Что для Вас ритм? - Моё эссе, написанное в составе 6 эссе в декабре 2000 года.

Jan 11, 2009 22:16


ЛАРИСА ЕРЁМИНА

Создала блог О РИТМЕ, набираю данный текст буквами - 11.01.2009
Дополнение, шлифовка - 11.01.2009

Первым в сегодня - 11.01.2009 - созданном блоге О РИТМЕ решила поместить моё эссе, которому исполнилось 8 лет.

--------------------------

ЛАРИСА ЕРЁМИНА.

ЧТО ДЛЯ ВАС РИТМ?

Более-менее понятны биологические ритмы. - В определённом ритме бьётся сердце, работают другие органы, вибрируют клетки.
Давно привыкли к лунным ритмам, но влияние фаз Луны на жидкие субстанции человеческого тела или растений осознаётся существенно меньшим количеством народа, нежели влияние на океан в виде приливов-отливов.
Не вызывает возражений ритм (она же периодизация) человеческой жизни: детство - юность - взрослая жизнь. 
Сутки - время года - год - 5-10 лет ещё как-то можно охватить и Разумом, и ощущениями. А сто лет? А тысячу?

В декабре 2000 года расспрашивала разных людей, как они ощущают ритм времени на рубеже столетия-тысячелетия.
Особое впечатление произвели два ответа - "Мне страшно" и "Никак, потому что это условности".
В пользу последнего вроде бы говорит недавно услышанное по радио сообщение, что, согласно новейшим изысканиям, Иисус Христос родился в 5 веке нашей эры.
Впрочем, привычная для современного европейца периодизация истории не раз подвергалась сомнениям / переделам разной степени серьёзности.
На постсоветском пространстве дольше и основательнее других смущает умы математик А. Фоменко.

Видимо, чаще всего понятие ритма связывают с поэзией и музыкой. Однако "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить" - не самый серьёзный упрёк человеку, даже если этот человек - Евгений Онегин.   
Поражает искусство переводчика поэзии, если ему удаётся сохранить ритмический рисунок оригинала. Преодолевать для этого приходится порой неимоверное!
Так, в прародительнице современной европейской поэзии - поэзии античной - ритм создавало определённое соотношение долгих / кратких гласных звуков.
Такое невозможно в русском языке. Для русского ямба, дактиля, всех остальных классических греческих размеров пришлось найти другое организующее начало - соотношение ударных / безударных слогов.
"Гнев, богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына" - гекзаметр гомеровской "Илиады" в переводе Н. Гнедича звучит естественно для русского уха. Отчётливо слышен и аромат древнегреческого благодаря соответствующему ритму, этому стержню поэтической строки. 
Впрочем, ритм характеризует любую речь, не только поэтическую.

Целебное воздействие музыки на человека объясняют, в частности, благотворным действием музыкальных ритмов на ритмы биологические. При этом первенство среди музыкальных инструментов отдаётся певческому голосу как самому естественному.
Самому естественному и потому, что нет посредника в виде, например, струн, деки... И потому, что голос связан с дыханием, которое является самой главной характеристикой живого существа.
Живого от неживого отличаем по "дышит - не дышит".

Парадоксально, но 95 % людей - как утверждают знающие люди - правильно дышать не умеют. 
То есть дыханием своим не владеют.
То есть не используют его немалые возможности.

Так, психологи рекомендуют совместить ритм своего дыхания с ритмом дыхания человека, на которого нужно настроиться.
Настроиться / подстроиться, чтобы понять / прочувствовать его. А потом, может быть, и управлять этим человеком или хотя бы ситуацией общения.

Что происходит, когда человек кивает, если он согласен с собеседником? Или трясёт головой, когда что-то вызывает неприятие? - Ритм этих движений определённым образом регулирует кровообращение, что влияет на восприятие происходящего, настроенность на собеседника.

Психологическая концепция ритмов утверждает влияние музыкальных и поэтических ритмов на жизненный успех исполнителей и слушателей, поскольку ритмически настраивает их на определённое восприятие жизни.
Среди музыкантов есть, оказывается, поверье, что ритм может принести удачи или неудачу.

Логику эту можно, видимо, дать и в более общем виде. - На Смерть и Жизнь можно посмотреть как на Абсолютный Покой и Движение.
Любому движению присущ некий ритм. Присущ он и любой деятельности.
От ритма этой деятельности - ритма созидания либо разрушения - зависит судьба предпринимаемого.

Согласитесь, что житейские выражения типа

- "он опоздал", 
- "хорошо быстро не бывает", 
- "медленно, но верно",
- "качественно и в срок",
- "биржу лихорадит",
- "рынок устоялся",
- "у него всё схвачено"

говорят о влиянии ритма на предприятие.

Уловить ритм момента, держать его, качественно использовать - хорошая задача для того, кто намерен СОЗНАТЕЛЬНО ПЕТЬ Песню Своей Жизни.

ЗНАЧИТ, ЕСЛИ ЧТО-ТО В ЖИЗНИ НЕ ТАК, НЕ ТУДА ИДЁТ, НАРУШЕНА ГАРМОНИЯ, - это результат нарушения ритма?

(Опубликовано в №8-2001 ежемесячного межотраслевого журнала "Деловая столица: Лица бизнеса").

---------------------------------

См мой ЖЖ_пост Я в "ДелСтол". - "Почему я здесь" + 6 эссе. http://larniker.livejournal.com/8313.html

----------------------

Моему Любимому Читателю блога О РИТМЕ предлагаю обратить внимание на мои ЖЖ_блоги:

- О ДЫХАНИИ - http://l-hran-dyhanie.livejournal.com;

- БИОЛОГИЯ - http://l-hran-biology.livejournal.com;

- ОБ ИСКУССТВЕ - http://l-fi-hran-art.livejournal.com .

моёЭссеЧтоДляВас?

Next post
Up