все, что вы хотели узнать о финском лесе

Jan 14, 2014 23:07

Под влиянием комментариев к предыдущему посту мне пришло одно желанье: записать все, что я знаю про финский лес.

Лес занимает 70% территории страны, это, кажется, абсолютный рекорд. Большинство лесов - в частном владении, государственных лесов очень мало. При этом во всех лесах действует "право каждого человека": любой человек может ходить в любом лесу, и собирать там грибы и ягоды. Исключение составляет только территория, примыкающая к жилью - собирать ягоды прямо у людей под окнами нельзя. Огораживать лес, даже свой собственный, запрещено. В любом месте, на любой частой территории можно остановиться на одну ночь. Опять же, только не вблизи жилья. При этом разводить на земле огонь нежелательно, если только нет угрозы для жизни. В национальных парках условия с ночевками и кострами могут быть жестче, но такого, чтобы нельзя было собирать грибы и ягоды, я еще не встречала.

Все это, конечно, возникло не на пустом месте, а в стране, где в сытые годы в хлеб добавляли 30% сосновой коры, а в голодные - и все 70%. У меня оно еще ассоциируется с очерком Рунеберга, в котором он описывает нравы северных крестьян. Он пишет, что в полной мере оценить великолепие финской природы можно не на юге (где, собственно и живет большинство населения), потому что там, где человек силен и относительно благополучен, природа ему подчиняется и мельчает, а на севере, где человек беден и сир, а природа предстает в мощном великолепии.
Так вот, описывая нравы местных крестьян, он пишет, что они всегда дают заночевать на своей земле, а так же впускают  и кормят бродяг. Такие бродяги - это как бы часть местной культуры, они все время куда-то движутся, иногда перебиваются случайной работой. Но ночлег и какая-то еда им всегда обеспечены даром, а иногда хозяева даже подвозят их на своих клячах до следующего хутора. Такая всеобщая круговая порука: жизнь в тех краях трудная, того гляди сам по миру пойдешь, но в поддержке своих ближних можешь быть уверен.

При этом, как известно, финны грибов не едят. Конечно, мы встречали и грибников, у которых в корзинке виднелись белые и красные. Но факт остается фактом: в любом самом людном парке грибы можно находить прямо рядом с дорожками, в том время как ягоды сметают сразу, чуть не вместе с листиками.
Почему так - толком никто не знает.  Я слышала версию, что в случае особо суровой зимы, когда снег такой глубокий, что олени не могут вырыть из-под него ягель, оленеводы перегоняли их далеко на юг, где ягеля нет, но где взамен животные могли выкапывать из-под снега грибы. То есть, грибы не едят потому, что это - пища оленей. Но это звучит немного странно - где мы, а где олени. Чай, не Лапландия.
По другой версии это, наоборот, недавняя тенденция: хорошо зажили финны, и стали нос воротить от любых грибов, кроме лисичек, шампиньонов и болотно-зеленых гигрофоров.

А вплоть до двадцатого века население почти постоянно находилось на грани голода. Выращивать что-то приличное здесь можно было только на Карельском перешейке (собственно, "финский Крым", отвоеванный Красной армией во время советско-финской войны). На всей остальной территории спасало только подсечно-огневое земледелие: лес вырубали, выжигали, кое-как выкорчевывали, и в этой золе пару-тройку лет можно было вырастить  нормальный урожай. Потом переходили на новое место, а прежняя делянка постепенно отрастала. Поэтому старостойных лесов в Финляндии практически нет - всё когда-то горело и отрастало, а то и не по одному разу.
Потом землевладельцы-шведы стали жалеть лес и выжигание запретили. Вот тогда-то в хлеб и начали добавлять по семьдесят процентов опилок...





Ээро Ярнфельд "Выжигание леса"

Сегодня лесом владеют довольно многие финны - не какие-то крупные лесовладельцы, а вполне обычные граждане. Это настолько распространенное явление, что даже в анкете для безработных есть вопрос "нет ли у вас делянки в лесу". Раз в жизни лес можно срубить и продать. Дерево используют много и охотно: деревянные дома, мебель, украшения. Везде много всего деревянного, приятного на ощупь. А участок будет постепенно отрастать и перейдет к сыну, который тоже в нужный момент его срубит и продаст, а участок оставит внуку.
                  

гельсингфорский листок

Previous post Next post
Up