Как немецкие жены не позволили уничтожить своих еврейских мужей. 1943 год. Берлин.

Mar 08, 2013 12:53

Даже в самом сердце зла всегда есть проблески Света. Не будь этого, давно был бы растерзан Мир, пожран слепым беспощадным Хаосом. Подобное притягивает подобное: зло - зло, добро - добро. И не будь энергии добра изначально сильнее энергий зла - так Высшим Разумом устроен Мир!, тоже бы нам не поздоровилось...
Скажете - ерунда, все происходящее сегодня говорит, что добро слабо, неорганизовано, почти бессильно...
Люди проявляют такую агрессию, столько нетерпимости, ненависти, безжалостности! Так и не так. Просто зло, как правило, активно, добро же - нет. А оно должно проявлять себя, ставить преграды злу. Мы все заигрались, подменив глубинные чувства сердца иллюзорными блестками вещей и идей.
Пришла пора менять устои нашей жизни.
И прежде всего - женщинам. Да, женщинам, в которых самой Природой заложено чувство охранения детей, бережения семьи и дома, удержание равновесия и, следовательно, мира. В Новой Эпохе возвращает женщина утраченное ею в веках. Нет, не просто об эмансипации речь. Главное, помочь сбросить окутывающий общество дурман, вдохновлять теплом души и любовью сильную нашу половину, растить детей в духе и вере, сделать сердечным ум и умным сердце. Но и "подвиги" оставить, если требует того душа.

Сопротивление нацистам было возможно

07.03.2013
6-го марта 1943 года с успехом завершилась акция протеста берлинских «арийских» женщин, выступивших против депортации в лагеря смерти своих мужей-евреев. Отважный и самоотверженный поступок берлинских женщин служит опровержением мифа о том, что открытое сопротивление нацистскому режиму было безнадежным делом. История эта получила в историографии название «бунт на Розенштрассе».

Итак, представьте себе, что в начале 1943 года довольно многочисленная группа совершенно обычных немецких граждан (преимущественно гражданок) вышла на одну из центральных улиц Берлина, чтобы заявить свой протест против ареста евреев, которых собирались отправить в лагеря смерти. Эта история не выдумана. Она действительно произошла, хотя и оказалась единственной в своем роде в истории Третьего рейха.

Важно подчеркнуть, что в глазах этих «арийских» немецких женщин нацистский режим к 1943 году уже утратил какую бы то ни было легитимность, отмечает Натан Штольцфус, профессор новейшей истории Европы в Университете Флориды и автор посвященной событиям на Розенштрассе книги «Сопротивление сердец». Удивительно, однако, то, что они осмелились выразить свой протест публично. Несмотря на свой ненасильственный характер, протест увенчался успехом.

27 февраля 1943 года началась акция, известная как «Полное очищение территории Третьего рейха от евреев». В городах по всей Германии в этот день начались аресты еще остававшихся в стране евреев. В Берлине гестапо и СС арестовали в конце февраля около 2000 евреев, состоявших в смешанных браках с немками. Всех их свезли в здание бывшего еврейского дома престарелых на Розенштрассе.

Уже вечером 27 февраля перед зданием образовалась стихийная толпа, в основном состоявшая из жен и близких арестованных. Они начали требовать освобождения схваченных.

Вход в здание охраняли пять вооруженных эсесовцев. Одна из женщин пришла в сопровождении своего брата, офицера вермахта, находившегося в отпуске. «Если моего шурина не выпустят, я не вернусь на фронт», - заявил он охраннику.

«Когда моего мужа, Руди Гольцера, арестовали, - вспоминала впоследствии одна из участниц протеста, - я решила сама пойти на Розенштрассе. Я думала, что окажусь в полном одиночестве, но в итоге увидела, что вся эта узенькая улица запружена людьми. Преобладали там женщины, но встречались и мужчины».

Периодически эсесовцы, охранявшие здание, угрожали расстрелять толпу протестующих, которая нехотя рассасывалась по соседним переулкам, но затем снова собиралась к дому 2/4 по Розенштрассе. «Мы хотим, чтобы наши мужья вернулись домой», - скандировали женщины.

Один из эсесовцев сказал Руди Гольцеру: «Ваши родственники пришли сюда, чтобы вернуть вас домой. Вот что значит немецкая верность».

«Положение было отчаянное. Эсесовцы направили на нас пулеметы. “Если вы не разойдетесь, мы будем стрелять”, - кричали они. А мы кричали им: “Вы убийцы! Пулеметами вы нам рот не заткнете”. Внезапно произошло неожиданное. Эсесовский командир вышел из здания и отдал приказ убрать пулеметы. Толпа замерла в безмолвии, некоторые женщины плакали», - вспоминает еще одна участница тех событий, Шарлотта Исраэль.

В те же дни из других берлинских сборных лагерей, где никаких протестов не происходило, около семи тысяч человек были депортированы в Освенцим. Большинство же тех, кто оказался на Розенштрассе, были выпущены. Даже тех, кого успели депортировать в Освенцим, вернули домой.

Несмотря на значительную эмиграцию, к началу Второй мировой войны в Берлине проживало более 80 тыс. евреев. Берлин как место спасения привлекал многих евреев из других городов Германии. Здесь относительно легко можно было затеряться в городском муравейнике, скрыть свое еврейское происхождение. В то время как в маленьких городках после прихода гитлеровцев к власти травля евреев принимала немыслимые размеры, в Берлине евреи могли жить еще сравнительно свободно. Только с введением 19 сентября 1941 года обязательного отличительного знака для евреев - нашивки в виде шестиконечной звезды - положение резко изменилось. 23 октября 1941 года эмиграция евреев из Германии была окончательно запрещена.

В 1942 году начались депортации, и к моменту событий на Розенштрассе в Германии насчитывалось около 50 тыс. евреев, более половины из которых проживали в Берлине. Значительную часть из них составляли те, кто состоял в смешанных браках с «арийцами» - таких нацисты до поры до времени предпочитали не трогать. Однако в том случае, если арийский супруг расторгал брак или умирал, еврея в кратчайшие сроки депортировали.

Одной из причин того, что бунт на Розенштрассе увенчался успехом, считает Натан Штольцфус, было убеждение нацистских бонз в том, что в тылу (а тем более в столице) должна быть абсолютно спокойная обстановка, не должно возникать никаких поводов для народных волнений. Гитлер и Геринг были убеждены в том, что одной из причин поражения Германии в Первой мировой войны стала деморализация тыла и массовые протесты гражданского населения.

Кроме того, нацистские бонзы были деморализованы произошедшим всего за несколько недель до того сокрушительным поражением в Сталинградской битве. В таких условиях власти решили, что публичные демонстрации протеста будут восприняты наблюдателями как явное ослабление режима, тем более что об акции на Розенштрассе успела сообщить радиостанция BBC.

Германский историк Эккехард Клауса считает, что для нацистов чрезвычайно важно было сохранить хотя бы видимость поддержки населением рейха своего режима. Да, в Польше, СССР, на других оккупированных территориях нацисты могли не считаться с жертвами, но в самой Германии, а тем более в ее столице все обстояло несколько иначе. Почти 400 тысяч немцев были связаны с евреями тесными семейными узами. Гонения на евреев касались этих немцев непосредственно. Не считаться с мнением такой значительной части немецкого общества власти не могли. Было решено сначала добиться «окончательного решения еврейского вопроса» в оккупированной Европе, а потом вернуться к проблеме смешанных браков в «старом Рейхе». Это и дало женщинам на Розенштрассе возможность добиться успеха и спасти своих мужей. Однако для этого было нужно проявить немалое мужество и стойкость.

Нам, знающим о злодеяниях, совершенных нацистским режимом, кажется, что Гитлер держал всю Германию под абсолютным, тотальным контролем. На самом же деле любой, даже самый тоталитарный режим вынужден балансировать и идти на компромиссы, чтобы не лишиться поддержки масс. Отважные женщины с улицы Розенштрассе показали, что успешное сопротивление возможно даже в самых страшных условиях.

В память о событиях на Розенштрассе в 1995 году в одном из берлинских парков появился монумент работы скульптора Ингеборг Хунцингер.

Материал подготовил Николай Лебедев

женщины, история, сопротивление злу

Previous post Next post
Up