Oct 16, 2010 10:54
Учитель Ле-цзы спросил стража ворот Гуань-иня: - Говорят, что высший человек идёт под водой - и не захлёбывается; ступает по огню - и не обжигается; воспаряет над всем миром - и не пугается. Как этого добиться? - Этого добиваются не знаниями и ловкостью, а, сохраняя чистоту жизненной силы, - ответил Гуань-инь. - Присядь, я расскажу тебе. Всё, что обладает формой и образом, звучанием и цветом, - это вещи. Чем же отличаются друг от друга вещи, и чем они превосходят друг друга? Формой и цветом - только и всего! Ведь вещи рождаются в Бесформенном и возвращаются в Неизменное. Какие могут преграды тому, кто это постиг? Такой человек пребывает в Неисчерпаемом и хоронит себя в Беспредельном, странствует у конца и начала всех вещей. Он бережёт цельность своей природы, пестует свой дух и приводит к согласию свои жизненные силы, дабы быть заодно с творением всего сущего. Небесное в нём сберегается в целости, духовное в нём не терпит ущерба. Как же могут задеть его внешние вещи? Вот так же и пьяный, упавший с повозки, может удариться сильно, а до смерти не убьётся. Тело у него такое же, как у других, а ушибётся он по-особому - ведь дух его целостен. Он не знал, что едет в повозке, и не знал, что свалился с неё, мечты о жизни и страх смерти не гнездились в его груди, и вот он, столкнувшись с каким-либо предметом, не ведает страха. Если человек может стать таким целостным от вина, то насколько же целостнее может он стать благодаря Небу? Мудрый хоронит себя в небесном, и потому ничто не может ему повредить. Разве может что-то повредить Небу?