Oct 18, 2005 19:19
При прочтении прекраснейшего дневника одного из своих новых друзей я вспомнил одну историю. Что именно повлияло на это... изящное ли сплетение слов в записях друга, осознание смысла которых для меня оказывалось ab initio трудоемкой задачей, или же дождь за окном... сказать тяжело. Скорее всего и то, и другое.
"Что за чудный, что за дивный феномен нравственного мира героини этих записок, с ее юношескою проказливостью, рыцарским духом; отвращением к женскому платью и женским занятиям, с ее глубоким поэтическим чувством, с ее грустным, тоскливым порыванием на раздолье вольной жизни..." - так помнится писал критик В.Г. Белинский по поводу "Записок кавалерист-девицы Н.А. Дуровой".
Совсем недавно мне довелось побывать в маленьком провинциальном городке, в котором когда-то провела свои последние дни и была захоронена Надежда Андреевна. Похоронили ее на городском кладбище вблизи Александровского парка возле Троицкой церкви. За церковью или перед ней... сейчас определить трудно, так как в 30-х годах (уже) прошлого столетия ее взорвали, а кладбище вместе с гранитными надгробиями сровняли с землей. Эпоха пятилеток, парадоксов и ударного труда породила на том месте детский садик и несколько жилых домов, один из которых отвели для слепых людей. Церковь превратилась в небольшую "горку", с которой зимой дети катались на лыжах. В конце 80-х с помощью чудом сохранившихся фотографий и архивных записей московским архитектором Федором Ляхом было примерно установлено место могилы Надежды Андреевны. Ныне же на это место указывает большая глыба мрамора, стоящая на бетонном пьедестале. Когда я обходил эту бетонную плиту, то обратил внимание, что на ней с краю виднеются какие-то буквы. Присмотревшись, удалось разобрать слово-имя "ДИМА".
... Осень. Октябрь. За Димкой - учеником 3-го класса обычной средней школы (носящей имя Н.А. Дуровой) - зашел его друг, с которым они жили в одном дворе и учились в параллельных классах. Несмотря на холодный осенний утренний дождь и уличную грязь, они побежали в парк, что находился совсем рядом. Занятия в школе во вторую смену - после обеда, а погода... разве она может остановить мальчишек от беготни в осеннем старом парке, куда и ветру попасть не под силу, и где листьев нападало столько, что ступаешь по ним словно по перине...
Выбежав из подъезда, ребята заметили своего "друга"-архитектора, с которым они провели практически все лето - он что-то измерял и копал возле их парка и "горки", а они бегали рядом и выжидали удобного случая, чтобы стащить его лопаты для постройки в парке столь необходимого для всех мальчишек сооружения - землянки. В этот раз архитектор, одетый в плащ с капюшоном, пригнал какой-то грузовик к месту с табличкой "Здесь захоронена кавалерист-девица ..." и указывал водителю то на деревянные щитки, то на бочку в кузове машины с надписью "БЕТОН". Ребята поздоровались и убежали в парк, а когда через полтора часа вернулись, то ни архитектора, ни грузовика уже не было, а на месте таблички стояла деревянная коробка, залитая бетоном. Димка, зная, что рядом никого, кроме него и друга, нет, аккуратно вывел пальцем по свежему бетону "ДИМА", после чего ребята побежали собираться в школу.
Сейчас Димка живет в том же доме с родителями, к которым он недавно вернулся из "мест не столь отдаленных", и устроился работать в находящийся по соседству с его домом и парком "Детский приют"... воспитателем (это действительно так!). Каждый день, идя на работу и возвращаясь с нее, он проходит мимо этого memoryала, где когда-то он неосознанно увековечил себя... а скорее всего лишь имя-слово "ДИМА".