Я уже писала про
«Клеопатру» 1963 года с Элизабет Тейлор, но сегодня мне хочется вспомнить более раннюю версию, в которой роль царицы Египта исполнила Клодетт Кольбер.
Этот фильм заслуживает нашего с вами внимания не только потому, что в 1934 году он стал самым кассовым фильмом года, и не только из-за любопытных декораций в стиле «египетского Ар-деко», но из-за великолепных костюмов
Трэвиса Бентона.
Сегодня мы воспринимаем Клеопатру не только как историческую личность, но, скорее, как символ редкой женской красоты (да-да, конечно, я знаю, что не так уж она была и красива, но это не важно, мы с вами мыслим категориями образов, а не фактов).
античный бюст Клеопатры
Кольбер в роли Клеопатры
Идея снять фильм о прекрасной египтянке пришла в голову Адольфу Цукеру после ажиотажа вокруг предыдущей картины с участием Клодетт Кольбер «Крестное знамение», где та сыграла Поппею.
Особенно зрителям понравилась сцена, в которой героиня Клодетт купалась в ослином молоке.
Поняв, что раскрепощенность актрисы импонирует зрителям, Цукер предложил режиссеру Сесилю Б. Де Миллю снять Кольбер в роли роковой египетской соблазнительницы. Выбор актрисы был очень правильным: кошачья грациозность и низкий голос Клодетт делают ее героиню притягательной и сексуальной даже сегодня.
Де Милль сразу решил, что пьесы Шекспира и Шоу о Клеопатре - слишком заумные для американской аудитории и попросил написать сценарий «попроще» (ниже смотрите видео, где режиссер сам об этом говорит).
Click to view
на съемках
Де Милль и Кольбер во время съемок "Клеопатры".
Перед тем, как приступить к производству, Де Милль взял в архиве знаменитый фильм «Клеопатра» с Тедой Бара в главной роли. После его возвращения в архив, там случился пожар и уничтожил пленку. Так, Де Милль стал последним, кто видел легендарную картину (в свое время она наделала много шума), мы же можем составить свое мнение о ней только по дошедшим до нас кадрам из фильма.
Теда Бара в фильме "Клеопатра" 1917 г.
Перейдем непосредственно к костюмам из фильма 1934 года.
Клодетт Кольбер, которая в юности мечтала стать модельером, оказалась для художников по костюмам крепким орешком. Для начала она выжила с проекта художника Вики Уильямса (Vicky Williams). Судя по тому, что у того в фильмографии числится лишь один фильм, его карьера художника на этом закончилась.
Потом она взялась за знаменитого и талантливого художника по костюмам Трэвиса Бентона.
Трэвис Бентон и Клодетт Кольбер
В первый же съемочный день Кольбер отказалась надеть платья, которые тот для нее сделал. На съемках картины такого масштаба, задержка в несколько часов стоила продюсерам больших денег, поэтому Бентон был вынужден срочно разрабатывать для актрисы совершенно другой гардероб - и уже на следующий день Клодетт вошла в кадр в новом платье.
Как многие женщины, Кольбер считала, что ее фигура состоит из множества недостатков. Так, она настаивала, чтобы на ее платьях было максимально глубокое декольте.
Этим она хотела отвлечь зрителей от короткой шеи и широкой талии. На самом деле, фигура актрисы восхитительна и платья, скроенные по косой нити (в стиле сверхмодной тогда
Мадлен Вионне), прекрасно это подчеркивают.
Роскошное платье Клеопатры от Бентона
и модель от Madeleine Vionnet
бархатное платье от Бентона
и еще одна модель Madeleine Vionnet
Уильямс и Тревис были не единственными пострадавшими от скверного характера Кольбер. Рассказывают, что она не могла найти язык практически ни с одним художником по костюмам, даже знаменитая
Эдит Хэд отказалась делать костюмы для фильма с участием Клодетт.
Но забудем на время про актрису, а рассмотрим получше фотографии костюмов, некоторые из которых были проданы на аукционах:
Накидка Клеопатры из бархата цвета хурмы была продана на Julien's Auctions за $ 5760 (
http://www.julienslive.com/view-auctions/catalog/id/90/lot/38745/?url=/view-auctions/info/id/90/)
Это платье из "золотого" ламе продали на аукционе Debbie Reynolds
Разумеется, костюмы из фильма также далеки от аутентичного древнеегипетского платья, как и в более поздней «Клеопатре» с Тейлор. Я уже не раз вам говорила, что Голливуд заинтересован только в том, чтобы создать современный, стильный продукт, подлинность и историзм его не интересуют.
Зато какие роскошные фотографии!
Я бы сказала, что Бентон сделал для фильма коллекцию платьев модного кроя на египетскую тему. Этот фильм, скорее, пособие по «египтомании» 30-х гг, захлестнувшей мир после
раскопок гробницы Туттанхамона в 1923 году, чем музейная реконструкция.
Египтомания 20-х гг
Несмотря на то, что к началу съемок "Клеопатры" с момента раскопок прошло 12 лет, египетская тема была еще актуальна.
А украшения, сделанные для фильма, смотрятся эффектно и стильно даже сегодня.
Кольцо времен Ар деко со скарабеем
Бижутерия 30-х гг в стиле "Клеопатра"
Фильм Де Милля «Клеопатра» породил новые модные тенденции: "египетский воротник", "крылатые" бандо, фасон платьев "Клеопатра".
Сама Кольбер в вечернем платье "а-ля Клеопатра"
Модная трансформация "египетского воротника"
Одним словом, всем любителям Ар деко, моды 30-х годов и красивого кино, советую обязательно посмотреть этот фильм, который является прекрасным образцом египетской стилизации тех лет. Думаю, вы не разочаруетесь!
Ссылки:
http://www.wornthrough.com/2010/08/25/claudette-colbert-as-cleopatra-1934/ http://www.imdb.com/title/tt0024991/trivia?ref_=tt_trv_trv http://ru.wikipedia.org/wiki/Клеопатра_(фильм,_1917) http://en.wikipedia.org/wiki/Cleopatra_(1934_film) http://www.vanityfair.com/online/oscars/2012/11/downton-abbey-lady-mary-vionnet_slideshow_item9_10