Голос сердца. Вагиз Адизянович Адельшин "Реквием Холокосту»

Jan 14, 2017 00:21

У англичан есть поговорка : "Trust your gut" , т.е. верь своим "кишкам", инстинкту. Можно сказать  -  интуиции.
Мы нередко получаем по жизни подсказки, но мало когда их осознаем. Если же сознание сумело воспринять - отлично, услышан неслышный голос  Высшего Я. Значит сделал  шажок  в правильном направлении. Но как стать слышащим? Слушать сердцем. Именно сердцем. Разум - плохой помощник.
Вспомним А. Эйнштейна: "Интуиция - это священный дар, а рациональный ум - верный слуга. Мы создали общество, которое воздает почести слуге и забыло о даре".
Мы много чего забыли...
Но когда вспоминаем - непередаваемое ощущение гармонии. Дорогого стоит оно среди окружающего хаоса.

Художник-татарин написал 10-метровую картину о Холокосте

«Я пришел за советом к мулле. Мулла сказал: иди к раввину!»

В центральный зал Синагоги эту картину внесли закатанной в рулон. Стали разворачивать - места на полу не хватило, мешали скамьи. Шутка ли: размер холста 10 на 7 метров.

- Эта картина называется «Реквием Холокосту», - рассказывает Вагиз Адизянович Адельшин, 76-летний петербургский художник, татарин по национальности. - Слева оркестр заключенных. Их заставляли играть в то время, когда пытали и мучили других евреев. Потом всех музыкантов расстреляли. В центре картины - восстание в Варшавском гетто. На заднем плане - поезда, доставлявшие евреев в концлагеря.

Вагиз Адельшин готовил эту картину около 4 лет. А как закончил - начался кошмар.

- Души убитых евреев приходят ко мне во сне, протягивают руки, о чем-то просят, - содрогаясь, рассказывает художник. - Что они хотят? Может быть, какую-то молитву просят? Может, я должен что-то для них сделать? Я человек верующий, пошел к мулле. А он - посоветовал обратиться к раввину!

Так Вагиз Адизянович оказался в кабинете у раввина Цви Пинского. А потом и принес свою картину, чтобы показать ее в Синагоге.

Как вышло, что татарин, мусульманин, так проникся трагедией еврейского народа?

Все началось с рассказа польской дамы.

После перестройки Вагиз Адизянович - любитель путешествий и лингвистический самородок - колесил по всей Европе, подрабатывал портретами и копиями, быстро осваивал разговорные языки. История картины о Холокосте началась в Варшаве. Художник пришел к одной очень немолодой даме - писать ее портрет. На стене у той висела маленькая плакетка, на ней выемка, а внутри - рисованный углем колос пшеницы и надпись по-польски: «Дай нам, Б-же, хлеб насущный».

Художнику стало интересно, что за картинка такая. И услышал страшную историю.
История плакетки. Рассказ польской дамы

«Это было в войну. Кто-то постучал в дверь. Открываю - на пороге высокий, худой мужчина. Одежда на нем висела, как на вешалке.

- Пани! Дайте кипятку! У меня в гетто семья умирает.

Гетто находилось совсем рядом, на соседней улице.

Я предложила ему поесть. Он отказывался. Но я его усадила, накормила - он каждую крошку подбирал. Звали его Йозек, он был художник, ювелир. Я дала ему хлеба для семьи. И сказала, чтобы постарался выбраться ко мне и на следующей неделе - я шила мундиры для немцев, и мне должны были выдать продуктовую карточку. Он пришел и подарил мне плакетку - новенькую, блестящую. Я была изумлена, велела снова приходить. Но он не пришел. Вскоре я увидела его из окна трамвая, выскочила…

- Йозек, почему не пришел?

- Пани, мне неудобно брать у тебя хлеб. Мне больше нечего дать тебе взамен.

Я с трудом выспросила у него, где находится его барак. Через несколько дней раздобыла бутылку вина, сунула охране - пропустили. Я принесла Йозеку еды - но там уже не было ни его самого, ни его семьи. Мне рассказали, что все его родные умерли, а сам Йозек развел в ведре мел и на стене написал: «Leben und leben lassen» («Живи сам и давай жить другим - ред.»). За это его расстреляли. В память о Йозеке я берегу эту плакетку. Видать, уголь потом у него кончился, он больше не мог для меня ничего нарисовать, и ему было неловко брать у меня хлеб…»
Польские художники сказали: «Гениуш»

- Благородство Йозека меня потрясло, - рассказывает Вагиз Адизянович. - У него семья умирает, а ему неловко, видишь ты… Сначала я думал написать портрет этого Йозека. Потом побывал в еврейском музее. Видел фотографии. Мертвые дети на земле, столько трупов… Самое страшное - я смотрел на этих детей и ужасался: ведь это мои одногодки! Думал, с ума сойду. Потом я поехал по лагерям: Освенцим, Майданек. Общался с выжившими. Материалов накопил - одних набросков полмашины. Сделал сначала экскиз метр на метр. Но что передашь на таком маленьком холсте? Решил увеличить в 10 раз. Большую картину писать недешево: нужно арендовать мастерскую, покупать холсты, краски. До обеда я занимался халтурой - брался за любые заказы. А после обеда писал картину. Девять с половиной месяцев работал. Как закончил - пригласил польских художников. Они посмотрели и сказали: «Гениуш!».

А вот собственная родня, как признается Вагиз Адизянович, его порыв не оценила.

- Они меня упрекают: лучше бы ты себе на квартиру заработал! И вообще, где ты и где евреи? Я отвечаю им: мы все рождаемся одинаковыми! Истребление нации - разве можно относиться к этому равнодушно?

И то сказать: пример неравнодушия и героической помощи евреям Вагиз Адизянович видел в собственной семье.
Он не иуда, он татарин!

В годы войны дядя Вагиза Адизяновича с товарищами попал под Севастополем в плен. Среди них был горбоносый лейтенант-еврей. Немцы привели пленников в церковь. Переводчик сказал еврею: «А тебя, иуда, мы расстреляем!». И тут дядя неожиданно для себя выкрикнул: «Это не иуда, это татарин!». «А чем докажешь?» - поинтересовались немцы.

И тут дядя сделал то единственное, что в этой ситуации оставалось: снял штаны. И татарин, и «иуда» были обрезаны. Немцы поверили, лейтенант остался жив. Он дружил с дядей и приезжал к нему до самой смерти.
Да, так что же сказал раввин?

Мы начали наш рассказ с того, что Вагиз Адизянович оказался в Синагоге, в кабинете у раввина. Что же сказал ему рав Цви Пинский?

- В еврейской традиции есть несколько дат, когда читается молитва за умерших. Тогда же мы молимся и за души погибших в Холокост. Эти люди попали сразу в рай. Б-г принял их с распростертыми объятиями. Их души не страдают.           (Так ли это ?)

После этих слов Вагизу Адизяновичу стало легче. В любом случае, он ни о чем не жалеет:

- Я выполнил свой долг. Оставил память.

В целом, трагические сюжеты для художника совсем не свойственны. Все остальные его картины позитивные и жизнеутверждающие.

Анна Бродоцкая

сердце, красивый человек, Холокост, еврейская история

Previous post Next post
Up