Я много пишу в своем блоге о художниках по костюмам, что и понятно - эта тема мне ближе в силу моей профессии. А вот художники-постановщики мною незаслуженно забыты, хотя за красивую картинку в кадре, в первую очередь, отвечают именно они.
Данте Ферретти - живая легенда кино. Посудите сами, он работал с Федерико Феллини, Пьер-Паоло Пазолини, Франко Дзеффирелли, Мартином Скорсезе, Терри Гиллиамом, Фрэнсисом Форд Копполой, Энтони Мингеллой, Тимом Бёртоном и другими известными режиссерами! И это не просто громкие имена, это художники, наделенные невероятной фантазией.
Эскизы Ферретти к фильму Тима Бёртона "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит". За эту работу художник получил Оскар.
Данте Ферретти родился 26 февраля 1943 в Италии, в городке Мачерата. Там он учился в художественном институте. Позже переехал в Рим, где, после окончания Академии изящных искусств, устроился ассистентом у дизайнера Альдо Томассини Барбароссы. А еще через некоторое время, Ферретти пробует себя в качестве ассистента художника-постановщика Луиджи Скачьяноче. Первыми его фильмами были "Евангелие от Матфея" (1964), «Птицы большие и малые" (1966) и "Царь Эдип" (1967) Пьер-Паоло Пазолини.
1. Пьер-Паоло Пазолини
Pier Paolo Pasolini, Dante Ferretti e Tonino Delli Colli
«Пазолини научил меня видеть декорацию к фильму через призму живописи. Я был ассистентом художника-постановщика на «Евангелии от Матфея» и еще тогда был просто поражен тотальной зависимостью кинематографа Пазолини от живописи.
кадр из фильма "Евангелие от Матфея"
В том же качестве я работал с Пазолини еще на трех фильмах, а потом был мой официальный дебют как художника-постановщика в его «Медее», за которой последовали все картины, сделанные им до трагической гибели, вплоть до «Сало» по маркизу де Саду. Любимым источником вдохновения для Пазолини был Пьеро делла Франческа.
Пьер Паоло взял у великих художников их талант концентрации образов в ограниченном пространстве, способность не потерять ни одной детали и, с другой стороны, умение выделить то, что было сюжетообразующим центром полотна. Таким образом, для Пазолини эмоция могла скрываться в том, как скадрирован пейзаж, как двигается по съемочной площадке массовка…
Кадр из потрясающе красивого фильма "Медея" с М. Каллас в главной роли.
Работая над каждым его фильмом, я старался в ответ на его пожелания передать различные атмосферы, конкретную колористику великих живописцев, так или иначе связанных с эпохой, в которую происходило действие фильма».
2. Федерико Феллини
Еще один режиссер-легенда, с которым работал Ферретти, это Федерико Феллини. Вместе они сделали фильмы:
- "Репетиция оркестра" 1978
- "Город женщин" 1980
- "И корабль плывёт..." 1983
- "Джинджер и Фред" 1986
«Чтобы работать с Федерико Феллини, надо было быть таким же, как он сам, или по меньшей мере на него похожим. Я был практически вынужден залезать в его мысли, питаться его иллюзиями. То есть необходимо было постоянно находиться в том питательном растворе, который он подпитывал живой водой своей фантазии.
Феллини (слева) и Ферретти (справа)
И что самое важное, надо было быть таким же лжецом, как он сам: врать, придумывать, грезить или, проще говоря, симулировать, делать вид, что грезишь, - вот чего Феллини требовал от своих соратников. Я до сих пор усмехаюсь, когда вспоминаю его слова о том, что мечтать надо не переставая, не останавливаясь ни на секунду… Жить, как во сне. На самом деле Феллини практически не спал. Другими словами, постоянно спал наяву. Проблема была в том, чтобы ежеутренне выдумывать сны, которые я якобы видел ночью, потому что Феллини требовал, чтобы мы ежедневно во всех деталях рассказывали ему наши сны. К счастью, в те годы я жил примерно в часе езды от студии «Чинечитта» и, будучи зажатым в пробке в окрестностях Рима, каждый день силился придумать что-нибудь отдаленно напоминающее настоящий сон. Да, и до такого я доходил, чтобы сделать ему приятное! Это было очень забавно, особенно потому, что он догадывался о моем плутовстве. Но эти шутки и это вранье помогли нам снять «Репетицию оркестра», «Город женщин», «Джинджер и Фред», «И корабль плывет» и «Голос Луны».
3. Терри Гиллиам
Также, Ферретти работал с одним из самых моих любимых кинорежиссеров над фильмом "Приключения барона Мюнхгаузена" (1988)
кадр из фильма «Приключения барона Мюнхгаузена».
«Настоящим прорывом для меня стала работа с Терри Гиллиамом над проектом «Приключения барона Мюнхгаузена». Для Гиллиама я нарисовал еще четыре фильма - увы, ни один из них так и не увидел свет из-за проблем с финансированием… Однако, когда «Приключения барона Мюнхгаузена» вышли в США, они были очень благосклонно приняты критиками, которых поразила именно визуальная сторона картины. В этот момент начался новый период моей профессиональной жизни: я начал работать в Америке и не могу остановиться до сих пор».
Франко Дзеффирелли
Нельзя тут не вспомнить и фильм "Гамлет" 1990 года (про костюмы которого я
писала) режиссера Франко Дзеффирелли (тоже входящим в мой личный список любимых режиссеров). Что-то у них там не заладилось во взаимоотношениях, но фильм все равно получился очень красивым.
кадр из фильма "Гамлет"
4. Мартин Скорсезе
А вот совместно с Мартином Скорсезе Ферретти сделал 8 фильмов!
Первым был "Эпоха невинности" (1993)
«В 1993-м, начались мои профессиональные отношения с Мартином Скорсезе. Он уже связывался со мной, когда собирался снимать «Последнее искушение Христа» в 1988-м, и еще раз - три года спустя, когда готовил следующий фильм; но оба раза я был занят на других проектах, и мне пришлось отказаться. Наконец, «Век невинности» положил начало нашему сотрудничеству…
Скорсезе - потрясающий постановщик. Он, в самом деле, способен меняться от фильма к фильму, он не одержим повторами одной и той же темы, как многие современные режиссеры. Он меняется, переходит от жанра к жанру, от одного исторического периода к другому. Мои с ним отношения всегда строились на крайней степени взаимного доверия. Мартин - человек, умеющий принимать решения, о причинах которых не распространяется. В самом начале проекта он пытается мне объяснить, как «видит» фильм и чего хотел бы от декораций. Потом я предлагаю ему мои идеи на заданную тему - их-то он и ждет.
Так и строится профессиональное равновесие между нами. Повторю вновь: после шести фильмов, сделанных вместе, мы абсолютно во всем доверяем друг другу. Разумеется, каждый раз я стремлюсь к тому, чтобы его удивить, превзойти ожидания. В конце концов, к этому сводится моя профессия. Я показываю ему эскизы, модели съемочной площадки. Затем мы долго спорим об этом, договариваемся о чем-то и я приступаю к основной части работы".
Так же, Ферретти работал художником-постановщиком на фильме Скорсезе "Авиатор", за который получил Оскар.
"Я родился и провел первые годы жизни в крохотной деревеньке в центре Италии. Аромат кино я вдыхаю с раннего детства и мальчишкой мечтал о потрясающих американских фильмах. Реконструировать на экране самый шикарный и блистательный период Голливуда - «золотые» 1930-е - это было особой задачей, решение которой принесло мне неописуемое удовольствие. Как ребенок, увидевший на своей тарелке пирожное, о котором давно мечтал, я был абсолютно счастлив. Для меня не могло быть более благородной цели, чем оживление Лос-Анджелеса тех лет и таких его обитателей, как герой фильма Говард Хьюз".
Еще одной яркой работой тандема Скорсезе - Ферретти стал фильм "Банды Нью-Йорка" (2002), снятый, как ни забавно, в Италии. "В Риме хорошо кормят и погода там лучше, чем в Америке. Так почему бы не построить Нью-Йорк в «Чинечитте»? - сказал Скорсезе.
Мартин привел меня на площадку и стал объяснять, где будет располагаться Файв-Пойнт, где порт, где подземный город… Пять месяцев спустя он вернулся в «Чинечитту», когда работы были уже завершены, и вскричал: «Данте, ты превзошел мое воображение!» Лучшего комплимента для своей работы я и не ждал. Да, без сомнения, в современных США мой герой - Мартин Скорсезе. А кроме того, он стал моим героем потому, что другие два героя моей жизни - Пазолини и Феллини - больше не с нами".
Со Скорсезе были сняты еще фильмы "Казино" (1995), "Остров проклятых" (2010)
кадры из фильма "Остров проклятых".
и "Хранитель времени" (2011) - за работу над которым Ферретти получил свой третий Оскар.
Эскиз и кадр из фильма "Хранитель времени"
Но не Скорсезе единым)) Другие известные работы Ферретти:
"Интервью с вампиром" (1994) реж. Нил Джордан.
- "Знакомьтесь, Джо Блэк" (1998) реж. Мартин Брест и другие (смотрим по ссылке внизу поста).
Сам Ферретти говорит, что ему всегда очень везло: работать с такими великими режиссерами, над интересными проектами, а еще - встретить свою жену и соавтора.
Данте и Франческа Ло Скьяво женаты уже 34 года: "Для меня, Франческа является фундаментальной частью моей жизни, мы на одной волне, мы обмениваемся идеями, советами, это важное сотрудничество, - говорит художник,- Франческа работала дизайнером интерьеров, но мы решили работать вместе: это хорошо, потому что мы не можем жить в разных городах, далеко друг от друга».
Вместе они выиграли три Оскара в номинации «лучший художник-постановщик».
В настоящее время они работают в Лондоне на съемках фильма
«Золушка».
Кстати, поводом написать об известнейшем и авторитетнейшем художнике-постановщике нашего времени Данте Ферретти, послужила открывшаяся 26 сентября в Лос-Анжелесе в Музее современного искусства (МоМа) выставка
Dante Ferretti: Design and Construction for the Cinema («Данте Ферретти: дизайн и конструкция в кино»).
Кто сможет позволить себе посетить эту выставку, тот не прогадает: на 3-х этажах Музея можно будет посмотреть эскизы, макеты, кадры из фильмов Мастера.
Интервью (на русском) взято отсюда:
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/ferretti/ Еще источники:
http://www.imdb.com/name/nm0274721/ http://www.famigliacristiana.it/articolo/dante-ferretti-scenografo-italiano.aspx http://www.vogue.it/en/people-are-talking-about/focus-on/2010/05/dante-ferretti http://ru.wikipedia.org/wiki/Ферретти,_Данте http://it.wikipedia.org/wiki/Dante_Ferretti http://www.moma.org/visit/calendar/exhibitions/1396