Как выжить в психической атаке

Sep 11, 2015 18:20

Психологическое давление, или же и вовсе откровенное хамство - увы, в нашем обществе подобное поведение незнакомых или близких людей хорошо знакомо каждому из нас и воспринимается чуть ли не как норма. Где мы только с ним ни сталкиваемся! В транспорте, на работе, больнее всего - дома.




В подобных ситуациях очень важно уметь сохранять трезвую голову, не поддаваясь первому импульсу ответить тем же: сперва выйти из себя, а потом долго расстраиваться, что повел себя «неидеально». И «за что меня ненавидят?». Тут главное - научиться отделять зерна от плевел и чьи-то срывы раздражения на вас - от реально существующих черт характера, которые создают трудности в общении с окружающими.

Но, разумеется, такой анализ нужно делать не во время психической атаки (иначе вас просто «по стенке размажут» и скажут, что так и было), а в спокойной обстановке, лучше наедине с самим собой или с другом, которому вы доверяете. А как же быть с психическим агрессором?

Чувство юмора - лучшее оружие

Замечательный прием - представить обидчика в смешном виде, например, со спущенными штанами, или голым в памперсе, в виде большого и глупого орущего младенца. Представив эту картину, вы просто не сможете не улыбнуться и немного расслабиться, что поможет вам контролировать свои эмоции и ситуацию в целом. Вообще, чувство юмора и удачная шутка способны не только разрядить ситуацию, но и обезоружить вашего противника, рассмешив.

Еще один хороший прием - так называемый разрыв шаблона, неожиданное нарушение хода привычного стереотипа или ритуала. Дело в том, что у хама-агрессора в сознании формируется стереотип не только собственного поведения, но и реакции окружающих, которая в большинстве случаев одинакова. И если вы решили проучить наглеца, не прибегая к помощи физической силы (чего на самом деле нужно избегать всеми способами) - можно попробовать озадачить его своим нестандартным поведением, к которому агрессор окажется не готов. В этом случае он будет поставлен в тупик - привычной ответной реакции ему добиться не удается, и как вести себя он не понимает.

Вот возможный вариант развития событий. Допустим, вы в автобусе слышите нелицеприятный выпад явно в ваш адрес: «Ну и молодежь нынче пошла - никакого уважения к старшим!» - «Точно! - отзываетесь вы. - Какая-то дефективная молодежь, не то что раньше!» - «Не умничай, а то милицию вызову!» - Вы: «Милиция! Где же вы, стражи порядка!». Ну и так далее...

Есть еще один очень эффективный прием - не реагировать на оскорбления, дистанцироваться от ситуации и давать оценки происходящего как бы со стороны. Например, вы наступили на ногу человеку в очереди в магазине. Конечно, вы нарушили чужие границы, и нужно извиниться. Как правило, извинения принимаются, и на этом инцидент исчерпывается. Но хам-агрессор может воспользоваться этим, начав на вас словесную и психологическую атаку. В этом случае на оскорбления вы отвечаете фразами типа: «Вы публично оскорбляете меня, а за это вас могут привлечь к административной ответственности». На повторное оскорбление вы спокойно отвечаете в том же духе - и, как правило, агрессор потихоньку сдувается, как воздушный шарик. Тут главное - говорить отстраненно, уверенно и без эмоций.

В целом можно сказать, что если этого человека вы видите в первый и последний раз и у вас нет надобности его перевоспитывать, то проще игнорировать его поведение, поняв для себя, что это его проблемы, подъемы давления и дорога к инвалидности. Но в случае, когда мы встречаемся с этим субъектом или группой лиц неоднократно, на работе или в местах обитания, последний прием - установить и сохранять границы, не позволяя грубым и агрессивным людям регулярно и безнаказанно их нарушать.

Удар исподтишка

К нему особенно склонны «горячо любящие нас» родственники, заклятые друзья и некоторые хищные сослуживцы. На открытое хамство они, как правило, не идут, а стараются ударить эдак незаметно и при этом нередко с улыбочкой. Улыбка эта обычно ставит жертву в тупик, временно лишает ее возможности быстро и адекватно ответить - чем и пользуется агрессор.

К примеру, вы пришли на работу в обновке, а коллега Иванова вам говорит: «Ой, у тебя новое платье! У Сидоровой из соседнего отдела точно такое же. Но ей идет, а ты стала похожа на колхозницу» - и сладенько улыбается.

Чем характерна эта ситуация? Иванова, говоря в ваш адрес малоприятные слова, создает послание с двумя противоположными смыслами. Это прежде всего желание унизить - для собственного удовольствия и компенсации своих психологических проблем, а также - фиктивную симпатию, чтобы замаскировать негатив, иногда даже от своего собственного сознания.

Как лучше действовать в такой ситуации? Если вы хотите пресечь подобное поведение Ивановой - нужно в достаточно жесткой форме вернуть ей ответственность за ее поведение, и пусть уже она вылезает из собственноручно вырытой ямы без вашей помощи. Четко и конкретно, деловым серьезным тоном задайте ей вопрос в лоб - «Я не поняла, что ты имеешь ввиду. Это комплимент или оскорбление?»

После пары таких жестких словесных отпоров Иванова предпочтет помалкивать, или, по крайней мере, контролировать свою речь.

В целом помните: от психологической агрессии можно избавиться, только если вы будете меньше зависеть от чьих-то оценок и поведения. В таком случае они потеряют для вас свою значимость и вы сможете жить своей жизнью и своими подлинными интересами, а не тем, что вам пытаются навязать агрессоры и манипуляторы.

via

отношения, психика, коммуникации, психология

Previous post Next post
Up