Это были довольно занятные ~20 или сколько там часов геймплея. Это был не первый раз, когда пытался в неё играть, первый был весьма давно, я застрял где-то не очень далеко от начала, на одном из первых боссов, попытался применить чит-коды, сдулся очень быстро и отложил её до лучших времён. Ну, похоже, спустя столько лет я таки научился лучше играть, потому что в этот раз читы не понадобились, только подсказки прохождения, которые успокаивали меня высказываниями типа "это не сложный босс" или "это сложный босс". *вздохнул*
Это игра 2000 года и она, ну, скажем честно, довольно средняя. Она плохо выглядит, при виде лиц героев хочется зажмуриться. Хотя монстры сносные, а несколько сюжетных видео-роликов... не cinematic promo Ведьмака, конечно, но жить можно. Одна из главных вещей, которые меня раздражали, впрочем, факт что гг выглядит в роликах сильно иначе, с широкой наетой рожей, тогда как в игре у него более благородный вид.
В ней дурацкая карта. Они не показывает, где ты находишься сейчас. Она не показывает доступные места, если ты в них ещё не был, даже если ты проходил мимо и тыкался в закрытую дверь. При этом там везде долбаный витиеватый лабиринт, что для таких как я смерти подобно. Я не ориентируюсь в играх на местности от слова совсем, если только это не дцатый раз, когда я иду по тому же маршруту. А тут если подземельям с монстрами можно и это естественно, то когда города имеют большую пачку тупиков с единственным способом попасть в какое-то место, без переходов между домами, и при этом нет никаких меток, куда ты сейчас идёшь... При этом игра не длинная, так что реально намотать дцать кругов ты просто не успеваешь.
Музыка! Музыка хорошая, местами отличная!
Непосредственно геймплей. Вообще, самое ужасное это отсутствие пояснений внутри игры. К игре прилагался мануал.pdf с разным лором, рассказом о кланах, каким-то рассказом, а также списком хоткеев, дисциплин и врагов... Не прочитав которые, ты рискуешь пропустить пол-игры. Я их не читал. Мне пришлось гуглить про свитки и кое-что из дисциплин, а список хоткеев просто распечатал, чтобы первое время подглядывать. Распечатал на вторую сессию игры, когда на первой понял, что это ад тыкать во всё мышкой. Нормально пользоваться свитками я так и не научился, игра закончилась раньше. Объяснения о прокачке персонажей тоже все в мануале, в игре остаётся только догадываться, зачем тебе качать что-то кроме связки сила + ловкость + выносливость, потому что только они заметно влияют на твою выживаемость. Остальное вроде как должно влиять на применение дисциплин, на общение... Но так как это нигде не указано, а в бою больше всего значения имеют криты и не промахнуться, а не сам по себе факт, что магия стала чуть сильнее, то это не заметно. С общением в игре вообще швах. Заметны только разницы в цене у торговцев, потому что, в общем-то, общение в игре отсутствует как факт. И, да, насчёт критов - из-за этого я ОЧЕНЬ часто сохранялся. Буквально, после каждой пройденной комнаты, а местами и по несколько раз в процессе. Со стороны, наверное, выглядит очень тупо, но я ненавижу перепроходить одних и тех же монстров по несколько раз, если первый раз я вынес кого-то с первого удара, а во второй я попался ему под руку и меня вынесло почти сразу, и так несколько раз. Ещё одна ужасная вещь это камера. Чтобы увидеть что-то вокруг, надо постоянно вращать её во все стороны, потому что противник периодически пропадает из вида, а герой, находящийся под твоим управлением (не ИИ), не имеет привычки бить кого-то без приказа. А ещё нельзя посмотреть наверх. WTF.
Сюжет. Главные минусы сюжета это его местами излишне навязчивая линейность и кажущаяся нелогичность, отсутствие вообще чего-либо вне главной ветки, которая безумно короткая. Если подумать, её и веткой-то не назовёшь, потому что выбора, куда идти и что делать, у героя особо нет. Что бы ты ни сказал, тебя всё равно пошлют убивать того чувака. Ну, разве что по шее дадут за пререкательство. Единственный настоящий выбор дадут только в конце. Кроме этого в сюжете есть зияющие дыры, которые никак не раскрываются, в принципе. Ну, и если можно назвать это выбором, там сопартийцая некоторым можно отказывать, чтобы они с тобой не шли. По идее, диалоги в таком случае были бы местами иные. Изначально дают играть за чувака, которого я зову главным героем, Кристофа Ромуалда, однако главный он только по сюжету. В процессе игры к нему присоединяются разные персонажи, и в плане геймплея можно переключиться на любого из них, и за "гг" будет играть искусственный интеллект. Потрясающе тупой и кошмарный искусственный интеллект, на который я в процессе ругался гораздо больше, чем на всё остальное вместе взятое, потому что, боги, ну нельзя же так тупить. Вы вампиры, мать его, или кто, почему вы не пьёте кровь сами, ну столько врагов же вокруг, почему надо обязательно дожидаться впадения в неконтроллируемую ярость, чтобы вцепиться в сопартийца. А потом просто сдохнуть, потому что ну лечиться-то нечем, крови же нет. А-а-а. Так, кхм, сюжет. Игра начинается в Праге двенадцатого века, мы успеваем посмотреть на Кристофа ещё человеком и на то, как он с первого взгляда влюбляется в одну монашенку. И с этой замечательно устойчивой привязанностью к оной он проходит всю игру, что, признаться, вызывает у меня некоторую долю недоумения. Но да ладно, любовь странная и непонятная штука, особенно когда ты умер и это может быть твоей последней зацепкой за свою человечность. Которую я позволил ему потерять и вообще слабо вижу, как можно было пройти игру, не перебив кучу народа. Полиция/стража невероятно доставучие и в городах нет мест, где можно тихо поужинать, чтобы в тебя не начали стрелять. В Bloodlines я обожал место в Санта-Монике, куда парни периодически заходили пописать, а девушки - просто постоять... Это был такой подарок со стороны разработчиков. Тут же даже загадочные тёмные закутки вообще не спасали. Не понимаю, зачем так делать. Но я опять отвлёкся. Я, признаться, некоторые перипетии сюжета упустил и мотивация возлюбленной гг от меня ушла практически полностью. Узнав, кем он стал, она начинает искать об этом информацию, причём из первых рук, а то правда же, у кого ещё спрашивать про вампиров, кроме самих вампиров, особенно когда ты субтильная монашенка, а на дворе 12й век и интернет ещё не изобрели... Кристоф, в свою очередь, теперь привязан к своему сиру и своему клану, и это отдельная боль, что клан в игре выбрать нельзя и ты или бружа, или не играешь вообще. Хотя бружа 12 века это совсем не те унылейшие панки из двадцатого, и то хлеб. Нет, в 12 веке они были благородны и умны (хотя всё равно скучные). Забавно, что несмотря на то, что во всей игре единственный кто заинтересован в поисках монашенки, это Кристоф, тем не менее куда бы его ни посылали, всё так или иначе с ней связано. Он успевает сгонять в Вену и вернуться в Прагу, чтобы там его, в конечном итоге, в шаге от возлюбленной завалило камнями. Просыпается он уже в 20 веке, все накопленные с таким трудом деньги и вещи благополучно потеряны, о бывших соратниках мы больше не услышим ни слова. Судя по тому, что вампиры в игре довольно неубиваемые, можно было бы предположить, что они тоже где-то сохранились... Если считать правила конкретно этой игры каноном и не лезть никуда вне него. Потому что в тех же Bloodlines при получении сильного урона героя вполне себе настигает финальная смерть, а не какое-то там оцепенение, которое легко снимается. Это, кстати, второй половины игры тоже касается - совершенно все, с кем мы знакомимся в игре, не имеют какой-то своей судьбы. И это так не круто. Просыпается он внезапно в Лондоне, в Обществе Леопольда, на выходе из которого стремительно набирает новых друзей, которые не прочь помочь ему искать его, э-э, возлюбленную? А? Что? Восемь веков прошло? Ладно, он понимает вполне, что в руках вампиров она вполне могла и выжить (что она и делает), но смотрится это очень мило. Тут оказывается, что землю из Праги увезли куда-то в Нью-Йорк, и дальше дело техники, чтобы её найти. И тут получается непонятное. Нам показывают возрождение Вукодлака, и... я не догоняю. Он говорит, что Анезка существует только благодаря его крови, но, э-э. Он упоминает, что вроде как он был в теле той вампирши, но как это работает вообще? Там не только его сознание, но и его кровь как-то в неё поселялась? Мне надо почитать какой-нибудь лор, кажется. Потому что эта тема с воскрешениями выглядит очень странно. А. Если честно, я хотел бы почитать логи всех кат-сцен, где Кристофу что-то объясняют. На встрече с главным врагом герою даётся три выбора. Я специально не стал читать ничего, чтобы выбор был честным и моим, и я попал идеально. Выборы, условно, делятся на "хороший", "плохой" и "злой". Только "хороший" подразумевает продолжение игры ещё некоторое время, потому что придётся бить большого босса вручную, что, судя по прохождению, весьма сложно. Он подразумевает, что Кристоф остался верен своим принципам и стремлению к чистоте и свету, бла-бла-бла, очень романтично, но я лично считаю, что и очень неправдоподобно и слащаво. Не верю я в его чистоту после стольких убитых и после всего, что он прошёл. Условно "плохая" концовка реально плохая для Кристофа. В ней он сдаётся на милость врага и тот, в лучших традициях Цимиске, не стесняется сделать гадость в ответ. И вот тут снова странно. В качестве клятвы верности и дабы привязать Кристофа к себе, ему предлагается выпить крови Вукодлака, и... она его отравляет. Делает сильно злее и подчиняет себе. Почему она не сделала то же самое с Анезкой? Ну, то есть, хотя когда мы видим её в Праге, она явно не в себе, но вот когда мы видим её в настоящем, она же нормальная. При этом её там где-то ранее хвалили за исключительную чистоту, которой они там так наслаждаются. И плюс Кристоф предполагает, что именно она его разбудила. Как? Что там произошло за эти восемь веков в середине, что на неё вдруг перестал действовать этот яд? Но я выбрал третью и доволен, да. Она немного странная по геймплею, потому что тоже подразумевает убийство босса, только почему-то происходит это в кат-сцене, без участия игрока. Я, на самом деле, очень рад, что меня на заставили его бить вручную, потому что судя по количеству здоровья, я бы его едва ли выбил. Не хочу даже пытаться, если честно. В третьем варианте концовки Кристоф выпивает кровь Вукодлака и поглощает его силу. К сожалению, вместе с "его злом", но злой Кристоф, говорящий бывшим сопартийцам "Humanity is overrated", это очень мимими, так что я принимаю эту концовку как единственно верную и логичную. К сожалению, опять же, в ней он обещает прийти по душу своего сира, чего мне очень бы хотелось и вообще поиграть ещё хотя бы столько же часов. Но, увы, продолжения игры не предусмотрено. Зато если бы эта история была вписана в канон, можно было бы считать, что Кристоф ныне стоит во главе как бы не вообще всего Саббата, если не какой-то части. Жаль, что факт сильно разных вариантов не позволяет делать продолжения как таковые и даже мельком упомянуть его, например, в Bloodlines (игнорируем факт, что их делала другая компания).
В общем, я, кажется, так доволен концовкой, то даже ещё разок сыграл бы. Даром, что умом я понимаю, что мне нужна только сюжетная часть, а её проще найти где-то в сети, чем ради неё проходить опять всех этих монстров в компании с самым тупым ИИ, который я видел.
[последнее про сюжет]У них там, кстати, такая история, почти "Ромео и Джульетта". Он в неё влюбляется с первого взгляда, она - на словах нет, но судя по всей той херне, что она делает, тоже, по уши. Но его посчитали нужным для клана и завербовали без права переписки с внешним миром, но когда новоиспечённые вампиры слушались вообще своих сиров? Серьёзно? И начинается эта пляска сквозь века. Она ищет способ ему вернуть человечность, он ищет её, желая вызволить из рук тех, у кого она оказалась в своих поисках. Потому что она-то не может знать, что от Цимиске живыми не уходят, тем более люди. По пути его используют все, кто может и хочет, в обмен на информацию. При этом когда он первый раз её находит, она посылает его к чертям, но он же мужик, он считает, что ему виднее, где ей предполагается быть. И вот когда он её находит снова, уже в новом времени, внезапно она ждёт его. Почему она снова вернулась к своему прежнему состоянию? Но он в любой из трёх концовок её убивает. Вероятнее всего, во всех трёх обращает в вампира, но только в одной по её соглашению и желанию. Зачем ей это? И неужели его собственная кровь реально не может стать заменой крови Вукодлака, чтобы поддерживать в ней жизнь гуля, не обязывая её пить кровь людей? Кристоф на момент конца игры очень сильный чувак всё-таки. Ну, в "хорошей" концовке из них получилась бы милая пара, вероятно. В той, которую выбрал я... Вообще, я предполагаю, что даже став более злым, он продолжает её любить, так что у неё, при должном количестве ума, все шансы стать достойной ему и уравновешивающей его парой. При том что фактически она значительно старше его, ведь пока он восемь веков провалялся без сознания, она жила и, смею надеяться, училась. Он ведь с кровью Вукодлака его знания не впитал, нет? Не должен бы, только силу.