Часть ПЕРВУЮ см
http://l-hran-greece.livejournal.com/1234.html--------------------------------
Н.БАСОВСКАЯ - И это все, за этим, Александр. Она почему-то выбрала повешенье и повесилась. Но зачем они убили младенца, эту маленькую девочку - это вызывает только изумление. Таким образом, представить себе, что вот эта вот гуманистическая картина, которую нарисовал Плутарх, как-нибудь твердо связана с реальным миром Александра, невозможно. Но ведь что-то было.
А.ВЕНЕДИКТОВ - Но я хочу сказать, Маше ответить - у него был сын… детей не было, говорит, он женщин не любил - женщин очень любил.
Н.БАСОВСКАЯ - Очень.
А.ВЕНЕДИКТОВ - Гарем был, на самом деле. И сын был у него.
Н.БАСОВСКАЯ - У него было три жены. Он женился в Бактрии на красавице Роксане.
А.ВЕНЕДИКТОВ - Да.
Н.БАСОВСКАЯ - А затем, во время знаменитого вот этого слияния народов в Сузах, о котором сейчас скажу.
А.ВЕНЕДИКТОВ - Да, да, да, это самое важное.
Н.БАСОВСКАЯ - Он женился еще на двоих: на Статире, старшей дочери Дария - сразу на двоих…
А.ВЕНЕДИКТОВ - На Статире, дочери персидского царя.
Н.БАСОВСКАЯ - Да, и на Парисатиде из дома Артаксеркса III.
А.ВЕНЕДИКТОВ - Да, другой линии.
Н.БАСОВСКАЯ - Т.е. Александр… и везде были дети. Он совершенно не чужд, все ему кого-нибудь родили.
А.ВЕНЕДИКТОВ - Так что Маша, у Вас все впереди.
Н.БАСОВСКАЯ - Так что к чему же он пришел? Что дало Плутарху повод для такого вот этого гимна, конечно, преувеличенного - это именно повод. Плутарх, в сущности, через 500 лет, какие-то свои, пробивающиеся туманные идеи посредством Александра хочет передать. А на самом деле, отринув, забыв концепцию панэллинизма, не забывая, что он бог и веря в это, Александр пришел к той самой утопической идее, которую мы уже с Вами назвали, что она утопична. Но в ней что-то есть рациональное. Идея соединения миров - каких? Там, на Востоке, за долгие годы похода, он понял, что европейский мир и европейская цивилизация, в лице даже блистательной точки, греков, эллинов, и цивилизация Востока разные, но что на Востоке тоже великая цивилизация. Ему, в сущности, стало неловко называть варварами персов, что он делал заочно, а его гетайры так от этого и не отошли. Почему? Да потому что для гетайров здесь были интересы, за этим стояли интересы. Они не хотели видеть, что это не варвары. Но видно это было прекрасно. И в сущности, он пришел к космической идее, которая в этом мире пока вечна и никуда не уходит: о сближении почему-то чуждых и враждебных друг другу Востока и Запада. То, что он совершил, завоевав былую Персидскую державу, дойдя до Индии…
А.ВЕНЕДИКТОВ - До Пенджаба, да.
Н.БАСОВСКАЯ - Да, форсировав Инд, кусочки Индии - т.е. весь почти тогдашний… почти весь цивилизованный мир, требовало какого-то осмысления - как с ним быть дальше? И он пришел к простой мысли, что если не примирить элементы этих миров, то вообще не на что надеяться. Все равно его идея провалилась. Известно, что держава развалилась, ну, на следующий день или в тот же день, когда он умер, по сути. Почти 40 лет диадохи, его приемники, делили его между собой - это все ясно. Но замысел был. И за этим замыслом стоят какие-то вещи извечные. Они будут ощущаться в эпоху Крестовых походов - сближение и отталкивание Востока и Запада - они будут ощущаться в Новое и Новейшее время, они живы сегодня - как жить Востоку и Западу, не уничтожая цивилизацию друг друга, понимая и сближаясь? Не получается.
А.ВЕНЕДИКТОВ - Ну, Александр пытался это технически решить, даже технически.
Н.БАСОВСКАЯ - Очень хорошо.
А.ВЕНЕДИКТОВ - Не гуманитарно - технически.
Н.БАСОВСКАЯ - Очень хорошо, мне напомнили, Алексей Алексеевич, что надо подчеркнуть, что Александр - древний человек, он человек древности. Мы называем эти цивилизации древности и средневековья патриархальными, традиционными. Это традиционная культура. Они мыслили образами, реальными поступками и поступали, подчас, очень наивно. Верх этой наивности - знаменитые бракосочетания в Сузах. Март 324 года до н.э.
А.ВЕНЕДИКТОВ - За год до смерти Александра.
Н.БАСОВСКАЯ - Армия повернула уже назад, под давлением уставших солдат, из Индии они возвращаются. И вот, они снова в сердце былой Персидской державы - в Сузах. Там он и устраивает это действо. Фантастическое. 10 тысяч воинов, македонцев…
А.ВЕНЕДИКТОВ - Македонцев, македонцев.
Н.БАСОВСКАЯ - …из армии Александра женятся…
А.ВЕНЕДИКТОВ - Как говорят, этнических македонцев.
Н.БАСОВСКАЯ - (смеется) Да! …женятся на женщинах Востока - из Персиды, Бактрии, Мидии, Парфии, Согдианы. Среди них 89 высших людей, 89 гетайров, ближайших спутников Александра. Они вступают в браки, конечно, с принцессами. Это Неарх, Селевк, Кратер, Гефестион и сам Александр с двумя, как я уже упоминала. Замечу сразу, что когда умрет Александр и тут же начнет распадаться великая империя, 88 из этих гетайров откажутся от своих этих символических жен из Суз, и только один, Селевк, сохранит свою жену…
А.ВЕНЕДИКТОВ - Селевк.
Н.БАСОВСКАЯ - И кстати, будет достаточно успешен как правитель одной из частей великой державы Александра.
А.ВЕНЕДИКТОВ - И, кстати, его династия удержится дольше всего, династия Селевкидов.
Н.БАСОВСКАЯ - Видимо, он склонен был к некоторой стабильности. Человек древности обладает какими-то общетипологическими чертами, но ни в коем случае они не были никакими не роботами, не одинаковыми. И вот это…
А.ВЕНЕДИКТОВ - Он хотел смешать кровь, он хотел создать единую расу - вот это очень важно.
Н.БАСОВСКАЯ - Да. Он говорил…
А.ВЕНЕДИКТОВ - Единая раса.
Н.БАСОВСКАЯ - Это была записано. Величайший источник - его придворные дневники, которыми древние авторы пользовались. Его письма царице Олимпиаде, своей матери…
А.ВЕНЕДИКТОВ - Маме, да.
Н.БАСОВСКАЯ - …тоже использовались древними авторами. И там была вычитана и донесена потом до нас мысль о том, что он прежде всего, мечтал, что из этих десяти тысяч браков вырастет новое поколение людей. Дети, он делал главную ставку на детей. Но не без основания. Дело в том, что в походе многих солдат до этого сочетания в Сузах сопровождали женщины Востока. Они были просто при обозе, с ними жили эти солдаты.
А.ВЕНЕДИКТОВ - Ну, это не жены, это… это не жены.
Н.БАСОВСКАЯ - У многих, да… у многих были дети. Он хотел это узаконить. И кстати, сначала солдаты были смущены. Многие совсем не хотели обременять себя женами, потому что у них в Македонии…
А.ВЕНЕДИКТОВ - И детьми.
Н.БАСОВСКАЯ - …были и жены, и дети…
А.ВЕНЕДИКТОВ - И дети, и семьи.
Н.БАСОВСКАЯ - А у кого-то, наверное, уже родились и внуки. Они были смущены. Но когда они узнали, сколь щедро царь платит, какое приданое, можно сказать, он дает за ними, они тут же с этой идеей примирились. И конечно, между прочим, Алексей Алексеевич…
А.ВЕНЕДИКТОВ - Да.
Н.БАСОВСКАЯ - Вы правильно упомянули о смешении рас. По сей день совершенно убеждена, в этносах многих-многих народов есть следы этого смешения. Александр все-таки оставил некий след своей наивной затеи.
А.ВЕНЕДИКТОВ - Вы знаете, я думаю, что даже мы, конечно, будем еще заниматься византийскими товарищами - у нас с Вами не было ни одного византийца…
Н.БАСОВСКАЯ - Да.
А.ВЕНЕДИКТОВ - …в нашей программе. Но вот сама Византия - трудно сказать, что она строилась, естественно, через, там, 1700 лет после Александра, по правилам Александра, но идеи, вот эти идеи расового смешения…
Н.БАСОВСКАЯ - Были. Были, были.
А.ВЕНЕДИКТОВ - …чтобы был единый народ, не только единые граждане, но единой крови, да? Перемешивать, перемешивать, все время перемешивать. Госпрограмма - перемешивать.
Н.БАСОВСКАЯ - Но им очень мешала господствующая конфессия религиозная.
А.ВЕНЕДИКТОВ - Ну, это понятно.
Н.БАСОВСКАЯ - А что ж Александр с этим бракосочетанием в Сузах, верил, надеялся, что это получится? Безусловно. Умирать он совершенно не собирался, он готовил очередной поход в Аравию - хотел завоевать Аравию, затем продвинуться по Средиземному морю и северу Африки, пройдя Карфаген, дойти до Геркулесовых столпов…
А.ВЕНЕДИКТОВ - Именно.
Н.БАСОВСКАЯ - И строить державу, контуры ее продвинуть на восток, сделать более отчетливыми, ни на секунду не собираясь умирать. Его смерть таинственна - без конца будут спорить, отравили его, не отравили. Аргументы такие, только косвенные: да, на пиру, выпив очередное огромное количество вина, схватился резко за живот и со стоном упал. Если бы это было отравление, как говорят, духи древних, умер бы мгновенно, потому что медленные яды были пока, якобы, не разработаны. А может, какой гений разработал? После этого он жил 13 дней, сопротивляясь постоянно, не веря, что он умрет, несколько раз объявлял, что «через сутки отправляемся в Аравийский поход», но, хоть он считал себя богом, в руке какого-то другого бога была его собственная жизнь.
А.ВЕНЕДИКТОВ - Да.
Н.БАСОВСКАЯ - В 323 году он скончался в Вавилоне. Люди потом сочинили много легенд. Что какие-то прорицатели не советовали ему заходить на обратном пути в Вавилон…
А.ВЕНЕДИКТОВ - Да, ну, это…
Н.БАСОВСКАЯ - …что это город, где его ждет несчастье… мало ли что они сочинили. Но всегда за этим стоит, прежде всего, интерес к фигуре, привлекательность и колоритность необыкновенной жизни. Завершу тем, что называется античный анекдот - я успею его изложить. Говорят, что очень рано, совсем юношей, только вступив на престол, он встретился в Коринфе, Александр, с Диогеном. Многие пришли к нему на поклон, а Диоген, конечно, нет. И Александр сам пошел посмотреть на Диогена. Он сидел около своей бочки на солнышке. Александр спросил: «Проси, что хочешь, все сделаю для тебя». Диоген попросил: «Посторонись немного, не заслоняй мне солнце». Александр засмеялся и сказал: «Клянусь Зевсом, если бы я не был Александр, то хотел бы стать Диогеном». Они умерли в один год.
А.ВЕНЕДИКТОВ - Наталья Ивановна Басовская. Добавлю я восклицание одного из наших слушателей - к сожалению, не подписано - «Александр - первый глобалист». Вот именно! первый глобалист во всех смыслах этого слова.
http://www.echo.msk.ru/programs/vsetak/48376/