Откат и деградация. Точки роста

Mar 12, 2014 00:26

Оригинал взят у podoprigora74 в Откат и деградация. Точки роста
          Продолжаем обсуждать Стратегию развития Челябинской области на период до 2020 г. Сегодня - очередная статья Якова ГУРЕВИЧА с  критической оценкой социально-экономического положения региона.

*  *  *
             За постсоветский период Челябинская область оставила ведущие позиции в стране по уровню экономического развития, скатившись с 4 места в России в конец второго десятка. По показателям на душу населения регион занимает сейчас места в основном в шестом десятке.

Такое положение объясняется ускоренной деградацией промышленности, которая всегда была основой экономики Челябинской области.
             Уровень промышленного производства в 2013 году в Челябинской области составил 75,7% к уровню 1992 года, подобное падение региона конкурирует лишь с Ивановской областью и Чеченской республикой.

Россия
96,5

Челябинская область
75,7

Свердловская область
118,0

Башкортостан
 138,9

Причем отставание продолжает нарастать.

Индекс промышленного производства

2013г.
в % к
2012г.1)
В том числе по видам экономической деятельности

добыча полезных ископаемых
обрабатывающие производства
производство
 и распределение электроэнергии, газа и воды

Российская Федерация
100,3
101,2
100,1
98,2

Уральский федеральный округ
100,7
100,3
102,3
96,8

Курганская область
102,5
108,0
102,6
100,1

Свердловская область
100,1
103,0
100,6
93,1

Тюменская область
101,1
100,2
109,7
100,3

в том числе:
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра
99,2
99,1
100,0
100,1

Ямало-Ненецкий авт.округ
105,6
104,0
109,4
121,6

Тюменская область без авт.округов
116,8
127,5
116,7
94,2

Челябинская область    
99,8
99,2
100,4
91,7

1) По видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство
и распределение электроэнергии, газа и воды".

Основная отрасль Челябинской области - тяжелое машиностроение, фактически ликвидирована. Только металлургия сохраняет свою значимость, в значительной степени модернизирована, однако фактически лишилась спроса со стороны металлоемкого машиностроения.
         В такой ситуации другие отрасли не в состоянии перекрывать промышленное падение.
           Строительство в первую очередь обслуживает промышленные инвестиции, которые сократились в связи с падением промышленности. Жилищное строительство, несмотря на периодические всплески, за постсоветский период обеспечило лишь 60% к среднегодовому уровню предыдущих 20 лет.

Сельское хозяйство в условиях неустойчивого земледелия не обеспечило какого-либо значительного развития. Животноводство и птицеводство, получившие в последние несколько лет крупные инвестиции, не обеспечены кормами, что создает крайне высокие риски.

Инфраструктура региона деградирует. Расходы на обслуживание автодорог в последние 10 лет ни разу не превышали 10% от норматива. На железной дороге эксплуатируются сооружения, построенные еще в 19 веке, из-за недофинансирования существуют ограничения скоростного режима и провозной способности, значительное количество аварийных ситуаций.

На сегодняшний день основные транспортные маршруты, все международные транспортные коридоры обходят Челябинскую область: коридоры Восток-Запад проходят через Свердловскую область и Казахстан, Север-Юг идет  западнее Урала. Это приводит к существенному росту транспортной составляющей в экономике, невозможности интеграции в мировую экономику  и оттоку инвестиций в районы коридоров.
          Здесь есть образец - Казахстан, снизивший транспортную составляющую в экономике более, чем на 10% и подготовивший инфраструктуру международных транспортных коридоров. В то же время бездействие правительства Челябинской области привело к исключению из «Стратегии РЖД до 2030» международного транспортного коридора через Карталы и модернизации направления Челябинск-Магнитогорск.

Отставание в большинстве социально-экономических показателей от среднероссийских и от показателей регионов-соседей ухудшает позиции области в борьбе за человеческий капитал. Фактически, Челябинская область оказалась в окружении более эффективных, более привлекательных для людей и инвестиций территорий.

основные показатели
характеризующие уровень жизни населения
в 2013 году в расчете на душу населения; в среднем за месяц; рублей

Денежные
доходы

Потребительские
расходы

Российская Федерация

25511,7

18840,5

Уральский федеральный округ

28674,8

21005,2

Курганская область

17283,0

11815,6

Свердловская область

30704,2

24635,2

Тюменская область

36189,5

24164,1

в том числе:
  Ханты-Мансийский авт.округ - Югра

39304,5

24638,2

Ямало-Ненецкий авт.округ

55800,3

26864,5

Тюменская область без авт.округов

24958,0

22565,9

Челябинская область

21487,6

15663,6

В сложившейся ситуации отставания, падения и ограниченных ресурсов возможности для догоняющего и опережающего развития крайне ограничены.

Влияние области на основную отрасль экономики - металлургию - крайне ограничено. Необходимо совместно с металлургами рассмотреть все возможности по созданию спроса на продукцию металлургии в области (металлоемкое машиностроение, инфраструктурное строительство) и возможности для создания машиностроения для нужд металлургии (это, видимо, невозможно без иностранных партнеров).

В остальных отраслях промышленности существуют отдельные точки инноваций и роста. Все областные инвестиции на поддержку бизнеса должны направляться в эти точки как с целью развития эффективного бизнеса, как в зачатки новых кластеров. Необходимо проводить работу по выявлению подобных точек и оценки их с точки зрения перспектив области в целом.

Инвестиции в сельское хозяйство целесообразны для возможности достижения устойчивого производства продукции растениеводства. Только в случае достижения подобного результата возможны инвестиции в другие отрасли.

Серьезные перспективы имеются в инфраструктуре и логистике. Прямая железная дорога между Челябинском и Магнитогорском не только существенно снизит прямые транспортные издержки (только для ММК не менее, чем на 2 миллиарда рублей), но и может обеспечить новые возможности для территорий Челябинской области. Кроме того, эта дорога является ключом к интеграции Челябинской области в систему международных транспортных коридоров и выходу на новые рынки.

Челябинская обл.

Previous post Next post
Up