Тролли для Норвегии - это больше, чем медведи для России. Это национальный символ. Оно и понятно - где же ещё водиться троллям, как не в стране с таким количеством причудливых скал и гор. Смотришь на них и поневоле начинаешь верить, что это гигантские существа, не успевшие до восхода солнца спрятаться в пещеры и потому превратившиеся в камень.
Лестница троллей или Дорога троллей - это одно из самых интересных сооружений в Норвегии. Ещё в 19 веке жители долины Валльдален мечтали о том, чтобы у них была дорога, ведущая в другую долину, Румсдален, в которой действовала ярмарка, одна из крупнейших в регионе. Однако между двумя долинами лежали неприступные горы, и сообщаться можно было только в обход, а это более полутора сотен километров.
В конце 19 века стали проводить инженерные изыскания на тему того, нельзя ли построить дорогу напрямую через горы, хотя на первый взгляд было очевидно, что это невозможно - слишком уж крутым был подъём, изрезанный к тому же горными реками и водопадами. В 1894 году один из инженеров предложил возможный маршрут дороги, однако его начальству он показался слишком авантюрным, и они отправили проект на дополнительное обследование, которое продлилось ещё два года. После подтверждения возможности постройки такой дороги прошло ещё 40 лет до того момента, как все работы были завершены - дорогу торжественно открыли лишь в 1936 году.
Норвежский король Хокон VII лично принимал окончание работ. Его попросили дать название дороге, и король нарёк её "Тролльстигвеген", то есть "Дорога Лестница Троллей".
Это долина Румсдален, зажатая между горными хребтами. Именно по ней мы подъехали к Лестнице троллей:
Перед самым подъёмом есть небольшая стоянка для того, чтобы люди перевели дух и полюбовались на то, что им сейчас предстоит. Практически все стоят, задрав головы, и разглядывают головокружительный подъём:
Знаменитый дорожный знак "Осторожно! Тролли!" перед въездом на Лестницу:
Шлагбаум, перегораживающий проезд. Дорога троллей открыта достаточно короткое время - с мая по октябрь. В другое время года она смертельно опасна, поэтому её закрывают.
А вот и сама Лестница, точнее её первая часть. Сначала дорога в несколько витков карабкается примерно до середины горы.
Потом доходит до узенького мостика, переброшенного через бурный горный поток Стигфоссен, который обрывается 180-метровым водопадом:
За мостиком она делает ещё несколько петель, преодолевая вторую половину горы. Всего за этот подъём дорога делает 11 крутых поворотов и поднимается на 858 метров. При этом во многих местах ширина пути составляет всего 3,3 метра, поэтому разъезжаются встречные машины с трудом - одна прижимается почти влотную к скале, другая - нависая над пропастью. Из-за этого проезд по Лестнице запрещён транспорту длиннее 12 метров, однако более короткие автобусы и трейлеры всё-таки прутся на эту дорогу, подчас вызывая целые заторы.
Везде даются предупреждения, что эта дорога - только для опытных водителей. Я проехал её без особых проблем, хотя девчонки охали и ахали, когда прямо за окном машины начиналась пропасть.
Интересных ощущений добавляет и то, что трасса не огорожена какими-либо современными барьерами - по бокам, обозначая конец дорожного полотна, многие десятилетия стоят лишь крупные булыжники. Если машина сорвётся, то эти камушки, конечно, её не удержат. Кстати, такие дорожные ограждения исторически приняты на многих горных дорогах Норвегии.
Вот, наконец, мы поднялись наверх, можно остановиться, перевести дух и разглядеть Лестницу Троллей во всём великолепии. К сожалению, даже панорама не даёт полного представления о том, как это всё выглядит сверху. С вершин, грохоча, несутся несколько водопадов, которые в итоге сливаются в один поток и превращаются в речку, текущую по долине. А от петель дороги и букашек-машин, вертящихся по ним, испытываешь головокружение.
Вот, смотрите - дорога идёт из долины (там виднеется стоянка, откуда я делал фотографии снизу), потом начинает петлять, поднимаясь в гору, доходит до мостика - и дальше ещё в несколько крутых петель забирается до того уровня, откуда сделана фотография:
До самых вершин дорога, конечно, не идёт - незачем. Она продолжается дальше по горному плато. Однако вершины видны очень хорошо, они называются "Котлы троллей":
Вот Наташа пытается столкнуть огромный булыжник вниз, на дорогу. :-) Обратите внимание на треугольные тени внизу - это тени "Котлов троллей".
А здесь Наташа сидит у небольшого каменного очага и столика троллят. На заднем плане виден один из "Котлов".
Дальше начинается пустынный горный пейзаж.
Долина остаётся позади и далеко внизу. Слева - "Котлы":
Здесь дорога уже совершенно не опасна - мы набрали высоту и дальше движемся по горному плато:
Деревья здесь не растут, мы вновь поднялись до тундры. Ощутимо похолодало.
Сине-зелёные озёра натекают из снега. Который к концу июля так и не успел полностью расстаять.
Обернёмся назад. Видите эти треугольные холмики? Отсюда даже не верится, но это и есть те самые горные вершины - "Котлы троллей". Мы постепенно поднимаемся всё выше - и то, что из долины казалось верхней точкой, скоро окажется уже у нас под ногами.
Ну и панорамка напоследок. В качестве попытки хоть немного передать красоту ландшафта.
Навигатор по отчётам о поездке в Норвегию:
1. Лапландия 2. Путь на Север 3. Нордкап 4. Киркепортен 5. Альта и дорога в Тромсё 6. Тромсё 7. Остров Сенья 8. Архипелаг Вестеролен 9. Лофотенские острова - музей викингов 10. Лофотенские пляжи 11. Лофотенские острова - Рейне 12. Прощание с Лофотенами 13. Водоворот Сальстраумен 14. 17-ая дорога 15. Тронхейм 16. Атлантическая дорога 17. Лестница троллей 18. Олесунн 19. Гейрангер-фьорд 20. Гейрангер и Далснибба 21. Лом и окрестности 22. Ледник Нигардсбреен 23. Снежная дорога 24. Берген 25. Язык Тролля 26. Дорога на юг 27. Осло 28. Парк Вигеланда в Осло