[Интересно]

Jul 22, 2011 18:46

Вступительная речь к журналу Top Gear Джереми Кларксона (телеведущий передачи Top Gear, человек с колким чувством юмора).
Весьма жизненно и не без должного сарказма.

"Как известно, вся страна мечтает, чтобы автомобили из центра города вытеснили кустики и детишки. Эта печальная история обычно начинается с ограничения скорости 30 км/ч, сноса бордюров и слияния дорог с тротуарами. Так водителя заставляют почувствовать себя гостем в мире пешеходов. И, заметьте,  не наоборот. Предполагается, что в конце концов автомобили вообще сойдут со сцены. На улицах снова будет слышно, как оборванцы играют в футбол, мамочки прогуливают деток в элегантных старых колясках... и как закрываются магазины. Потому что как отвезти домой холодильник, если на машине сюда нельзя?
Это проблема. Казалось бы, чудесная идея: пусть города будут выглядеть как те эскизы, что архитекторы отправляют в департамент планирования. Но как туда попадут люди - чтобы ходить по магазинам, работать, делать свои дела? Ответ прост: а они не попадут. Вскоре все съедут в пригороды, туда, где на машине ездить можно, и получится дырка от бублика. Кольцо хорошей жизни вокруг квадратного корня из ничего. Получится Детройт: наркотики, насилие, убийства, ужас. Конец света.
Ясно, что мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы остановить недальновидных идиотов и не дать им убрать автомобили из центров городов. И у меня, кажется, есть план.
Когда ты в автомобиле, ты неуязвим. Ты средневековой рыцарь,а все, кто идет пешком, - вассалы. Мгновенно возникает неприязнь, ревность и гнев. Ты держишь пешеходов за насекомых. Они тебя - за современную версию царя Ирода на колесах. От этого - взаимная ненависть. Более того, ты в броне: ты чувствуешь себя под защитой и в полной безопасности. То есть можешь задирать других рыцарей. В автомобиле ты ненавидишь почти всех и можешь безнаказанно проявлять эту ненависть.
Чего не происходит, если ты пешком. Если тебя подрежут, когда ты идешь по тротуару ты не станешь грязно браниться. <...>
Итак, вот то нужно сделать: заново изобрести дизайн автомобиля. <...> Я предлагаю нечто гораздо более радикальное: поместить автомобилиста в среду пешеходов. То есть вообще отказаться от брони. Да-да, мы уберем кузов!
Может, помните наше путешествие по Ботсване, когда я снял двери с Lancia Beta Coupe, пересекая соляные озера? Достигнув суши, я должен был поставить их обратно. Но мне так понравилось ехать без дверей, что я и не подумал возвращать их на место.
Важность дверей сильно переоценена. Да, когда едешь быстро, они защищают от непогоды и шума, но заодно изолируют тебя от мира и его красоты. Есть горстка машин без лобового стекла, но это глупо: непременно поймаешь в глаз пчелу. Но без дверей! Очень изящное решение. <...> Когда дверей нет, удивительно, какой доброжелательной становится пробка. Просто коктейльная вечеринка! Болтаешь с чуваком или чувихой в машине рядом, а когда перемещаешься, заводишь разговор с другими. В обычной машине и не подумаешь потрепаться с товарищем-автомобилистом. Но когда вот ты, а вот - они, рядом, просто невежливо не заговорить.Без дверей стоять в пробке станет интересно. Настроение у всех улучшится. Но, думаю, мы можем пойти еще дальше.
Недавно я останавливался в месте, которое в буклете называется "роскошным курортом": на острове между Австралией и Большим Барьерным Рифом. И чтобы ездить по нему, всем гостям выдавали гольф-карты. Удивительное дело: за эти годы я поездил почти на всех машинах, какие только есть на свете.  Но поскольку я не масон и не президент Америки, никогда не садился в этот транспорт для клетчатых штанов. Он всегда казался мне дурацким, честно говоря. Но... Поскольку в такой машинке ты совершенно открыт, я обнаружил, что по городу можно ездить так, будто ты пешеход. Рыцарь в рубашке, если хотите. В ночной.
Мне возразят, что гольф-карт не очень увлекательно водить, когда выезжаешь из города на свободные дороги. Но это тут вообще не при чем. Поскольку они так медленны и сделаны из резины, можно специально таранить других участников движения - смеха ради.
Им тоже будет смешно: все считают, что бодаться на гольф-картах - весело! А сейчас, когда в парках аттракционов кучу-малу на автомобильчиках запретили, это единственный транспорт, где в этом весь смысл. Мой коллега Шейн Джейкобсон из австралийского TopGear ставил свой гольф-карт в переулочке или на подъездной дорожке, а потом вылетал и врезался в машины, которые ехали по улице. Специально! Просто фантастика: ты только что мирно тащился по улице и вдруг летишь в канаву, протараненный краснорожим мужиком!
Я? Я вообще не видел смысла жать на тормоза. Я тормозил о впереди идущую машину. Если впереди ехал Джеймс Мэй, было особенно весело.
Итак, за гольф-картами будущее. Они дешевые. В них ты едешь на свежем воздухе. И с ними гораздо веселее, чем с Ariel Atom. Потому что если врежешься куда-нибудь, башка у тебя не оторвется. А лучше всего то, что гольф-карт превращает автомобилиста в человека.
Кем, собственно, он и есть."

TG, август 2011

журнал, topgear, jeremy clarkson, tg

Previous post Next post
Up