Пошло несколько недель после возвращения из Монголии. Самое время, чтобы зафиксировать для истории маршрут и впечатления от поездки. По факту провели в Монголии четверо суток, из-за режима работы границы не успели до 18:00 проскочить возвращаясь домой, и пришлось заночевать в монгольской семье, которая занимается предпринимательством в небольшом населенном пункте нескольких сот метрах от таможенной заставы.
Граница РФ со стороны поселка Ташанта.
День первый.
Подъехали к границе в районе часа дня, так как ночевали в Онгудае, пришлось выехать около 10 утра с одной остановкой-завтраком, традиционно, в селе Акташ. Российская таможня оказалось очень адекватная. Единственно, смутила сама процедура досмотра. В здании стоит рентген, через который сканируют вещи туристов, при этом путешественники сами определяют, какие вещи они ставят на ленту, а какие оставляют в машине. Уделили внимание к литературе, которая была в сумке и к топору, поинтересовавшись о его функциональном назначении, нас пустили на следующий чек-поинт - ставить печать в заграничные паспорта. Далее тривиальный досмотр машины в поисках интересный артефактов о которых можно было поговорить. Ими оказались - бейдж с проекта по робототехники (обсудили мировых лидеров в этой сфере), фальшфейеры, которые были аккуратно завернутые в пищевую пленку, а также кальян, который «могли бы подымить» с таможенником, если бы все участвующие в досмотре располагали временем.
Покинув российскую границу, буквально через 500 метров встретили дикую лисицу с шикарным хвостом, которая, проводив машину взглядом, умчалась вдаль.
Маршрут: Улгий-Ховд-Улаангом-Граница
Монгольская граница по факту оказалась формальной: пару печатей, ленивый досмотр и мы уже на территории суверенного государства. Первый местный, махая руками, предложил сделать автостраховку (стоимость месячной страховки - 1,5 тысячи рублей).
Выехав из пограничного поселка, по бездорожью, отправились в первый населенный пункт маршрута, минуя посёлок городского типа Цаган-Нур, где на перекрестке дежурил местный ДПСник одетый в черный кожаный костюм. Увидев российские номера и почесав карман, он взмахнул жезлом и указал на обочину. Подойдя к машине и увидев наличие страховки, одним глазом взглянув на права, на русско-монгольском сказал - «сто грамм водка!?». Я вынужден был отказаться от гостеприимного предложения, так как предстоял еще неизведанный маршрут до Улгия.
Вид на Улгий
В первую маршрутную точку, где планировали заночевать, мы прибыли в районе 18 часов местного времени (разница в один час). Задачи были - купить сим-карту, поменять деньги, определиться с ночлегом. С последним определились достаточно быстро, увидев надпись «Guest house». Монгольская семья с двумя жилыми домами на территории, один из которых, предлагался туристам. Знания английского, которым владела хозяйка дома, позволили нам сориентироваться на местности и формату проживания (500 рублей с человека с условным завтраком, который включал в себя яичницу, бутерброды и чай). Семья по монгольским меркам финансово успешная - две машины, большая территория, классический для русского человека жилой дом. После вопроса об обмене валюты, хозяйка предложила отвести нас до ближайшего обменника, по ходу показывая город и рассказывая, где вечером можно поужинать. По автомобилям есть два момента, которые сразу бросились в глаза: наличие большого количества гибридных машин и активное использования в машинах ковровых покрытий.
Обменник в Улгий
Городская среда
Наутро мы направились в город Ховд, через озеро вблизи Толбо. Первую остановку сделали на озере. Крупное озеро, которое наполнено рыбой. На берегу стоит несколько баз отдыха, которые логично, осенью уже безлюдные. Рыбачить можно, если прихватить с собой резиновую лодку, плавная береговая линия не позволят это делать это с берега.
Озеро вблизи Толбо
После озера нас ждала замечательная асфальтированная дорога, которая была свежепостроена и прерывалась насыпанными кучами земли, которые не позволяли проехать прямо, и приходилось объезжать по обочине. В один из таких объездов успешно посалили машину на два камня, пробив поддон двигателя. Потеряв около часа вытаскивая камни, мы вернулись на маршрут.
Новая асфальтированная дорога, которая должна связать Россию с Китаем.
Неприятная насыпь, которая повторяется каждые 700 метров
В Ховд приехали в районе 16 часов. Очень приятный город, основанный в 1931 году, является самой южной точкой нашего маршрута, расстояние до границы с Китаем около 100 км. На улице большое количество детей кочевников, как рассказали местные, это школьники, которые получают образование, проживая в интернатах. В городе попробовали местное крафтовое пиво. Поселились в гостинице советского типа, где буддист-директор немного понимал и разговаривал по-русски, в отличие от персонала, которые не знали простейшие слова из английского лексикона.
Городская инфракстуктура
Театральный дом
Мечеть
Улица
Школьник идущий кушать в кафе
Произведение искусства
Группа школьников, которые решили посетить театр
Местные фасады
Центр американской культуры
Институт коня и танца
На следующий день, нас ожидал 230 км переезд в северную часть Монголии по достаточно интересному рельефу, который напоминал смесь степи и пустыни. Выезжая из города, поехали мимо фермы, на которой ободранные шкуры баранов изнаночной стороной загорали на солнце. Первые 40 км - асфальтированная дорога, которая ведет к еще одному крупному озеру Хара-Ус-Нур, местная рекреационная жемчужина, отдых на которой можно сопровождать рыбалкой. Было очень грустно сворачивать с асфальта в степное бездорожье, где периодические встречались стада верблюдов и местные кочевники.
Верблюд местный 2 штука
Будущий ужин
Следующая ночь прошла в городе Улаангом, который переводится, как «красная долина» и основанном в 1686. Пограничный торговый город с населением более 20 тысяч человек и самый динамичный из всех городов, в которых удалось побывать. На территории находится большой буддистский комплекс, в который даже попали на чтение мантр.
Будда
Если говорить про монгольскую еду, то это то, ради чего стоит посетить эту страну. Мясо готовить монгольцы умеют. За время путешествия, чтобы мы не употребляли в пищу: баранина, в разных видах приготовления, говядина или конина, все было очень вкусно и вполне демократично по цене. Позабавило то, что чай подают в пивных стаканах (проверено в трех разных городах).
Очень вкусно
Чай
Последний день пребывания в Монголии включал в себя трип до границы с России в районе Ташанты (230 км), хотя был вариант въехать в Россию через Хандагайты (100 км) с выходом на Кызыл. Асфальтированная дорога ведет от города до местного аэропорта, и она платная 100 рублей за расстояние около 7 км. В Монголии все аэропорты внутренние за исключением столичного аэропорта Чингисхана, который связывает страну с другими частями Земли.
По факту последний переезд оказался самым красочным и экстремальным. Несколько перевалов, которые в свою очередь можно разделить на разные виды. Дороги, которые пролегают по устью высохших рек. Горные породы от зеленого до ярко-красного цвета. И конечно, же приколы от яндекс.навигатора, который убеждал в наличии дороги в совершенно нетронутых местах.
Знак в степи/пустини
Красные горы
В точку
Ориентир
Один из перевалов, степной вариант
Навигатор говорит хорошая дорога
Еще один перевал
Вечереет
По пути, в районе пяти часов вечера несколько раз форсировали речку, которая в это время подсохла, что позволило нам преодолеть её на паркетнике. Вблизи села Бух-Мурэн были сомнения о возможности преодоления маршрута, огромные камни, которые торчали из земли, обозначали значимость такого параметра, как дорожный просвет у автомобиля. В районе восьми вечера мы подъехали к границе, которая уже была на замке. В ближайшем кафе, за 250 рублей отведали 20 мант из бараны с чаем и направились на ночлег к местным предпринимателям, которые жили семьей, и все домашнее хозяйство было заточено на их бизнес.
Утро на границе, внутринний двор монгольских предпринимателей.
Утром, потеряв час на границе, въехали в РФ.