1
Пожалуй, самый волнительный для меня праздник в году - День Учителя!
В педагогику пришла по совету мамы своей подружки: «Самая лучшая профессия - воспитатель детского сада - в тепле, всегда сыта, детишки маленькие как правило послушные, родители ценят и уважают...»
Пришлось поступать в дошкольное педучилище (Челябинск) в ущерб профессии модельера верхней одежды, куда намеревалась.
2
3-й курс педучилища. 1967г.
3
Летняя педпрактика 1965г.
4
5
Моя первая группа. 1967г. Д/сад №237 г.Челябинск
6
Прогулка в парке ЧМЗ
7
Первый выпуск. 1969г. г. Челябинск
8
9
Уже Комсомольск-на Амуре. 1974г. Д/сад №103
Скажу честно, для меня самой трудной была работа воспитателем в детском саду Комсомольска-на-Амуре. Детский сад заводской (авиазавода им.Ю.А.Гагарина. По-моему, у завода их было шесть).
Заведующие от нечего делать выпендривались друг перед другом и придумывали всевозможные акции (месячниками их обзывали) : месячник физического воспитания: особое внимание закаливанию, удвоенные занятия (в ущерб другим по программе) занятия физкультурой, прогулки с обязательными подвижными играми на свежем воздухе и т.д.
На смену физическому воспитанию наступал месячник патриотического воспитания: завели переписку с детским садом г.Андижана (Узбекистан), посылали посылки с рисунками, свои поделки, писали письма с призывами дружить и любить друг друга (толерантность воспитывали), ну, и заучивание всяких патриотических стишков, чтение рассказов о любимой Родине, любимом городе, экскурсии к памятникам и мемориалам.
Самым интересным (для меня) был месячник эстетического воспитания, где мы углублённо (в рамках возрастных особенностей) изучали народно-прикладное творчество России и др. Республик СССР. Дети неплохо ориентировались в видах прикладного творчества, называли без запинки, чем отличается хохломская роспись от гжельской, вологодские кружевА от елецкого крУжева и т. д. Много рисовали, лепили, конструировали...
10
1984г. СШ№8
Как-то позвонила мне директор школы №8 г.Комсомольска-на-Амуре, Калишкина Мария Никитична, и предложила мне работу учителя ручного труда в начальной школе. (На тот момент уже три года как филфак окончила).
Надо сказать, что в те годы (середина восьмидесятых) все уроки в начальной школе вёл только один учитель (в том числе труд, пение, физкультуру, рисование).
Мария Никитична была ПЕРВЫМ директором в городе (а может и в Союзе), которая эти дисциплины передала специалистам, освободив от этой нагрузки учителей начальных классов. Ни для кого не секрет, что эти уроки (особенно труд, пение) заменялись основными предметами, чтоб подтянуть отстающих учеников по письму, математике, чтению.
Я согласилась при условии, что во-первых, мне разрешат работать по СВОЕЙ, авторской программе (а не по утверждённой министерством Просвещения, совершенно не дающей возможности давать и укреплять навыки ручного труда;
программе, расписанной поурочно на весь год вперёд, где так же были прописаны вопросы и предполагаемые ответы учеников. То есть, в отличие от детсадовских планов, здесь вообще ничего не надо было придумывать самой. Тупо проводи урок по написанному, утверждённому Министерством и...получай свои рубли).
Во-вторых, я попросила, чтоб мне выделили классную комнату обязательно с умывальником.
Мне предоставили самый «убитый» кабинет на первом этаже со стенами, поражёнными грибком и с прогнившим полом.
Месяц перед началом учебного года интересного творческого процесса в содружестве с преподавателями художественной школы (в которой учились мои сыновья), Копасовой Надеждой Владимировной и её мужем, Копасовым Владимиром Григорьевичем, и...получился такой кабинет ручного труда! Помогали «ваять» кабинет все друзья, сыновья, муж.
К сожалению, в те далёкие «голодные» времена не было фотоаппарата и, естественно, возможности фотографировать так, как сейчас. Потому постараюсь на словах передать, что из себя представлял кабинет.
Два цвета доминировали в нём - белый и малиновый. Белоснежные шторы с аркой посередине, окантованные лаконичным орнаментом в технике «роспись тканью по ткани».
11
Школьная «доска» малинового цвета в виде экрана, по обеим сторонам которого мобильные белые «ставни», на которых можно располагать наглядный материал как с одной, так и с другой стороны.
По тем временам потрясающее решение для максимального использования демонстрационной поверхности.
Над экраном - полоса из малинового ковролина, которую украшают ДЕТСКИЕ работы.
А над декоративной полосой с бабочками - тоже бумажная скульптура; по центру часы на «солнышке», петушок и сова.
На урок дети приходят с пустыми руками. К уроку всё готово и находится на столе.
Подставки для принадлежностей сделали из белых пластмассовых стаканов (скрепив их по центру). Ножницы, карандаши, кисточки, линейки, ластики никогда не убирались со стола. Каждым прибором пользовались 15 учеников (15 классов начальной школы; итого, 600 учеников за неделю получали навыки ручного труда в этом кабинете).
Цветочек посередине подставки - игольницы, сделанные детьми на уроке.
12
13
Справа от доски - световое табло с правилами техники безопасности (сделали его родители учеников).
14
Белые шкафы на задней стене (сделанные вручную) со стеклянными полками и дверцами, задники которых обиты ковролином малинового цвета. В этих шкафах помещаются образцы и детские работы (своего рода выставочный стенд).
Над шкафами (к сожалению, на фото не видно) белые планшеты , обтянутые ватманом , на которых последовательно из ватмана сделаны следующие фигуры - просто бумажный свиток - свиток с ножницами - цилиндрические детали «строящегося» замка - готовый зАмок с принцем и принцессой. Всё это показывает, как из простого листа белого ватмана можно построить красивый замок.
Боковая стена (та, что была съедена грибком) после обработки закрыта щитами с бледно-серыми разводами, на которых разбросаны белые ромашки и редкие разноцветные бабочки.
15
Краевой семинар директоров школ. 1985г.
16
17
18
При бешеной нагрузке ( 12 уроков в день) усталости не замечала.
Жила по принципу : «Скорей бы завтра и...снова на работу!» ;))
Всех моих бывших коллег с Днём Учителя!!!
Пусть Ваша работа приносит радость и удовлетворение!