Делай, что должно - будет, как должно быть. Будь в порядке сам. Это главное.
Помните мудрую фразу на кольце царя Соломона?
"И это пройдет".
Вот и я о том же:)
נושא на русском - это "тема"
נושא: Дом, милый дом...
Евгений Сатановский, Москва
Дом у человека там, где он живет. По крайней мере, у большинства обычных людей. Поскольку есть, разумеется, некоторое, и даже довольно значительное число персонажей, на самом деле являющихся гражданами мира. То есть в каждом месте на планете, которое им по душе, у них есть квартира, вилла, бунгало, или, по крайней мере, номер в любимой гостинице, куда они перемещаются по мере наступления там наилучшего для пребывания времени года.
У автора таких знакомых пруд пруди. Но сам он консерватор и, вследствие значительного количества поездок, которые случались в его жизни, домосед. Вследствие чего постоянно живет в России. И не просто в России, а в Москве и ее окрестностях.
Помимо того, автор в развитие своих привычек, имеет один-единственный паспорт - как ни странно, тоже российский. До которого был советский. И не особенно по этому поводу скорбит. Изучать Ближний Восток, живя в Москве, при всех специфических особенностях региона, которым ему приходится заниматься, по глубокому убеждению автора имеет смысл исключительно с местным гражданством. Полезней для здоровья и сберегает массу нервов себе и окружающим. Что ни в коем случае не отменяет особого статуса для автора еврейского государства, оно же Государство Израиль, интерес к которому и спровоцировал в свое время его ближневосточное хобби.
Интерес этот, помимо исторического, культурного и цивилизационного, что для еврея понятно, носит практический характер. Верно уловив это, представители отечественного патриотического, исламистского и фашистского течений на протяжении долгих лет к автору приставали и продолжают приставать с криками о сионистском заговоре, деньгах «Моссада» и прочих доступных их пониманию материях.
На самом деле все гораздо проще. В Израиле живут многочисленные знакомые, друзья и родственники автора, включая ближайших. Когда помимо детей институтских друзей в ЦАХАЛе служат две родные племянницы и их мужья, а брат со своей женой и мама находятся в десятке километров от ливанской границы, ракетный потенциал «Хизбаллы» перестает иметь чисто теоретический характер. Что верно для значительной, если не большей части населения Российской Федерации.
Автору трудно представить, как он относился бы к Израилю - не к далекой мечте, как его себе представляли в 80-х отказники и прочие еврейские активисты времен советского подполья, к числу которых он принадлежал, а к настоящему, если бы не Большая Русская Алия. Говоря по чести, в еврейском государстве ему встречались и самые лучшие люди, которых только можно себе представить, и далеко не самые лучшие. А некоторые - это был просто позор еврейского народа. И далеко не всё приводило и приводит его в восторг, начиная с чиновников-пакидов всех уровней, до местных жуликов и просто мешугасов. Причем, фанатики всех многочисленных и часто взаимоисключающих идей одинаково прискорбно выглядят - вне зависимости от того, борются они за «мирный процесс», права среднего класса, за что-нибудь ортодоксальное или против мужского шовинизма. То есть живи в Израиле одни только Захава Гальон, Дов Ханин и Арье Дери...
Но, к счастью, для Эрец-Исраэль, там есть еще несколько миллионов человек. Точно так же, как к счастью для Мединат-Исраэль, там, помимо политических авантюристов и спекулянтов всех мастей, городских сумасшедших и провокаторов, жуликов и воров есть достаточное число просто нормальных людей. Пообразованней и не очень. Талантливых и так себе. Патриотов и прагматиков. Романтиков и «от сохи». Во всяком случае, на одну нормальную правительственную коалицию их хватило. Как раз сейчас эта коалиция страной и управляет.
Что страшно раздражает израильского президента Шимона Переса, который видит, что 90 лет ему уже исполнилось, а крутить Израилем, в соответствии с собственными идеями о том, как устроен этот мир, что ему удавалось добрую половину жизни, он больше не может. Потому что идеи были замечательные, благородные и правильные. Но не имели, не имеют и не будут иметь никакого отношения к действительности. Потому что глупые были идеи. Такими же и остались. И все практические шаги по проведению их в жизнь ничем, кроме кретинизма в особо крупных размерах, не являлись и явиться не могли. Но, как это в социалистическом мире всегда и было, если действительность не соответствует теории, тем хуже для действительности.
Поэтому немедленно после юбилея президента израильская пресса описала очередную интригу ветхого, как бабушкин диван, и такого же вечного мэтра, об изменении состава коалиции. Естественно, за счет включения в ее состав партии ШАС. По поводу чего интеллигентная израильская публика возопила что-то вроде «И ты, Брут?!», не понимая, что претензии не по делу и не к тому. Перес давным-давно уже не действует, исходя из логики национальных интересов Израиля. Точнее, национальные интересы для него полностью совпадают с его фантазиями. И не просто с фантазиями, а с немедленным их исполнением, вопреки реальности и целесообразности. Лишь бы он увидел, пока жив, палестинское государство! - сказал на своих торжествах речь и услышал обращенные лично к нему, Пересу, аплодисменты пикейных жилетов всего мира, начиная с Билла Клинтона. После чего, в точном соответствии с римской максимой - хоть потоп.
Правительство Израиля, которое подчиняет свою деятельность не реализации этого старческого маразма, а задаче выживания еврейского государства в условиях обострения окружающей военно-политической обстановки, для Переса - плохое правительство. Вот он его и пытается свалить. Изумленное «как же он, честный человек, может поддерживать не просто жуликов, но такихжуликов» тут неуместно. Может. И всегда мог. И не только он. Со времен Бен-Гуриона альянс левых с ультраортодоксами и традиционалистами самого низшего пошиба против правоцентристов был и остается осью политики, которую представляет Перес. Интересы страны для партийных чиновников его типа были и будут всего лишь приложением к их собственным интригам.
При Старике это еще как-то умерялось. Бури эпохи, память о Холокосте и аскетизм израильской элиты для тех, кто с восторгом встретил появление еврейского государства, позволяли смотреть на недостатки его отцов-основателей и творимые ими глупости сквозь пальцы. Вот только время идет, а глупости всё те же. Повторим - дом человека там, где он живет. Для автора - в Москве. Израильские проблемы решать израильтянам, и все советы извне тут не слишком уместны. Но если уж Израиль - это национальный очаг и общий дом всего еврейского народа, как часто говорил на публике тот же Перес, может, стоит сохранить для еврейского народа этот дом? В том числе, вопреки фантазиям дедушки-юбиляра? А то дедушка старый, ему всё равно…
Колумнист «МЗ» Евгений Сатановский - президент российского негосударственного Института Ближнего Востока