наташа, несмотря на свой высокий для балерины рост, танцевала все ведущие партии. Она же помогала Федору в изготовлении балетных костюмов. И тут снова не обошлось без влияния «русских сезонов».



М. Фокин и Т. Карсавина в балете "Жар - птица"

До «эры Дягилева» балетный костюм был очень условным. Он целиком подчинялся моде своего времени, а историческая и национальная принадлежность обозначались одной - двумя деталями. Реформу балетного костюма стал проводить талантливый хореограф и танцовщик М. Фокин, впоследствии балетмейстер Дягилева.
Пример художников дягилевской труппы Бакста, Бенуа, Головина, бережно относившихся к истории костюма, определил подход Наташи к дизайну, она старалась делать костюмы достоверными и соответствующими эпохе, отвергала все декоративно-избыточное и примитивное.



Т. Карсавина «Жар-Птица»

Постепенно, Козлофф и его труппа перебралась в Лос - Анжелес. Жить и работать в городе, где тогда все говорили только об одном - о кинематографе, и не быть причастным к нему, было невозможно. В 1917 году Козлов знакомится с Сесилем Блаунтом Де Миллем, успешным американским продюсером и режиссером, и тот предлагает ему поучаствовать в съемках фильма «Безбожная женщина» («The Woman God Forgot»).



Ацтекские костюмы Рамбовой к фильму "Безбожная женщина"

Костюмы к фильму «Безбожная женщина», выполненные талантливой девушкой, поражали своей аутентичностью и красотой.

Позже, предприимчивый танцовщик, договорился с соотечественницей, балериной Аллой Назимовой, что поможет ей оформить ее новый проект. Наташа принесла показать эскизы заказчице, и очень ее удивила тем, что в ходе обсуждения, стала легко и быстро вносить в них поправки, Алла была уверена, что автор костюмов - Козлов. По крайней мере, он ей так дал это понять.

Назимова, сразу предложила Наташе уйти от Козлова, стать ее арт-директором и художником по костюмам с контрактом на $5000 за фильм и полной свободой творчества. К этому моменту отношения с жадным и предприимчивым Козловом уже изжили себя, и Наташа согласилась на предложение Назимовой.




Она с увлеченностью стала осваивать новые задачи. Черно-белый немой кинематограф того времени требовал совсем другого подхода, чем музыкальный театр. Костюмы придумывались с учетом их графической выразительности в объемах, пропорциях, ритмах и сочетании черных, серых и белых пятен.
Всё это можно увидеть в одном из первых фильмов Наташи Рамбовой «Саломея» ( в титрах художница указана под именем Peter M. Winters).
В Голливуде 20-х годов царили комедии страстей и пощечин. И сама идея снимать НЕМОЕ кино по пьесе Оскара Уайльда была неожиданно смелой. Сегодня подобный фильм назвали бы словом «арт-хаус», а Наташу - «визуалистом».




Иллюстрация О. Бердслея к пьесе О. Уальда "Саломея"

Художественная выразительность фильма «Саломея» целиком построена на пластике Назимовой, исполнявшей главную роль, и на костюмах - декорациях Рамбовой, которые являются талантливой стилизацией рисунков Обри Бердслея




афиша фильма "Саломея"

Иллюстрации к пьесе О. Уальда «Саломея» - одна из самых известных и восхитительных его работ. Рамбова сохранила эстетскую изысканность графики английского художника, известного своей любовью к японскому рисунку. Иллюстрации Бердслея были виртуозно перенесены в трехмерное пространство фильма.




Кадр из фильма "Саломея"

Костюмы фильма были эффектно вписаны в декорации, образуя с ними единое целое. Для них Наташа использовала материал, специально привезенный из парижского Дома мод Maison Lewis. Художница одной из первых в Голливуде поняла, что кино - не театр, здесь для костюмов не подойдут раскрашенные холщевые ткани и картонные украшения. Зритель не хочет видеть на экране бутафорию, ему нужны изысканность и шик. Все костюмы, выполненные ею для кинематографа, всегда будут отличать не только эффектный дизайн, но и прекрасные ткани и отделки.




Так в фильме "Валентино" намекнули на "Саломею". В таком наряде Алла Назимова появляется у гроба Валентино.

Мастерство художника на «Саломее» оказалось выше способностей продюсера и режиссера. Публика, воспитанная на «Шейхе» и «Багдадском воре», «Саломею» не приняла. Деньги, затраченные на фильм, не вернулись.







Алла Назимова в фильме «Дама с камелиями»

Немного раньше, в 1921 году, на съемках «Неоткрытых Морей» (Uncharted seas) Наташа знакомится с тем, кого называли «латинским любовником» и роковым соблазнителем, с актером Рудольфом Валентино. До кинематографа прекрасный итальянец работал преподавателем танго, а во времена «великого немого», одним из важных талантов актера было умение красиво двигаться в кадре. Прибавьте к этому средиземноморскую внешность, яркую, обаятельную улыбку, почти сказочных, брутальных персонажей, харизму самого актера - и получите первого секс-символа кинематографа Рудольфо Валентино.




Рудольфо Валентино

Следующий период в жизни талантливой художницы можно назвать «периодом Валентино». Она воспринимала своего популярного мужа, как холст, на котором можно нарисовать некую прекрасную картину. Наташе очень хотелось сломать экзотически - приторный имидж Валентино, внести в его образ много новых красок, расширить творческий диапазон. И тем сильнее для нее было удар, когда она узнала, что ее возлюбленный втайне от нее подписал контракт с киностудией Famous Players-Lasky. Во-первых, он согласился на гонорар, недостойный звезды его уровня. Во-вторых, Наташа понимала, что теперь студия снова обяжет Валентино сниматься в слащавых, примитивных любовных мелодрамах.




Рудольфо Валентино в фильме «Юный Раджа»

Наташа старалась не только отобрать из предложенных для мужа вариантов самые интересные проекты, она же еще работала личным стилистом мужа в кино - делала костюмы и грим. Но этим она добилась только одного - всеобщий женский любимец стал упрекать ее в том, что эти роскошные наряды отвлекают зрителей от него самого.

Во время своей поездки в Европу супруги открыли для себя художника Джорджа Барбье. Они были просто очарованы костюмами к спектаклю «Казанова», выполненные этим очень популярным парижским иллюстратором мод, делавшим свои рисунки для обложек журналов «Вог» и «Харпер Базар».




Модная иллюстрация Д. Барбье

Наташа заказала Барбье эскизы костюмов для нового фильма Валентино "Месье Бэкар". Отшивали сами костюмы уже в Америке, без надзора автора, изменения вносила Рамбова и, в готовом виде эскиз и костюм сильно отличались друг от друга. И получается, что авторов у костюмов двое: Барьбье и Рамбова.




К сожалению, шелковые чулки с бантами, напудренный парик и мушка на щеке не вписывались в образ страстного латинского любовника.




Фильм провалился в прокате. Валентино в гневе обвинил жену в том, что она реализовывает свои художественные амбиции за счет его карьеры.







Эскизы костюмов и кадр из фильма

После этого фильма в 1924 году последовали еще два - «Святой дьявол» («A Sainted Devil») для работы над костюмами на которого она приглашает Адриана, и «Пойманный сокол» («The Hooded Falcon»). На самом деле, хотя в титрах фамилия «Рамбова» не указана, костюмы и декорации выполнялись под ее присмотром. Но один провал следовал за другим, одна ссора за другой. Продюсерам студий начинает очень мешать Наташа, по-прежнему имеющая большое влияние на мужа. Они уверяют Валентино, что именно она - источник всех его провалов: не те сценарии, не те костюмы и т.д. и т.п.




Актеру предлагают новый контракт, в недано созданной Чаплиным, Фербенксом и Пикфорд компании United Artists, который не только исключает участие Рамбовой в фильмах мужа, ей даже не разрешается появляться на его съемочной площадке. Валентино подписывает соглашение.
Это было последней каплей переполнившей чашу терпения Наташи. Ведь не только работа, не складывались и их отношения в быту. Они больше не могут жить вместе. Наташа уходит из жизни Валентино, в 1925 году они разводятся.




В 1926 году, путешествуя по Европе, Наташа получает телеграмму от нового агента Валентино, в которой сообщалось, что ее бывший муж серьезно болен. Она срочно возвращается в Америку, но к этому моменту 31-летний Валентино уже скончался...

Шло время. Наташа, как натура сильная и увлеченная, нашла еще одно применение своим талантам. Надо сказать, что и в те времена, когда она была женой Рудольфо Валентино, Рамбова считалась «иконой стиля». Наташа никогда не следовала слепо моде. Например, носила только длинные платья и юбки. Это стало частью ее имиджа, и никто не догадывался, что подобными нарядами художница скрывает слишком полные, по ее мнению, икры ног.




Ее фотографии в нарядах кумира моды 20-х годов Поля Пуаре можно встретить во многих изданиях по истории моды.







В платьях от Поля Пуаре.

В те дни, когда Рамбова с Валентино приезжали в Париж, пресса ходила за ней по пятам - стоило ей что-то приобрести из одежды или обуви, как этот магазин сразу становился популярным.



Наташа в платье Фортуни (про Фортуни я писала здесь http://la-gatta-ciara.livejournal.com/33027.html).

Руководствуясь своим безупречным вкусом, в 1927 году она открывает собственный бутик на Пятой Авеню. Магазин Наташи Рамбовой был очень моден, там одевались известные голливудские актрисы той поры, такие как Бела Бонди, Алин Мак-Магон , Мэй Мюррей и, конечно же, многие светские дамы.




"Я работаю, - говорила она, не потому, что мне нужны деньги, а потому, что работа дает мне возможность излить свои художественные устремления».




Художница любила цветовые сочетания свойственные Востоку: синий с красным или пурпурно-синий с зеленым, белый с золотом, салатный с фуксией. При этом ее платья и пальто оставались изысканными и утонченными.




Платья Наташи из коллекции Phoenix Art Museum




Платье Наташи Рамбовой из Музея Метрополитен в Нью-Йорке

Наташа любила этнический стиль. Одно время сама одевалась в "испанском стиле".




Возможно, этот стиль возник под влиянием совместных выступлений с мужем.




Еще одна деталь стиля Рамбовой - чалма.




Отличительными особенностями ее моделей были длинные юбки, сложные вышивки, высокого качества бархат, сложный по крою рукав. Именно рукава Наташа особенно любила. Они были у нее разных форм и объемов: округлые и пышные, регланы и втачные, на манжете и без. Наташа декорировала их вышивкой, тесьмой, лентами и аппликациями.



















С детства влюбленная в экзотику костюмов Л. Бакста (ведущего художника труппы Дягилева) она перенесла это увлечение на свои модели.




Эскиз костюма Л. Бакста к балету "Пери"




В них проявилось все богатство внутреннего мира художницы: ее любовь к театру, к разным эпохам, странам и культурам. Она не придумывала фасончики, она создавала образы. Ведь и для себя она выработала собственный, интересный имидж, которому следовала всю жизнь. Одежда с элементами этноса, открытый цвет, длинные юбки, чалма, косы. А именно яркие характерные детали одежды, с которыми неразрывно связан образ конкретного человека и есть - стиль.







Бутик, к сожалению, постигла печальная участь многих предприятий, закрывшихся во времена Великой депрессии.

Человек художественно одаренный, Наташа прожила интересную, наполненную открытиями жизнь. Она пылко любила, не раз выходила замуж, но единственное, что она ставила выше любви - это свою творческую реализацию. Ей она отдавалась со всей страстью, ради нее жертвовала своим семейным счастьем. И мужчин своих она старалась вписать в этот мир красоты и гармонии. Она хотела оторвать Валентино от голливудских слащавых стандартов и поднять его творчество до уровня искусства, но их картины мира были разными.




(на фото Валентино виден "браслет раба")

Валентино до самой смерти носил браслет, который заказала для него по своему дизайну Наташа - в виде цепи раба. А она очень переживала, что если бы не уехала в Европу, то могла бы предотвратить его раннюю смерть. Наташа чувствовала ответственность за него даже после их тяжелого разрыва.




Люди, знавшие эту пару, говорили, что они, безусловно, очень любили друг друга. Но погубило эту любовь именно желание Наташи поднять фильмы мужа на уровень искусства. Рамбова со своей эстетикой сильно опережала время. Сегодня ее фильмы смотрятся с большим интересом, чем в те годы - и именно из-за работы талантливого художника. Валентино был прав: она, как дизайнер, оказалась выше, чем он, как актер.

Скачать фильм 1924 года "Саломея" с русскими титрами можно здесь

голливудские художники по костюмам, Рудольфо Валентино, художники по костюмам, Наташа Рамбова, Голливуд

Previous post Next post
Up