Теория демократии

Jul 11, 2011 05:16

  Наша Вселенная живет по принципу «кто сильный, тот и прав» и это неоспоримый основополагающий принцип взаимоотношений. Ну, не в том смысле прав, что имеет право, ибо право вещь условная, т.е., зависит от того, как условились, а в том смысле, что может поступать так, как он считает правильным. Или просто как ему хочется. Если его желания лежат в моральных рамках, то и на здоровье. А если не лежат, то у окружающих проблемы, прямо пропорциональные разнице в силе. В этом случае, в личных интересах окружающих эту разницу в силе устранить. Каким образом? Очень просто:

            Плохо человеку,
                               когда он один.
            Горе одному,
                              один не воин -
            каждый дюжий
                          ему господин,
            и даже слабые,
                          если двое.
            А если
                       в партию
                               сгрудились малые -
            сдайся, враг,
                       замри
                              и ляг!

То есть тем, кто слабее или тем, кто не хочет тратить всю свою жизнь на войну «всех против всех», нужно просто объединиться и действовать сообща. Принцип, «кто сильный, тот и прав», разумеется, сохранится, здесь просто применяется тактический прием, когда один человек использует силу нескольких в своих интересах. Какой такой человек? Да любой из тех, которые объединились. Просто у них интересы общие, вот так и получается.
  Что же необходимо для того, чтобы несколько человек объединились для достижения какой-либо общей цели (назовем ее Главной Целью)? Это тоже довольно очевидно. Для этого им нужно договориться между собой и далее придерживаться договора. Какими же качествами эти люди должны обладать для успеха такого мероприятия? Рассмотрим процесс поэтапно.

1. Осознание необходимости объединения. То есть, для начала, надо сообразить, что вместе веселей. Что для этого нужно? Всего лишь обыкновенный здравый смысл.
  2. Поиск сторонников, ведение переговоров. Этот этап уже сложнее. Здесь нужно решиться на мероприятие вообще и на конкретные действия в частности. Определить вероятный круг сторонников, завязать с ними разговор, добиться некоторого доверия к себе, сообразного с масштабом предстоящего мероприятия, получить положительный отклик на предложение о создании союза, в случае неудачи не потерять оптимизм и попробовать с другими людьми. Здесь нужны смелость, здравый смысл, умение вести переговоры, терпение.
  3. Обсуждение тактики, условий и принятие договора. Не менее трудный этап. Нужно продумать порядок действий по достижению Главной Цели и распределить роли. Человеку свойственно преувеличивать свой вклад в общее дело, это затрудняет переговоры, особенно если роли по характеру действия трудно сопоставимы. Возможны некоторые споры, нужно отстаивать свою точку зрения и понимать точку зрения оппонента. Здесь помогут совесть, смелость, здравый смысл.
  4. Выполнение условий договора. Это пункт уже непосредственно ведет к Главной Цели. В любом договоре есть раздел «обязанности сторон». А соблюдение обязанностей часто влечет за собой неудовольствие. Договор будет иметь успех лишь тогда, когда каждый из его участников найдет в себе силы переступить через это неудовольствие и свою обязанность выполнить. А можно ли совесть заменить страхом перед остальными участниками договора, которые накажут предателя? Можно, но в очень ограниченных пределах. Во-первых, страх плохо сочетается со смелостью, для того, чтобы от страха был положительный для союза эффект, нужно бояться своих больше чем чужих. Если все будут бояться всех, союз долго не протянет, люди начнут под благовидными предлогами выходить из него. Тому в истории мы тьму примеров слышим. Во-вторых, и это главное, договор был затеян с целью концентрации усилий против внешнего противника. А здесь их придется тратить на выявление и наказание предателей. Следовательно, не за страх, а за совесть, и только так. Необходимые качества - совесть, смелость, здравый смысл. Ну и, конечно, некоторый набор навыков для исполнения полученной роли.
  А где же сила? Ведь задачей объединения является обретение силы, а уже посредством этой силы достигается Главная Цель. Здесь могут быть несколько вариантов, в зависимости от того, какими навыками обладают члены союза. Конечную искомую силу можно сложить из сил участников (всех или нескольких, если остальные будут чем-то компенсировать свое неучастие в предоставлении силы), можно эту силу приобрести на стороне, на основании взаимовыгодного обмена. Естественно, итоговой силы должно быть достаточно для достижения целей участников договора, иначе не стоило и огород городить. Хотя, огород, пожалуй, стоит попробовать огородить в любом случае, ведь до того как сила применена, о ее величине и достаточности нельзя судить уверенно, но это уже совсем другая тема для дискуссии.
  Что же получается в итоге? Качества, необходимые для совместных действий есть совесть, смелость и здравый смысл. Плюс немного терпения, искусства дипломатии и умения что-то делать своими руками (или головой).
  Вспомним теперь, на основе чего строится и поддерживается мораль. Совесть, смелость, здравый смысл. А также некоторая сила.
  Перечни практически идентичны. Две прямые, параллельные третьей, параллельны друг другу. Люди, желающие объединиться, должны действовать на основе моральных принципов. Они заключают между собой договор - регламент справедливого обмена удовольствием и/или неудовольствием в процессе ряда мероприятий, конечной целью (Главной Целью) которых является получение всеми участниками некоего значительного удовольствия, которое они не могли бы получить, действуя поодиночке. Так называемый синергетический эффект. Справедливость есть нижняя граница морали. Естественно, Главная Цель будет достигнута еще быстрее, если участники договора смогут подняться над справедливостью и приблизиться к золотому правилу во взаимоотношениях. Тогда каждый будет вкладывать более полно свои усилия на общее благо.
  Чем больше будет отклонение от моральных принципов, тем менее эффективным будет союз. Сила в правде, для любого объединения это справедливо в первую очередь.
  Некоторое замечание по поводу здравого смысла. Он играет особую роль, именно с него начинается действие, именно он дает исходный материал для работы совести, далее он дает решения, которые нужно воплотить, после чего включается смелость, а кроме того, здравый смысл подсказывает наиболее выгодные пути воплощения решений. Однако, человеку свойственно ошибаться. Неправильная оценка чужого удовольствия или неудовольствия ведет к неадекватному срабатыванию совести и нарушению морали. Чтобы избежать наиболее распространенных ошибок, была придумана нравственность - свод правил поведения. Большинство ситуаций были обдуманы заранее, местами классифицированы, и для них были разработаны алгоритмы или общие принципы моральных - по мнению разработчиков - решений, которые и стали теми самыми нравственными правилами. Некоторые из этих правил могут быть и частью упомянутого договора об объединении. Лучше всего правила нравственности усваиваются человеком, когда они жестко прививаются с детства и поддерживаются всеми окружающими. Совесть будет уже настроена именно на соблюдение этих правил, а страх потерять лицо перед окружающими поможет справиться со страхом перед внешними обстоятельствами, которые по велению совести нужно будет преодолеть. Это страх особого рода, это не страх перед товарищами, а страх ударить в грязь лицом перед ними, страх, переходящий в совесть. Конечно, правила нравственности не всегда могут заменить здравый смысл, но, если они хорошо продуманы, то в подавляющем большинстве случаев работают достаточно эффективно.
  Итак, что же получается в результате объединения? Сообщество друзей, максимально эффективно использующее численное преимущество. Тем более сильное, чем оно более многочисленное, и тем более эффективно использующее количество, чем более развиты у его членов совесть, смелость и здравый смысл (возможно с частично заменяющей его нравственностью).
  Позвольте, скажет внимательный читатель, но ведь и преступники могут объединяться. Их ведь нельзя назвать моральными.
  Я скажу честно, я не знаю, как именно это происходит у преступников. Однако очевидно, что члены преступного сообщества будут просто вынуждены строить свои внутренние отношения на моральных принципах (как минимум, на уровне справедливости), иначе остается только страх, а это ненадежно. Пусть не под влиянием совести, но по соображениям здравого смысла, ведь каждый член банды выполняет какую-то функцию, важную для всех остальных, иначе он не нужен.
  Но преступное сообщество - паразит, оно не может быть самодостаточным по определению. Оно может существовать только как один из членов более крупного сообщества (т.е. чтобы грабить, нужно, как минимум, чтобы было кого). Преступное сообщество - это тот сильный неприятель, стратегию борьбы с которым мы рассматривали выше. Победить крупное и сильное преступное сообщество может только еще более крупное и/или сильное сообщество, следовательно, принцип необходимости объединения и здесь работает в полной мере. Самое же крупное сообщество может быть только самодостаточным, следовательно, если оно сможет объединиться для достижения какой-либо цели, то только на основе моральных принципов.
  Чем более морально сообщество, тем более оно благополучно. Под благополучием я понимаю здесь то, что каждый член этого сообщества получает максимальное из возможных для него справедливых удовольствий, какое только может дать текущий уровень прогресса.
  Качества, необходимые для жизни на основе морали - совесть, смелость, здравый смысл (или частично замещающая его нравственность) в различных сообществах нашей планеты присутствуют в разной мере. Предположим, что эти качества можно выразить количественными величинами. Реально это делать не обязательно, важно понять идею. Далее вычислим средний показатель для некоторого сообщества, например, для населения какой-либо страны, т.е. просуммируем упомянутые качества по всем членам сообщества, а затем поделим на количество человек. В ряде стран упомянутый средний показатель превысил определенный порог, и это привело к появлению того, что сегодня известно как «западная демократия». Несколько из них есть, впрочем, и на Востоке, а одна даже на Ближнем.
  Демократия - это власть большинства. Но не всякая власть большинства ведет к процветанию страны и получению каждым из ее граждан максимально возможного справедливого удовольствия. Особенно, учитывая, что не все граждане в большинстве. Здесь все зависит от того, что представляют собой эти люди, которых больше. Тем большее удовольствие получает каждый гражданин в стране, чем более морально общество, чем более высок у его среднего члена уровень тройки: совесть, смелость, здравый смысл (с допустимой частичной заменой на нравственность). Это главное. А всеобщие выборы, разделение властей, свобода слова, права человека - это уже технические детали и неизбежные следствия.
  А как прийти к такой демократии? Придерживаться моральных принципов и объединяться со сторонниками. 
  Далее несколько дилетантских оценок.
  О демократической стране на Ближнем Востоке. Во всех, даже в самых развитых демократических странах временами наблюдаются серьезные проблемы со здравым смыслом. Однако, вопросы справедливого дележа удовольствия преимущественно успешно решаются. На помощь, как уже говорилось, приходят именно нравственные нормы. Люди часто не понимают, почему так поступать правильно, они просто делают это. По привычке. Основа же нравственных норм западных демократий - религия, а именно, христианство. Основой же христианства был иудаизм. Нравственные нормы, разработанные несколько тысяч лет назад в Древней Иудее по сей день продолжают служить основой прогресса общественной мысли, государственного устройства и, как следствие, прогресса вообще.
  Что касается нашей страны, то здесь ситуация очень тяжелая. Есть люди с совестью, но без смелости, есть люди смелые, но бессовестные, а вот уже скоро как 100 лет совершенно беспрецедентной по размаху лжи везде и обо всем нанесли чудовищный удар по здравомыслию среднего человека. Нравственность за последние 100 лет была разрушена несколько раз: первый раз с переходом к атеизму и крушением всех старых идеалов, затем до начала войны существовала безумная нравственность «Мировой Революции», которая практически не коррелировала ни с моральными принципами, ни со здравым смыслом, она закончилась с разгромом кадровой Красной Армии в 1941 году, во время войны стала появляться новая нравственность «социализма с человеческим лицом», она были уничтожена уже с крушением социализма. Это, конечно, очень грубая схема, но для качественной оценки ситуации, на мой взгляд, достаточная.
  Если мораль не будет восстановлена, нашей стране не поможет ни демократизация, ни либерализация, ни модернизация, ни капитализм - из имеющихся деталей соберется только пулемет, да и то, неизвестно еще, сможет ли он стрелять.
 

теория демократии

Previous post Next post
Up