Май на исходе, близится лето. Холодный циклон, стоявший над Центральной Россией в первой половине месяца, ушел, и теперь с каждым днем все теплее и теплее. Трава после дождей выросла так сильно, что ее уже нужно косить. Наконец-то зацвела сирень - в этом году поздно, видимо, из-за холодов. Но главный признак приближающегося лета - не тепло, не зелень, не цветущие одуванчики, не сирень, а грозы. Настоящие летние грозы, с теплыми ливнями и мощными громами.
Шторм на грозу подается по первому удару грома. Но, вот незадача, - прямо за нашей метеостанцией находится лесопилка, на которой регулярно разгружают бревна с лесовоза. И, как мне рассказывали старшие коллеги, бывает очень трудно понять, что сейчас было - гром небесный или грохот древесный. Прошлой ночью, а точнее, ранним утром, я в этом убедилась. До этого в мои дежурства ни разу не было грозы. А вчера утром я решила прилечь подремать между трехчасовым и шестичасовым сроками. Знала, конечно, что возможна гроза - на это указывали и развивающиеся кучево-дождевые облака, и растущая влажность, и падающее давление. И все же, удар грома оказался для меня неожиданным. Он был негромким и, действительно, очень похожим на звук падающих брёвен. Вышла на улицу - через две минуты снова грохот, уже точно с неба. Полил дождь. Молний не видела, был только гром с западной стороны. Но гроза отмечается строго по грому, а не по молнии, поэтому отметила и дала шторм. А дождь был сильный, - чуть больше, чем за час, выпало 2,4 мм осадков. Для сравнения: 18го числа почти непрерывный дождь слабой и умеренной интенсивности дал за весь день 6,9 мм.
Пришел прогноз на трое суток - «кратковременный дождь, ночью возможна гроза». А завтра я снова в ночь дежурю…
P.S. Этот пост я написала вчера, во время дневного дежурства. А вечером была ооочень сильная гроза. Но она досталась сменившему меня наблюдателю. Я услышала гром, дала шторм, отметила в книжке начавшийся дождь и... мое дежурство закончилось. Повезло, - а то пришлось бы ходить на площадку под проливным дождем, громами и молниями. Сроки наблюдения ведь никто пока не отменял...
Федор Васильев (1850-1873) - "Перед грозой"