За базар надо отвечать: агрессивное невежество требует отпора

Feb 15, 2016 14:55

"...агрессивное невежество опасно не только потому, что оно опирается на недостоверную информацию, а тем, что неумолимо приводит к моральной деградации."
Эти слова автора, директора московской школы, невероятно актуальны. Действительно, снимаешь перед ним шляпу. В статье не просто "педагогические разборки" или словами Ямбурга "дешевый базар", как может показаться при поверхностном прочтении. Здесь о повсеместном невежестве, которое, думаю, выросло из огрехов общего образования: незнания и нередко фальсификации истории, поверхностности воспитания моральных качеств молодых душ, прежде всего - неравнодушия, сердечности, личной ответственности. Поди скажи, что основное внимание в воспитании, а также и образовании, должно быть в развитии сердечного ума. Или умного сердца... Первая формулировка кажется отчетливее. И что образование - это не просто набор тех или иных знаний, которым и попугая можно обучить.
Вот и захлестывает агрессивное невежество общественное информационное пространство: всевозможные троллинги, смакование пикантных подробностей личной жизни известных лиц, гимн его величеству потреблению, бесконечные пустые или надуманные бренды - пипл схавает, и пр., пр., пр.

Здесь только последняя часть статьи: подробности о Я. Корчаке, которых не знала и которые, думаю, многим небезынтересны. Появилась статья на опубликованную в "Учительской газете" статьи некоего М. Изотова «Конкурс великих: кто следующий?»
Полностью статью можно прочесть по приведенной ссылке. Стоит, по-моему.
http://direktor.ru/article.htm?id=154

Ямбург Евгений Александрович

"...У подлинных мастеров не бывает взаимной зависти, они никогда не вступают в конкуренцию. Зато между ними бывают невероятные сближения. В чем лично я убедился в Варшаве, когда познакомился с профессором Александром Левиным. Он автор книги «Триптих педагогический: Корчак, Френе и Макаренко», переведенной на многие языки. (К слову сказать, Френе, также лишенный призового места на конкурсе, создал мощную открытую педагогическую систему.) Перед войной А. Левин работал под руководством Я. Корчака в доме сирот, а впоследствии реализовал его открытую воспитательную систему в детском доме на Урале, где находились интернированные польские дети, среди которых были дети расстрелянных вКатыни офицеров. Александр рассказал, что незадолго до начала войны он лежал в изоляторе с ангиной. К нему с горящими глазами в буквальном смысле слова ворвался Корчак и протянул книгу. «Ты должен ее немедленно прочитать, хотя она запрещена в Польше. Ее написал гениальный педагог». Это была «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко.
И Макаренко, и Корчак были невероятно мужественными людьми, творившими свою педагогику в реальных и подчас экстремальных обстоятельствах, которые им хватало трезвости оценить. О Макаренко мы до сих пор знаем не все. Невероятно стыдно, что его полное собрание сочинений издано только в Германии, где существует центр, изучающий его наследие. Еще меньше мы знаем о Я. Корчаке. Он совсем не напоминал дедушку- сказочника, не был абстрактным пацифистом. Офицер, военврач, прошедший три войны, начиная с русско-японской, оказавшись в гетто, он надевает форму майора польской армии и идет требовать еду для подопечных детей. На что рассчитывал? На соблюдение кодекса офицерской чести со стороны противника. Но немецкие офицеры первой и второй мировой войны - это разные офицеры. Корчака зверски избили.
Раньше других он осознал общую обреченность. Это видно из его последних чудом уцелевших дневников. В таких условиях он делал все от него зависящее, чтобы хоть как-то скрасить нечеловеческое существование своих питомцев. Пока хватало сил, организовал детский театр, где поставил с детьми пьесу Р. Тагора «Почта», затем почти отказали ноги. К последнему вагону его уже несли. Мог ли он спастись? Да! Но он сделал свой выбор, решив разделить свою судьбу с детьми, отказав тем, кто по тайным каналам был готов вывести его из гетто.
После всего, что мне известно, я с трудом сдерживался, когда читал:
«…не могу принять его педагогическую и гражданскую позицию. Он не сказал детям, которых гитлеровцы 6 августа 1942 года депортировали в лагерь смерти: «Ребята, нас всех гонят на убой, как скотов, давайте постараемся прорваться, в крайнем случае, умрем людьми». Не бросился первым на охрану, чтобы спасти своих детей. <…> Уверен, что кто-то прорвался бы и выжил. Нет, он взял своих воспитанников за руки и прямиком повел их в газовую камеру. То есть, по сути, организовал оккупантам беспроблемное решение их жуткой бесчеловечной бандитской задачи. Я не уверен, что это педагогический подвиг. Да, он умер вместе с детьми, но он не боролся за них. Настоящий педагог будет за детей драться».
Обезноженный старик во главе истощенных детей прорывается сквозь полицейский кордон!!! Без комментариев.
Такое мог написать только моральный урод! Этот омерзительный текст беспощадно обнажает один непреложный педагогический закон, который необходимо твердо усвоить всем педагогам без исключения: агрессивное невежество опасно не только потому, что оно опирается на недостоверную информацию, а тем, что неумолимо приводит к моральной деградации.
«Я никому не желаю зла. Я просто не знаю, как это делается», - писал Я. Корчак.
Увы, я до таких высот духа не дорос."

*М. Изотов «Конкурс великих: кто следующий?» «Учительская газета», № 04 от 26 января 2016 года

воспитание, тщеславие, невежество, мысли

Previous post Next post
Up