День Победы и "Река жизни"

May 09, 2010 19:11

Отец мой, дорогой человек, прошел войну, плен - не сломался, не ожесточился, сохранил редкую порядочность, цельность и скромность.
Cоль земли - вот кем являются подобные ему люди. И в День Победы с благодарностью и нежностью я вновь вспоминаю его нелегкую жизнь..
Рассказ о жизни отца написан старшим моим сыном, в бытность его молодым журналистом. И опубликован под на­званием «Линия жизни» в 1990 году, в еженедельнике «Семья».

Леонид Белага
РЕКА ЖИЗНИ

Старое фото. Дед гостит у родителей в Николаеве. Крестьянские натруженные руки, сосредоточенные лица. Вот бы узнать, каким был для них этот миг. Хо­чется верить - счастливым. Ведь и до, и после него причудливой, а порой и страшной бороздой пролег­ла у каждого из них линия жизни.

Жизнь человека подобна полноводной реке, теку­щей через время и различные обстоятельства. Тени предков охраняют ее истоки, извилистый путь русла следует причудам судьбы, а в устье, если сложи­лось, серебряными колокольчиками звенит радост­ный смех детей.

Рассказать чью-то жизнь - все равно, что пройти вдоль реки от самых истоков до устья, потрогать и обонять каждую травинку, выросшую на берегу, а потом, спустившись к воде, испробовать ее на вкус - какая она.
Если верить одной из семейных ле­генд, после окончательного раздела Польши мои предки, спасаясь от наводнивших страну разноязычных армий, двинулись на Восток и вскоре осели где-то близ границ Бессара­бии. Позднее, уже при императоре Николае I, произошла та необычная история, которая как бы положила начало нашему роду.
Николай I, самодержец Российский, прозванный в народе за свой крутой нрав Ни­колаем Палкиным, трудился над укреплением монаршей власти всерьез и неустанно. Конеч­но, лес рубят - щепки летят, поэтому расправу над декабристами, роспуск слухов о семейных делах камер-юнкера Александра Пушкина, безжалостные кантонистские наборы списать можно на естественную жестокость тех лет, но думаю, делать этого не стоит. Жестокость не есть дитя времени. Она, как и доброта, вечна. Жестокими люди становятся тогда, когда за­бывают, зачем живут, когда, испуганные влас­тью, не поднимают друг на друга глаз… Так было тогда, увы! Так не раз бывало и позже, к счастью, многие об этом помнят.

Кантонисты или, как их называли, солдатские дети были настоящими яны­чарами России. Набранные по деревням и местечкам бесштанные сопливые ребятиш­ки помещались в казармы и содержались в большой строгости, постигая единственную науку: царь - отец, деды - победы, жены - ружья заряжены и так далее. Немудрено, что кантонистские наборы у населения не пользовались популярностью. Впрочем, и рекрутчину тоже не особо жаловали. На Руси крестьяне всегда откупались, если мог­ли, а бывало, что молодые парни от солдат­чины на Дон уходили. Еще бы! 25 годков - отрезанный ломоть. Всей деревне праздник, если домой вернется живым и здоровым…
Моим же предкам отдавать ребёнка в солдаты было вдвойне тяжело. Им, глубоко и искренне верующим хасидам (одно из те­чений распространенного в прошлом веке на территории Восточной Европы ортодоксаль­ного иудаизма), требовалось безоговорочное соблюдение религиозных обрядов, соблюде­ние субботы, питание разрешенной кошерной пищей, строгое соблюдение многочисленных обрядов и предписаний, отход от которых счи­тался тягчайшим грехом. То был совершенно особый, веками передаваемый от отца к сыну образ жизни. А солдат, известное дело, чело­век казенный, к жизни отличной от службы совершенно не расположенный.

Впрочем, существовал в те времена очень гуманный, на мой взгляд, закон. Если был у родителей только один сын, в солдаты его не брали. И вот сосед моих пращуров, старый бездетный молдаванин, сунув нату­ральным образом уездному писарю взятку, переписал моего прапрадеда на свою фа­милию. Он стал Менахемом Белагой, единс­твенным сыном, и таким образом был спасен от солдатчины.

Оговориться надо сразу, что в семье сущест­вует и другая версия происхождения фамилии. Корни семьи уходят в глубь веков, к ис­токам еврейского народа. Она встречается в древних иудейских книгах меж имен перво­священников. Кто знает, что истинно?

Как бы там ни было, что бы ни скры­вала тьма веков, какие бы замысловатые ко­ленца ни выкидывало наше генеалогическое древо, прадед мой Борис Белага человеком был очень религиозным. На жизнь он зараба­тывал мелкой торговлей, но для семьи этого явно не хватало. Периодически он нанимался батрачить к зажиточным крестьянам. Жили они в селе Юзефполь тогдашней Одесской губернии. Жена его Сара была абсолютно неграмотна, но мудра, как пифия: весь дом держался на ней. Соседки постоянно забега­ли по текущим делам, вокруг крутились пя­теро сыновей, и все помещались в половине маленького глинобитного дома. Через стенку во второй половине жили родственники. Дед мой, Михаил Белага, любил вспоминать, как в непогоду, забравшись на теплую украинс­кую печку, ребятишки обеих семей перегова­ривались через слуховое окошко.
Со временем прадед поднакопил деньжат, открыл мелочную лавку и стал вы­водить детей в люди.
В 1911 году пятилетнего деда отда­ли учиться в хедер, религиозную еврейскую школу. После Октября он поступил во второй класс высшего 4-классного училища. Учился прилежно и числился среди лучших учеников. А власть на Украине постоянно менялась.
Гетманцы, петлюровцы, красные, де­никинцы… Сельчане то и дело подвергались грабежам и погромам и, в конце концов, се­мья перебралась к одному из старших сыно­вей в Одессу. Но в 1921 году город охватил голод. Пришлось возвращаться поближе к земле в родной Юзефполь. Там от новой власти прадед получил надел земли и занял­ся сельским хозяйством. Вскоре в деревне образовалось товарищество по совместной обработке земли, куда он и вступил.
Дед же мой, Михаил Белага, рабо­тал в колхозе с шестнадцати лет. И работал на совесть. Его даже, закрыв глаза на мо­лодость, выбирали депутатом сельсовета. А в 1927 году он добился от колхоза направ­ления на учебу в химико-фармацевтический институт своей любимой Одессы.

То была удивительная Одесса! Город Бабеля, Утёсова, Петрова, Ильфа и Паус­товского. Город, строки о котором и сейчас волнуют мое воображение: «В Одессе каж­дый юноша, пока он не женился, хочет быть юнгой на океанском судне».
Как сказано!
В той Одессе дед был как рыба в воде. Он учился, штудировал немецкий и спец-предметы, подрабатывал грузчиком в порту, пел статистом в Оперном театре, а вечера проводил в чудесной студенческой компа­нии. Он был красив и умен, пользовался вни­манием женского пола. Любил рассказывать о своей дружбе с дочкой тогда уже доста­точно известного, но не столь широко, как в наше время, авиаконструктора А. Н. Тупо­лева, о том, как ценила она их искренние от­ношения, не завязанные на имени ее отца.
По окончании учебы дед начал рабо­тать в лаборатории Винницкой горсанэпид-станции, а параллельно преподавать гигиену в мединституте. Заинтересовавшись медици­ной, решил выучиться и на врача. Там, среди юных медичек, он и встретил свою судьбу.

Бабушка, Леночка Гольденберг, пла­менный секретарь комсомольской организа­ции института, отличница, спортсменка, ак­тивистка. Красива была необычайно. Вокруг постоянно увивались друзья и поклонники, комсомольские активисты. Дед политики сторонился и от шумной компании держался в стороне. Но в 37-м году, когда одного за другим стали забирать бабушкиных друзей, красавица Леночка то ли от испуга, то ли по наитию стремительно вышла замуж за моего спокойного, мудрого и надежного деда.
К счастью, имени бабушки на допро­сах друзья не назвали… Она уцелела.
По окончании института, уже с долж­ности главного врача санэпидстанции, дед был призван в армию. Вот фото 39-го года. Он в полевой форме с майорскими шпалами. Сильный, красивый, серьезный. В то время советские войска выдвигались на защиту Западной Украины и Белоруссии. Тогда это называлось «освободительным походом».
Дед встретил войну на сборах в Киев­ском военном госпитале. Помню его рассказ о первой немецкой эскадрилье, бомбившей город… Услышав выступление Молотова, дед и еще несколько врачей, бывших вместе с ним на сборах, решили пробиваться к своим час­тям. По дороге чего он только не насмотрелся. Их несколько раз принимали за диверсантов, останавливали, проверяли документы. Потом дед видел и настоящих диверсантов, вылов­ленных нашими. Видел он и красноармейцев, этими диверсантами повешенных.

Свою часть, 397-й медсанбат 213-й стрелковой дивизии Юго-Западного фронта, он разыскал уже под Львовом. Первое воен­ное звание его было командир терапевти­ческого взвода. Раненых было очень много.
Самые разные люди, которых вдруг всколых­нула и подняла на кровавый гребень волна войны.
Среди самых первых раненых запом­нился один инженер-западник, который все торопил сестру заполнить его регистраци­онную карточку во время перевязки, как бы боясь умереть безымянным, и действительно умерший сразу после этого.
Медсанбату, отступавшему вместе с нашими войсками, часто с оружием в ру­ках приходилось пробивать себе дорогу. Был случай, когда на подножку санитарной маши­ны, в которой рядом с водителем сидел дед, вскочил разгоряченный немец и, наставив на водителя автомат, крикнул: «Ком-ком!»
Дед в упор выстрелил в него из пис­толета, и машина понеслась дальше.
Когда войска отступили за старую границу, дед понял, что война будет долгой и трудной. Ни о каких двух-трех месяцах, как тогда говорилось, не могло быть и речи. Фашисты же, опьяненные своими успехами, даже попав в плен, вели себя очень нагло. Дед вспоминал, как один нацист отказывался отвечать во время допроса, усиленно жевал, а потом плюнул в лицо офицеру и заорал, что он сейчас в маленьком плену, а скоро все рус­ские будут у Германии в плену большом.

В плен Михаил попал под Уманью с бойцами 6-ой армии. Будучи евреем, внача­ле он каждую минуту ждал конца, но немцы с расстрелами не спешили. Они спокойно, словно рабочий скот, гнали пленных куда-то на Запад. В одну из первых ночей несколь­ко сот человек, в том числе и деда, заперли в пустом колхозном сарае. После многих километров по обочинам пыльных проселоч­ных дорог всех мучила жажда, люди были ус­талы и подавлены. Один из офицеров не вы­держал и устроил истерику. Он кричал, что надо выдать всех жидов и комиссаров, иначе остальных тоже расстреляют. Дальше все произошло очень быстро. Какой-то младший командир, русский, казавшийся в полумраке на целую голову выше остальных, шагнул к паникёру и, схватив за горло, задушил.

Я пишу эти строки и вспоминаю «Судьбу человека». До чего похоже! Только у Шолохова предателя казнили во сне, тай­но, а тут все было сделано открыто, на гла­зах у всех.
Наутро фашистам самим пришлось отбирать жертвы. Предателей не нашлось…
Из строя вывели нескольких человек, показавшихся немцам подозрительными. Одним из них был небольшого росточка чер­нявый украинец. Осознав, что через минуту будет убит, несчастный, обрывая пуговицы, приспустил штаны, показывая оккупантам, что он христианин и не обрезан. Нацисты посме­ялись и расстреляли его вместе с остальными.
Михаил стал врачом в лагерном гос­питале. На 30-40 тысяч заключенных было 80 медработников, у которых не имелось ни перевязочных средств, ни медикаментов. Госпиталь был полон тифозных больных, и фашисты побаивались там появляться. Благодаря этому врачи чувствовали себя сравнительно свободно и, умудряясь все же некоторых бойцов спасать, организовали на­дежное прикрытие лагерного подполья.
Фельдшеры подделывали ключи от ящиков, где хранились бланки аусвайсов. Подделанные документы передавались ко­мандирам, наиболее крепким бойцам и мед­работникам, и тех под видом умерших выно­сили из лагеря. Некоторые с фальшивыми документами бежали из плена на железно­дорожной станции с погрузочных работ.
В бараке несколько человек знало, что дед еврей. Никто из них его не выдал, хотя, чтобы подписать человеку смертный приговор, даже малейшего намека было вполне достаточно. Одного из знавших дедо­ву тайну, здоровяка-украинца по имени Бо­рис, дед опасался больше всего. Опасался потому, что Борис сильнее других страдал от недоедания и мог «сломаться».
Однажды в бараке пропала тринадца­тая часть буханки хлеба - суточная норма на человека. Пленные устроили обыск и нашли этот ломтик у Бориса. Вора было решено ночью задушить. Дед вступился. Он сказал, что убить Бориса было бы справедливо, если бы он этот хлеб съел, а раз пайка нетронута, то пусть все считают, что это он, Михаил, свой хлеб Борису взял и подарил. Барак долго еще спорил, но в итоге решено было Бориса не убивать.

Вырваться из лагеря Михаилу удалось случайно. Вызволила его простая украинская женщина. Крестьянки, движимые жалостью и смутной надеждой разыскать своих родных, часто появлялись у колючей проволоки. Неко­торые на самом деле находили мужей и бра­тьев, а некоторые указывали на совершенно постороннего: «Це мий чоловик». И бывало, немцы верили и счастливчиков отпускали. Несколько месяцев дед прожил в доме своей спасительницы. При малейшей опасности он прятался в дворовой уборной и, случалось, подолгу сидел в выгребной яме. Он лечил всех селян, возможно, поэтому на него никто не «настучал». Повезло еще в том, что вбли­зи там стояла румынская часть, а румыны не зверствовали так, как немцы.

К своим дед вышел на участке 53-й армии, где заместителем командующего ар­мией был генерал-майор Зыков - человек необычайной храбрости. Вскоре после выхо­да деда из окружения машина Зыкова угоди­ла под бомбежку. Адъютант генерал-майора погиб, шоферу перебило ноги, а сам Зыков был контужен.
Добравшись до своего КП, генерал приказал принести себе водки и гнать в шею врачей. Командир медсанбата после того, как один, а затем и второй врач вернулись от Зы­кова ни с чем, послал к нему деда. Тот вошел в солдатской шинели (после плена, как в те годы было принято, его разжаловали в рядо­вые и лишили всех наград) и с санитарной сумкой через плечо. Генерал сидел за столом в расстегнутом трофейном кожухе, перед ним лежал ТТ и стоял початый штоф. Зыков с по­рога заявил, что «коновалов» ему не надо, все и так пройдет. Дед все же умудрился его осмотреть и поставил диагноз: контузия, больное сердце и крайнее переутомление. Толковый и смелый доктор Зыкову понравил­ся. Он оставил деда обедать, расспрашивал о лагере. Затем приказал до особого распоря­жения оставаться лично при нем.
На следующий день приехал началь­ник медслужбы армии и тихонько посове­товал Михаилу до тех пор, пока Зыков не поправится, из штаба не отлучаться. Покро­вительству его внушительной фигуры дед был обязан тем, что после гитлеровского ла­геря не угодил в сталинский.

Демобилизовавшись в звании капи­тана, Михаил вернулся на прежнюю работу. Однако жить семье было негде. Квартиру заняла городская прокуратура, судиться с которой в те времена было так же тяжело, как и нынче. Но дед был упорен. Он поехал в Киев, оттуда в Москву. Пробился в прием­ную прокурора СССР Руденко (того самого, что был главным обвинителем от Советского Союза на Нюрнбергском процессе) и попал­ся тому на глаза. Руденко выслушал деда и посоветовал возвращаться домой.
Вернулся Михаил вовремя. Как раз успел помочь работникам прокуратуры вы­носить из освобожденной ее части мебель.
Другой вопрос, что доброе и справед­ливое дедово сердце не могло равнодушно принять факт, что и семья довоенных сосе­дей тоже осталась без крова, а мужества и сил добиваться справедливости в борьбе с прокуратурой, в отличие от деда, у нее не было. Посоветовавшись со своей Леночкой, дед отдал бездомным половину своего жи­лья - две раздельные комнаты, ванную же переделал в крохотную общую кухоньку. Сам же с женой и двумя малыми детьми поселил­ся в оставшихся двух смежных комнатах.

Он еще долго жил и работал в Винни­це. Мне рассказывали, что в трудные после­военные годы, во время инспекционных по­ездок по сахарным заводам, Михаил не раз вышвыривал из машины подложенный туда «подарочный» мешок сахара. Как секретарь обкома стучал на него кулаком, требуя под­писать акт приемки очередного промышлен­ного объекта, а дед не сдавался и говорил, что с такими нарушениями санитарных норм приемку он не подпишет. И в Киев на ковер его вызывали, и главный врач не раз подпи­сывал акты приемки вместо своего строп­тивого завотдела. Партбилет не отнимали, т.к. был дед беспартийным. И совесть свою ценил много выше удобств. А ведь трех до­черей растил и жил куда как скромно. Такая у него была линия жизни..."

семья, мое, сын

Previous post Next post
Up