Brassaï (Gyula Halasz, 1899-1984)

Nov 24, 2013 16:08

Оригинал взят у innalisa в Brassaï (Gyula Halasz, 1899-1984)
В мире фотоискусства венгр Дьюла Галас известен как выдающийся французский фотограф Брассаи. Знаменитым его сделал альбом "Ночной Париж" - результат десятилетней работы от заката до рассвета среди преступников и проституток, бомжей и гадалок, трансвеститов и циркачей, который был опубликован в 1933 году.





Настоящее имя Брассая - Дьюла Халас. Переезд в Париж  в возрасте 25 лет вынудил его поменять труднопроизносимое имя на псевдоним, который он придумал по названию родного городка (Брассай означает буквально «из Брассы»)



В начале 1920-х годов он учился изобразительному искусству в Берлине, а в 1924 перебрался в Париж, в то время несомненную Мекку авангардного искусства. Фотографией он начал заниматься почти случайно. С карьерой художника не очень получалось и, чтобы хоть как-то заработать, Брассай писал репортажи во французские, немецкие и венгерские газеты на любые темы - спортивные, сельскохозяйственные, о художественных выставках и о жизни парижской богемы. Ему потребовались иллюстрации, и по совету своего земляка Андре Кертеса Брассай взялся за камеру.



До Брассая парижские фотографы предпочитали работать днем или по крайней мере на рассвете, как Эжен Атже. Брассай первый стал снимать при свете фар автомобилей. Ему дорог любой источник света - газовый фонарь, тусклый свет бара.  Брассай придумал свои методы ночной съемки. Брассай любил снимать, когда в городе стоит туман. «Туман - это косметика города», - говорил фотограф.





Брассай создавал свой миф о Париже. Собственно его город имел мало общего с реальностью - злачная жизнь любого столичного города довольно малопривлекательна. Но Брассай был вечным романтиком, причем, хорошо знающим французскую литературу.



Вообще-то в жизни парижской проститутки 30-х годов не было ничего романтичного. Кроме клиентов-психопатов, парижская жрица любви боялась полиции, сутенеров-корсиканцев, болезней, женской тюрьмы Сен-Лаго. Но кто будет копаться в скучной изнанке жизни! Брассая интересует не глупая провинциалка, угодившая в сети парижских сутенеров, а независимая смелая поза девушки, наконец, соотношение света и тени.



Чтобы фотографировать в полумраке требовалось до 10 минут выдержки. Поэтому модели Брассая чаще всего позировали за деньги. Трудно представить, например, фотографа «случайно» снявшего зеркальное отражение парочки в постели. Фотография отражает эстетику эротической фотографии 30-х годов: слишком одетый мужчина (в брюках в постели) и несколько принужденная поза у женщины.



Его фотографии все чаще публикуют престижные французские издания, а вскоре и международные. Он становится известен в творческих кругах. Заводит дружбу с Пабло Пикассо, Сальвадором Дали, Генри Миллером.



Вскоре Брассай переключается на другие темы. Его друзья заказывают портреты и считают за честь позировать фотографу. Хотя Пабло Пикассо полагал, что Брассай зря занимается фотографией и бросил живопись: «Это все равно, что разрабатывать шахту с серебром, когда рядом есть золото», - считал художник. Но охотно позировал Брассаю, который, к тому же, снимал его работы.



Сальвадор Дали считал Брассая гениальным портретистом. Пригласил его в Испанию и на протяжении жизни снимался у него. В ранних портретах Дали нет ни грамма эксцентричности. Молодой человек исключительной красоты с выразительным взглядом.
Брассай умел выразить главное - передать харизматичность модели, создать запоминающийся портрет. Хочешь того или нет, но в памяти надолго останется, как выглядел Матисс или Джакометти.


Еще одно интересное увлечение Брассая - кошки. Фотографа также привлекали граффити, снимать которые он нередко отправлялся на другой конец города. Рисунки, которые он снимал, выглядят как послания внеземных цивилизаций. Эти работы находятся вне времени. Они были интересны и современникам, и нам. Он сумел снять проросшую картофелину, словно она пришелец из других миров. Обыкновенную птичку - как античное произведение искусства.


Действительно, фотографии Парижа стали символом творческой карьеры Брассая, хотя потом он снимал и другие объекты, занимался живописью и скульптурой, писал стихотворения и прозу, даже снимал видео. Пикассо называл Брассая прирожденным художником, Миттеран - тонким писателем, сам Брассай признавался, что фотография не была для него главным способом выражения. Он издал книги прозы «История Марии» (1949), «Слова, повисшие в воздухе» (1977), альбомы и мемуарные книги «Скульптуры Пикассо» (1948), «Праздник в Севилье» (1954), «Граффити Брассая» (1961), «Разговоры с Пикассо» (1964), «Неизвестный Париж 1930-х» (1976), «Генри Миллер» (1975), «Художники моей жизни» (1982), монографию о воздействии фотоискусства на творчество Пруста (1997).
Брассай ушел из жизни в 1984 году.


В 1974 году стал кавалером Ордена искусств и литературы, в 1976 году награждён Орденом Почётного легиона. В 1978 году получил в Париже Большую национальную премию по фотографии. В 2000 году в Центре Жоржа Помпиду состоялась ретроспективная выставка 450 работ мастера. В 2012, в Мультимедиа Арт Музее, Москва, проведена первая масштабная выставка легендарного фотографа, охватывающая все грани его творчества - «Ретроспектива»



Если объект съемки не притягивает вас, не вызывает у вас особых чувств, вы можете сделать прекрасную «картинку», но только не «фотографию».



«Я снимаю портрет, как если бы это была картофелина», - говорил он. «Никому не нужна психология… Когда я снимаю портрет, мне нравится фотографировать неподвижность лица, так чтобы каждого из нас отослать к его собственному одиночеству. Подвижность лица - всегда случайность. Я ищу то, что постоянно»









видео с фотографиями по ссылке

источники: 12, 3

Previous post Next post
Up