Итоги года сумбурно

Dec 31, 2020 16:24

В уходящем году виртуальное становилось реальным, а реальное - виртуальным.

Взять, например, границы. Это был год, когда границы вдруг снова привлекли к себе всеобщее внимание. Пространственные границы уплотнялись. Межгосударственные рубежи, к виртуальности которых мы почти привыкли, вдруг вновь стали осязаемыми. В большинстве случаев - не просто осязаемыми, а непроницаемыми.

Расстояния и дистанции вдруг тоже ощутились как физическая реальность и стали предметом обсуждений и споров. Не приближаться к самым близким. Мы все в каком-то смысле оказались Орфеями - отказаться от физического контакта, чтобы вместе выйти из Аида-2020; не поддаться соблазнам, просьбам и уговорам, чтобы не смотреть после в отчаянии на наших навсегда уходящих во тьму Эвридик. Кажется, мы справились? Или ещё нет?

Вид из домашнего окна вдруг приобрёл особое значение. Во всяком случае, это самое значение вида из домашнего окна ощутилось свежо и остро. Деревья, крыши, кусочек неба - всё это в уходящем году было тщательно изучено и многократно поблагодарено - за сам факт своего заоконного существования.

ВременнЫе же границы, наоборот, размазались. Слиплись в ком времена года: невнятно прошла мимо наших окон весна, проковыляло кое-как хромое лето, за сумрачно-прелым ноябрём пришла декабрьская оттепель, когда снег стаял почти до земли… С переходом в дистант и онлайн окончательно стёрлись грани между рабочим и личным временем. Точнее, лишённая внешнего обрамления дорогами на работу и обратно домой, рабочая рутина расползлась, как тесто из квашни, вяло и липко заполняя собою всё, что не успели сознательно от неё отгородить.

Стремительное наступление новых технологий весь год утягивало в виртуальность всё больше форм реальной жизни. Одной из первых жертв пали конференции. О чём я больше всего жалею - так это о том, что поездки-по-работе, похоже, уходят в историю. Потому что на конференциях, как известно, важны не столько тексты докладов и даже не только озвучивающие их головы докладчиков, а всё самое интересное вообще происходит в кулуарах. Если добавить к этому атмосферу университетских кампусов, запах библиотек, тишину архивов… И как бы кто ни относился к «академическому туризму», мне путешествовать в таком качестве нравилось гораздо больше, чем в виде обычного туриста… была некая греющая душу и, конечно, снобская иллюзия, что ты приезжаешь куда-то не только затем, чтобы побыть кошельком с глазами, жадными до обмусоленных взглядами тысяч твоих предшественников достопримечательностей.

А ещё возьмём лекции, выставки, концерты и всякие другие формы, условно говоря, духовной жизни. Нет, конечно, когда мрачным промозглым утром тебе не нужно тащиться в универ к первой паре, онлайн выглядит сущим благословением. Или когда вдруг - совершенно свободно! - в твоём распоряжении оказываются такие сокровища, для доступа к которым раньше нужно было физически находиться в городе М, или в городе П, или вообще в городе НЙ.

Впрочем, уже пары месяцев достаточно, чтобы понять, что для, условно говоря, духовной жизни простым смертным одного бестелесного духа явно недостаточно. «2020 год показал нам, что в театре нам важно не столько действие, сколько возможность собираться вместе» - и это справедливо не только в отношении театра. Невозможность встретиться с теми, кто тебе важен и интересен, в реальном публичном пространстве, при том, что виртуально, через зумы и тимсы, к тебе домой ежедневно вламывается куча малознакомого народу - вот, пожалуй, один из главных дискомфортов уходящего года. К которому у меня лично добавился ещё один: привычная и, можно сказать, любимая (как старая мозоль) проблема «нечего надеть», сменилась новой - «некуда носить», и она, скажу я вам, весьма угнетающе действует.

И да, многочисленные бесплатные вебинары надоели ещё быстрее. Так же, как и рекламируемые из каждого утюга книги, статьи и подкасты по саморазвитию. «Нельзя постоянно апгрейдиться, как айфоны, можно быть просто человеком».

В уходящем году я перестала следить за Контактом (чтобы не разочароваться окончательно в людях) и - простите! - забросила чтение Фейсбука (чтобы не разочароваться в себе). Я установила приложение для медитаций и с любопытством наблюдаю за контентом: занятно, что русскоязычные медитации в нём по названиям напоминают заговоры: «Медитация на привлечение успеха», «Медитация на изобилие». В подкастах я перешла исключительно на ВВС4. Я обзавелась бумажным ежедневником, снесла из телефона Инстаграм и даже попыталась вернуться к чтению бумажных книг (эта попытка провалилась, поскольку вступила в противоречие с минималистским решением бумажных книг больше домой не покупать, а библиотеки были закрыты).

На этом мои подвиги и достижения-2020 заканчиваются. Я не выучила новый иностранный язык, не научилась садиться на шпагат, не написала ни одной книги, не сделала ремонт, и ещё много чего «не» из того, что положено было успеть за этот год всем успешным и эффективным. Даже эксперимент по выращиванию брюквы можно считать удачным лишь отчасти.

Так что главным итогом года стало, наверно, понимание того, что real life matters. Со всеми её фичами и багами.
На этом у меня всё. С наступающим!

дыбр

Previous post Next post
Up