Петровский завод - часть 1. Дорога туда и памятники вокзала

Oct 16, 2016 16:46

Дорогие друзья, в двухлетнюю годовщину "Следствия" я, наконец-то, начинаю выкладывать отчеты о нашей летней поездке в Забайкалье. Мы были в памятных местах Петровского Завода и Читы (еще, собственно, на Байкале и в Иркутске). Начну я с Петровского завода.
Фото для привлечения внимания


Далее - два десятка фото дорожных пейзажей и памятников городского вокзала.

Про дорогу
Ехали в Петровский завод мы поездом из Иркутска. Так получилось - правильный маршрут (Иркутск-Чита-Петровский завод) выдержать не удалось (ибо самолет из Иркутска в Читу стоит треть билета из Читы в Москву, увы). А поездом из Иркутска ехать порядка одиннадцати часов.
Билеты брали заранее, самым обычным способом через сайт РЖД. Их желательно распечатать, не все поезда принимают электронную регистрацию. Но я всегда так делаю, мне нравится иметь билеты в руках, а не в телефоне. Оно очевидно, но я напомню еще раз - поезда все бегают по московскому времени, при покупке билетов нужно учитывать разницу с Иркутском +5 часов. Также следует помнить, что после Улан-Удэ мы попадаем в следующий часовой пояс, где разница с Москвой составляет уже +6 часов. Соответственно, из Иркутска мы уезжали в полтретьего ночи по местному и в Петровском были в полполпервого дня по местному же.
По дороге можно успеть помахать лапой Байкалу, но я покажу фото уже забайкальских краев. Примерно такие пейзажи наблюдали декабристы на переходе из Читы в Петровский завод. Только - в чуть более позднее время года, мы были в Петровском 13-14 августа, а они пришли туда 23 сентября.
На подъезде к Улан-Удэ (который в прежние времена назывался Верхнеудинск):
Река Селенга.




А это уже после Улан-Удэ (до Петровского оттуда ехать триста км, раньше между городами ходила электричка, но два года назад ее отменили).
Летит птичка.


А здесь видны следы прошлогодних пожаров.


К счастью, их немного, далее - просто пейзажи из окна поезда.
К вопросу о зеленых лужайках - их там действительно наблюдать можно в количестве. И это действительно болота. Так что я теперь хорошо понимаю генерала Лепарского и его ошибку с выбором места постройки тюрьмы в Петровском. Издали и сверху оно смотрится очень мило.






Несколько смазано, но пусть будет - цветущая забайкальская флора.


На самом деле, там очень, ОЧЕНЬ красиво…

Прибытие. Вокзал
Сейчас город называется Петровск-Забайкальский, прежнее название - Петровский завод - только у станции железной дороги. И по числу памятников, посвященных декабристам, город занимает второе место после Петербурга. В этом можно убедиться сразу по прибытии, на вокзале.
Сейчас поезда стоят там всего три минуты. Так получилось, что билеты на наш следующий поезд, в Читу, у нас были ровно в том же по номеру вагоне, что и билеты в Петровский. Поэтому мы решили запомнить ориентир, где остановится наш вагон. Ориентир оказался… запоминающийся.


И ближе:


Эта огромная мозаика изготовлена в 1973 году (про анахронизмы сюжетной составляющей типа кандалов в Петровском я промолчу). Опознать сходу мы смогли Горбачевского, Трубецкого и Николая Бестужева, а из дам - Марию Волконскую и Елизавету Нарышкину)
На торце этого здания - еще одна мозаика.


…Когда спрыгиваешь на платформу и понимаешь, что действительно оказался в том месте, где все эти такие небезразличные нам люди жили сто восемьдесят лет назад, смотрели ровно на эти же холмы, ходили по улицам, писали письма… это совершенно сносит крышу, не стыжусь в том признаться.

Кстати, здание вокзала, как вы можете видеть, весьма новое и приличное, благодаря доходам РЖД. Станция на Транссибе все-таки.


(это Кервен, он еще относительно веселый, ибо до конца не осознал, куда его привезли).

Продолжим смотреть на памятники вокзального комплекса. Вот такой барельеф (сразу над ним еще статуя Ленина, но ее я фотографировать не стал). Краску на нем более-менее регулярно подновляют.


Надписи - цитаты из Герцена и Ленина про богатырей из чистой стали и узкий круг революционеров, а по центру - «Петровский железоделательный завод. Основан в 1789 году. С 1830 по 1839 год был местом отбывания каторги декабристами.»
Логику выбора лиц на барельефе я не совсем понимаю. В верхнем ряду слева направо - М.А. Бестужев, И.И. Пущин, Н.А. Бестужев, И.И. Горбачевский, Ф.Б. Вольф, Н.М. Муравьев. В нижнем, соответственно - М.С. Лунин и А.Е. Мозалевский.
Вот они крупнее:
М.А. Бестужев


И.И. Пущин


Н.А.Бестужев


И.И. Горбачевский


Ф.Б. Вольф


Н.М. Муравьев


М.С. Лунин


А.Е. Мозалевский


А дальше мы сели в маршрутку (их тут зовут микрушками, они действительно мелкие, бегают достаточно часто и стоят 22 рубля) и поехали в гостиницу, чтобы быстро кинуть вещи и бежать в музей, где нас уже ждали…
На будущее - очень не советуем останавливаться в гостинице. Во-первых, она от интересующих нас мест в гребенях находится. Сам город вытянут вдоль Транссиба, станция Петровский завод находится в его западной части, а гостиница гораздо дальше на восток, к новым районам. От вокзала до гостиницы ехать минут пятнадцать, маршрутка петляет. А пешком (мы так обратно шли) от некрополя и старой части города с музеем до вокзала - меньше часа просто вдоль железной дороги. И на вокзале есть комнаты отдыха, где можно остановиться (но мы этого не знали). И по стоимости выходит сопоставимо с гостиницей (и не думаю, что менее комфортно)) А во-вторых - гостиница «Сибирь» - единственная в городе. И стоит непотребно для такого уровня комфорта (2800 за двухместный номер, холодильника нет, телевизор зачем-то есть, санблок в номере есть, даже с ванной, но горячую воду в нем нам включили не сразу, что-то там сперва не работало). Впрочем, в номерах люкс, наверное, лучше, но большой номер на двоих нам был ни к чему.
Не в хронологической последовательности, поскольку это снималось уже на следующий день - вот как раз кусок пути, которым мы возвращались к вокзалу. Железная дорога уводит на восток (и уже через несколько часов мы поедем по ней в Читу). Белое здание под красной крышей - часовня над могилой Александрины Муравьевой.


Маршрутка прокатила нас по улице Дамской и мимо музея (он, что логично, на улице Декабристов). Об этом я расскажу далее…


Петровский завод

Previous post Next post
Up