Выношу сюда текст про холодные ночевки, он совсем легкомысленный и написан был для альпклубовской газеты. Ну и ладно, пусть хоть что-то тут будет.
На самом деле ни одной настоящей холодной ночевки в моей карьере до сего дня не случилось. Поэтому начну с того, что увековечу в анналах Клуба правдивую, но чужую историю.
При погрузке на поезд в Нальчик одно из отделений промаркировало коробки с продуктами и снаряжением. Чтобы не путаться в логистике, на каждой коробке написали, что в ней лежит. При общей разгрузке на месте выяснилось, что для того, чтобы обнаружить свои вещи в общей куче, актуальнее было писать не про то, что лежит в коробках, а о том, кому принадлежит содержимое. После продолжительных розысков хозяина тары с надписью "ОВОЩИ" это название закрепилось за участниками отделения на весь срок сборов.
Ехали они в Уллу-тау. Там, в ущелье Адыр-Су, есть гора Тютю-баши. Для тех, кто не знает, это довольно протяженный массив с пятью вершинами, на который проложена масса маршрутов от 1Б до 6А к.тр. Недели полторы спустя ребята совершали траверс этого массива (3А). В хорошую погоду подготовленная группа проходит этот маршрут в среднем часов за 8. Погода была хорошая. Прогноз, правда, плохой.
В тот славный день я в составе другого отделения подошел на соседние ночевки. Едва мы успели сбросить рюкзаки, как стремительно налетевший шквал засыпал нас крупным градом. Дальше становилось только хуже. На следующее утро на ночевках "черные камни" все было покрыто слоем снега толщиной сантиметров 15-20. Когда стихал снегопад, мы лепили снеговика, точнее снежную бабу (имеется фото) и ждали новостей от "ОВОЩЕЙ" (и отмашки от начспаса).
Отмашки мы так и не дождались, но - правда - были готовы бежать наверх, потому что у ребят всё было примерно похоже на то, что представляет себе при слове «альпинизм» юноша, только что посмотревший фильм «Вертикаль». То есть героически.
Всю ночь они просидели на гребне, в пурге, при нулевой видимости, а утром, продолжая движение по маршруту, подошли к ключу. Ключ представляет собой 8-ми метровую стенку, сложную ровно настолько, насколько может быть сложен ключ на кавказской тройке выше 4500 м т.е., наверное 5-й скалолазной категории, не выше. Пять лет спустя я могу напутать, но кажется три связи подряд лидер "ОВОЩЕЙ" пытался в различных альпинистских техниках взобраться на эту стеночку, которую в хорошую погоду, вероятно, совсем бы не заметил.
Когда мы поздравляли ребят со спуском, они попросили овощами их больше не звать. Теперь они стали "МОРОЖЕННЫЕ ОВОЩИ".
Итак, что же такое настоящая холодная ночевка?
1. Ночевка не должна быть запланирована по графику восхождения.
2. Вам должно быть холодно, даже очень холодно.
3. У вас не должно быть ничего, что могло бы сколько-то облегчить вашу участь. Совершенно точно, у вас не должно быть палатки и горелки - иначе не тру. Вообще, чистый стиль предполагает, что чем меньше, тем лучше. В клубе имеет хождение (правдивая) история о том, как один участник в преддверие Холодной выбросил в пропасть свой жумар.
4. Чтобы усилить эффект, желательны различные отягчающие обстоятельства, кому на что хватит фантазии. Например, ночевка в висе, на скайхуке, в грозу, под водопадом.
Всякий раз, когда я был близок к такому стечению обстоятельств, какое-нибудь условие всегда оставалось невыполненным. Первым своим приближением к идеалу я обязан тому же самому траверсу Тютю-баши. Как я уже упоминал, подготовленная группа совершает траверс в среднем за 8 часов. Но подготовленной группой наше отделение назвать было нельзя, поэтому ночевать нам пришлось между третьей и четвертой по ходу вершинами массива. Мне было очень холодно. Есть и пить было нечего. Однако градус нашего героического преодоления был сбит Александром Анатольевичем Киселевым, нашим инструктором, которому график восхождения с самого начала виделся не таким стремительным, как нам самим. В критический момент оказалось, что у нас есть палатка. Но это не всё, что опыт позволил ему предвидеть. В ту ночь, около двух часов, на перемычке между Главной и Центральной вершинами Тютю, он подарил мне чистые сухие тёплые носки. Такое не забывается.
С небольшими вариациями та же история повторилась при восхождении на Адыр-Су. Впрочем мой опыт холодных ночевок на этой вершине не богат по сравнению с другими членами клуба. Кое-кто из нас ночевал на ней трижды. Подряд, при каждой попытке восхождения.
Постепенно, накопленный альпинистский опыт позволил мне больше приблизиться к идеалу холодной ночевки. Если первый раз случился у меня на «тройке» и был не совсем полноценным из-за наличия палатки, то на «пятерках» мне удалось большее. Правда, и в этих случаях всех условий соблюсти не удалось, но..
В Аксу, на «разминочной» пятерке на вершину Домашняя (тот самый маршрут, про который гораздо смешнее меня написал Владимир Стеценко
http://mountain.ru/people/VladimirStecenko/2004/rasskazy/), нам удалось переночевать без всяких дополнительных удобств. Кроме того, прямо перед тем, как заночевать, я спустил крупный камень на каску Ане Ивановой, что изрядно добавляло моменту остроты (подробнее об этом я уже писал в 2011 году). Ну и еще в ту ночь, как говорят, в районе случилось несильное землетрясение. Но - вот незадача - в Азии теплее, чем на Кавказе, поэтому землетрясение я проспал.
В другой раз идеала не позволило достигнуть наличие горелки. Нам даже удалось один раз попить чаю. Перед этим мы в сгущающихся сумерках, сдобренных лёгким снежком, вылезли, как мы считали, под предвершинный бастион. Памятуя о том, что у нас есть горелка, а потому рассказы про холодную всё равно не будут по-настоящему впечатляющими, я предпринимал отчаянные попытки ее избежать. Только поняв, что видимость снизилась до пяти метров я смирился с неизбежным.
Обошлось без травм и катаклизмов, но холодно было вполне потрясающе. Кстати, это был маршрут Рыжикова на 2-ю Западную вершину Тютю-баши.
Всего я сходил на вершины этого массива 5 разных маршрутов. В 60%-х случаев не обошлось без холодной ночёвки или её эквивалентов. Например, однажды мы не заночевали, зато всю ночь провели на бодрящих дюльферах.
Статистика неумолима. Отправляясь на восхождение, палатку можете забыть, но, право, возьмите теплые носки. Две пары. Поверьте, она не забудет.