Оригинал взят у
old_pskov_today в
Район города, где нет "дворцов", остались только "хижины" - псковское "завокзалье".Оригинал взят у
ak1961 в
Район города, где нет "дворцов", остались только "хижины" - псковское "завокзалье".В большинстве крупных (и не очень крупных) городов, где мне приходилось бывать, пространство обычно бывает очень четко разделено железной дорогой на мир "парадный", со стороны которой и размещен пассажирский железнодорожный вокзал, и - мир "завокзальный". В "завокзальном", как правило, расположена довольно зачумленная промзона и трущобы, в которых обитают социальные или этнические маргиналии. Зачастую - одновременно и социальные, и этнические.
Обычно такие места пользуются дурной репутацией и "горожане" стараются лишний раз туда не заходить. На самом же деле - это иллюзия, в основе которой лежит некоторая внешняя "запущенность" облика этих действительно совсем не парадных кварталов. Вот вчера я и решил прокатиться по "завокзалью" по двум улицам с очень характерными названиями - "Железнодорожная" и "Паровозная".
Улицу Железнодорожную я начал проезжать "с конца" - от ее перекрестка с улицей Советской Армии, возле мебельной фабрики. Собственно, само начало, во-первых, хорошо демонстрирует упомянутую "зачумленную промзону", а во-вторых, говоря строго, не является "завокзальем", поэтому фотоаппарат я расчехлил только после того, как переехал железнодорожную линию на Ригу.
А там, совсем рядом с переездом, расположена такая вот станция, о которой многие и не знают даже...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/373752/122761453.4e/0_19e104_b3700801_XXL.jpg)
Совсем недавно улица эта напоминала фронтовую дорогу после обстрела, но - сейчас идет активный ремонт покрытия. Придорожного пространства он совсем не касается...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/517809/122761453.4e/0_19e105_442972a0_XXL.jpg)
Там, совсем недалеко (сотня метров) от ж-д переездов, можно найти живописную березовую рощу и небольшое проточное озерко. Роща вполне пригодна для сбора соответствующих грибов, а озерко - для ловли соответствующей рыбы. Нередко по лету видел, как люди в нем купаются (жуть - река же рядом!) и сидят с удочками на берегах. В основном, конечно, мальчишки лет 12, но однажды даже заметил (с удочками) двух взрослых прилично одетых тетенек..
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/517809/122761453.4e/0_19e106_91d10e41_XXL.jpg)
Кстати сказать, много раз видел возле не самых чистых водоемов вот такие плакаты (разной степени облупленности), и так до сих пор и не понял, что они означают - что воду нельзя пить, или же - наоборот?
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/373752/122761453.4e/0_19e107_b414736_XXL.jpg)
От озерка улица Железнодорожная полетела по прямой, сияя новеньким асфальтом. Слева - забор какого-то полуживого промпредприятия, справа, простите - болото, из которого и питается то самое озерко.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/370846/122761453.4e/0_19e108_10668aeb_XXL.jpg)
А вот здесь еще на моей памяти был район трущоб - каких-то перекошенных бараков совсем без воды и с неисправным печным отоплением, жители которых долго писали на стенах протестные лозунги. Как сейчас помню - "позор властям за современные трущобы! здесь живут люди! умирают дети!". Лозунги эти поимели немного действия, гораздо эффективнее оказались неисправные дымоходы у печек - после пожара всех жильцов, разумеется, сразу расселили. Теперь та земля роздана предпринимателям, и там процветает малый бизнес - в основном торговля стройматериалами и "авторазборка". Ну и там же где-то - база ОМОНа, кстати говоря...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/122761453.4e/0_19e109_c13722de_XXL.jpg)
Слева же - воинское захоронение. Более 50000 советских военнопленных были убиты немцами только здесь, в этом месте, и только с 1942 по 1943 год. С южной стороны кургана в наши дни хоронят тела бойцов, обнаруженных поисковиками.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/509885/122761453.4f/0_19e11f_64bc401d_XXL.jpg)
Приближался перекресток с улицей Декабристов. И хотя знак показывал, что главная дорога шла направо, улица Железнодорожная шла прямо и чуть левее.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/122761453.4e/0_19e10a_72e66ed4_XXL.jpg)
Тут, собственно, она пересекала так называемую "Морозовскую ветку", обход с Рижской линии на Дновскую, минуя станцию Псков.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/122761453.4e/0_19e10b_78c46de2_XXL.jpg)
Тут улица проходи по совсем уж глухому участку, где даже фонарей нет!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/122761453.4e/0_19e10c_9e4065d0_XXL.jpg)
Однако метров через 150, после поворота на улицу Бродского (...которого именно? Мы знаем троих Бродских - поэта, нобелевского лауреата; революционера и художника, автора известного портрета Сталина; сахарозаводчика и мецената, жертвовавшего астрономические суммы на благотворительность) улица Железнодорожная приобретает фонари и культурное озеленение, но теряет при этом дорожное покрытие.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/478076/122761453.4e/0_19e10d_b6dcfad7_XXL.jpg)
Еще через пару сотен метров слева появляются здания служб железнодорожной станции, а сама улица уходит в настоящий зеленый туннель.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368796/122761453.4e/0_19e10e_e9ce3837_XXL.jpg)
Скоро она выйдет на некое подобие площади с руинами архитектурных памятников середины ХХ века - гостиницы для локомотивных бригад (не сохранились), Дома Культуры железнодорожников (руинирован) и железнодорожной столовой (здание перестроено в наши дни). Приятно было видеть наряд полиции - возле памятников. Был там и еще один - памятник паровозу, но его убрали куда-то в менее запущенное место.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/122761453.4e/0_19e10f_afbb51e6_XXL.jpg)
С этого места Железнодорожная как-то стала путаться с улицей Паровозной, и на нее, помеченную знаком как "главную", я и свернул - направо.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/508911/122761453.4e/0_19e110_b639ce73_XXL.jpg)
Дома под первыми номерами по Паровозной, по завокзальным меркам, сошли бы за "дворцы"...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/370846/122761453.4e/0_19e111_71914eb1_XXL.jpg)
Но сразу же дальше начались привычные уже "хижины". А вдалеке, в самом конце улицы, если можно разглядеть - насыпь с рельсами!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/517809/122761453.4e/0_19e112_be537da9_XXL.jpg)
Это опять была Морозовская ветка, которую пересекала улица Паровозная. Или - Морозовская ветка пересекала улицу Паровозную? Пару лет назад пересечение это было совсем уж "нелегитимным", но недавно установили мостки пешеходного перехода, правда - без всякого знака, информирующего об этом.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/750182/122761453.4f/0_19e113_2098b43c_XXL.jpg)
Перейдя через насыпь, я оглянулся назад. Там, между Морозовской веткой и локомотивным депо, располагается весьма малодоступный квартал из зачуханных пятиэтажек, как называют местные - микрорайон "на болоте", но зато с вполне доступными ценами на квартиры, кстати говоря. Ну и - с социальными последствиями таковых.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368796/122761453.4f/0_19e114_e3f541ec_XXL.jpg)
Улица же Паровозная еще шла вперед, но - очень недалеко, упираясь в уже знакомую улицу Декабристов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372429/122761453.4f/0_19e115_a1ce4497_XXL.jpg)
Не вполне понятно, какое отношение имели декабристы к этой, по сути дела, загородной дороге. Во времена декабристов в России еще не было ни паровозов, ни железных дорог...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/370378/122761453.4f/0_19e116_d83317b9_XXL.jpg)
В конце концов улица эта вывела меня из "железнодорожной" тематики в более современную - авиационную. Теперь это сооружение по недоразумению называется "международный аэропорт", и отправляется отсюда один, что ли, рейс в неделю, в то время как при "кровавом режиме" это был аэропорт локальный, откуда уходило два с лишним десятка рейсов в день.
Но все это уже не имеет никакого отношения ни к железной дороге вообще, ни к завокзальному району в частности...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/476282/122761453.4f/0_19e117_c65dcf35_XXL.jpg)